Инвестиционная деятельность
Инвестицио́нная де́ятельность, вложение инвестиций (собственных, привлечённых или заёмных средств) и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Это особое правовое и экономическое явление, непосредственно влияющее на социальное и экономическое развитие государства и его регионов. Инвестиционная деятельность опосредует переток капиталов в области, где возможно их наиболее эффективное применение.
Объекты инвестиционной деятельности ограничены материальными объектами, являющимися объектами хозяйственной деятельности. С точки зрения макроэкономики инвестиционная деятельность может трактоваться как создание нового капитала. Согласно действующему российскому законодательству, это капитальные инвестиции – инвестиции в основной капитал, в новое строительство, в реконструкцию предприятий, в приобретение машин, оборудования и иных аналогичных объектов.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности многогранно. В первую очередь это национальные правовые акты, составляющие законодательство об инвестировании. На федеральном уровне в России это: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Закон об инвестиционной деятельности); Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Закон об инвестициях стратегического значения); Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные нормы федеральных отраслевых кодексов – Земельного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ.
Основными участниками инвестиционной деятельности являются инвесторы – лица, вкладывающие свои средства и ожидающие получения прибыли. Они действуют исходя из своих интересов и на свой страх и риск. Согласно российскому законодательству, инвесторами могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные. Деятельность инвестора направлена на получение прибыли или на достижение иного полезного для него эффекта. Инвестиционная деятельность может осуществляться при помощи денежных средств, ценных бумаг и иного имущества (в том числе прав, имеющих денежную оценку).
Федеральным законодательством установлен ряд гарантий, направленных на лучшую защиту прав инвестора в ходе осуществления им инвестиционной деятельности: стабилизационная («дедушкина») оговорка (п. 2 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности), право продления действия льготного режима деятельности, право на защиту капитальных вложений и гарантии равноправия (ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности), запрет национализации без компенсации (ст. 16 Закона об инвестиционной деятельности). Кроме того, законодательством предусматриваются и административные меры, в частности разрешительный порядок инвестирования в стратегические сферы экономики (Закон об инвестициях стратегического значения), и организационные (создание территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности).
Источником правового регулирования инвестиционной деятельности также являются законы субъектов РФ. Они устанавливают различного рода льготы и нужды для того, чтобы привлекать предпринимателей и инвесторов. Как правило, здесь действуют законы субъектов федерации (например, Закон Республики Татарстан от 25 ноября 1998 № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»; Закон Астраханской области от 27 сентября 2017 № 55/2017-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления инвестиционной политики на территории Астраханской области»; Закон Владимирской области от 2 сентября 2002 № 90-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области» и др.), постановления высших исполнительных органов (например, постановление правительства Республики Карелия от 26 декабря 2014 № 415-П «О регламенте сопровождения инвестиционных проектов на территории Республики Карелия»; постановление администрации Владимирской области от 24 декабря 2018 № 950 «Об утверждении государственной программы Владимирской области "Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2019–2023 годы"» и др.).
Кроме того, существенное значение имеют разного рода международные договоры по вопросам защиты инвестиций, затрагивающие инвестиционную деятельность иностранных лиц. Двусторонние договоры об инвестиционной деятельности (точнее – о покровительстве ей и защите инвесторов) получили широкое распространение начиная с 1950-х гг. Одним из первых таких договоров выступило соглашение, заключённое между ФРГ и Пакистаном в 1959 г. Целью таких договоров является предоставление гарантий от разного рода политических рисков, потенциально возникающих в деятельности инвестора, защита инвестора от пристрастного отношения и от национализации имущества [например, включение в двусторонние соглашения положения о запрете национализации имущества и требованиях компенсации в соответствии с т. н. формулой К. Хелла (государственный секретарь США), в соответствии с которой международно-правовой доктриной был разработан стандарт достаточной, действенной и незамедлительной компенсации за национализированное имущество]; включение стабилизационных («дедушкиных») оговорок о неизменности законодательства по отношению к инвестору на определённый срок.
Существуют также многосторонние договоры, влияющие на инвестиционную деятельность. В частности, Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. (цель конвенции – создание и функционирование системы разрешения споров между инвесторами и государствами; Россия не участвует) и Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (задача конвенции – создание механизма страхования иностранных инвестиций; Россия участвует) являются хрестоматийными примерами таких соглашений. Отдельные нормы, прямо затрагивающие инвестиционную деятельность, есть в соглашениях, заключённых в рамках Всемирной торговой организации (ВТО): Генеральном соглашении по торговле услугами 1994 г. (ГАТС) и Соглашении по инвестиционным мерам, связанным с торговлей 1994 г. (ТРИМС).
Тем не менее в 2020-е гг. на международном уровне основной массив регулирующих инвестиционную деятельность норм сосредоточен в двусторонних договорах: государства не готовы к заключению полноценного многостороннего договора по всем аспектам инвестиционной деятельности.
Непосредственно затрагивают инвестиционную деятельность ряд проблем: экономическая нестабильность, постоянные бессистемные изменения в законодательстве, несогласованность государственной политики по поощрению и развитию предпринимательства, отсутствие чёткого механизма обеспечения гарантий для предпринимателей, в том числе и для иностранных инвесторов. При этом следует помнить, что, несмотря на то что нормы, защищающие стратегические интересы государства, иногда могут противоречить его декларируемым приоритетам, они всё же необходимы как инструмент государственной политики в области инвестиционной деятельности.