Центральный банк
Центра́льный банк (англ. central bank), организация, отвечающая за ценовую и финансовую стабильность, а также бесперебойную работу платёжной системы. Конечная или первичная цель деятельности центрального банка определяется таким образом, чтобы содействовать широким общественным интересам. Она включает в себя комбинацию целей ценовой стабильности, сбалансированного экономического роста и устойчивости финансового сектора. Цели закрепляются в законодательстве о центральном банке и остаются неизменными в течение десятилетий. В России целями центрального банка (Банка России или Центрального банка Российской Федерации) являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы; развитие финансового рынка; обеспечение стабильности финансового рынка.
Согласно «Руководству по денежно-кредитной и финансовой статистике» Международного валютного фонда (МВФ), по которому ведётся национальный учёт в каждой юрисдикции, центральный банк определяется как финансовая организация на внутреннем рынке, управляющая ключевыми аспектами финансовой системы. К функциям центрального банка относят денежную эмиссию; проведение денежно-кредитной политики, включая регулирование денежного предложения и кредита; управление международными резервами; операции с МВФ; предоставление кредита другим финансовым организациям, привлекающим депозиты (рефинансирование); финансовые услуги правительству, в том числе размещение государственных ценных бумаг и управление суверенным фондом. В ряде случаев функции центрального банка полностью или частично выполняются правительством. К ним относятся выпуск денег, хранение международных резервов и проведение операций с МВФ.
Название «центральный банк» унаследовано из британского речевого оборота 19 в. «Центральными» называли многофилиальные банки, обладавшие правом эмиссии частных банкнот в своём в городе или регионе. Мода на названия затронула и Российскую империю. В 1873 г. в Санкт-Петербурге был учреждён «Центральный банк русского поземельного кредита». Со временем к столичным банкам Европы, обладавшим тесными связями с властями, перешла монополия на эмиссию банкнот на всей территории, в результате чего они стали единственными «центральными» банками на национальном рынке. В остальном они ничем не отличались от других банков и занимались теми же операциями, включая приём вкладов, учёт векселей, выдачу кредитов и т. д. В начале 21 в. каждый второй центральный банк официально именуется «центральным». Каждый третий наследовал историческое название как банк страны, например Банк Англии, Банк Франции, Банк Финляндии и др. В бывших британских колониях, таких как Австралия, Индия, Новая Зеландия, США, Южная Африка и др., центральные банки называются «резервными» – от резервов денег, которые остальные банки хранили в обязательном порядке на их счетах.
Изучением центральных банков занимаются две экономические школы – институциональная и функциональная. Первая отвечает на вопросы, что из себя представляли первые центральные банки, чем они занимались и как эволюционировали. Функциональная школа занимается исследованиями функций или операций ранних финансовых организаций, которые де-факто являлись центральными банками. Институциональная школа считает, что первым в мире центральным банком был шведский Риксбанк, основанный в 1668 г. и сохранившийся до наших дней. Функциональная школа относит к центральным множество банков, ликвидированных до учреждения современных центральных банков. Например, генуэзский Банк Сан-Джорджо (1407), первым занимавшийся монетизацией дефицита бюджета республики и секьюритизацией правительственного долга, или Банк Амстердама (1609) – первую в мире монополию на безналичные платежи.
Как общественный институт центральный банк прошёл неординарный эволюционный путь. До 17 в. первые бумажные деньги выпускались нерегулярно и в отдельных регионах: Испании (Банк Барселоны, 1401), Неаполе (Банк Неаполя, 1539), Швеции (Банк Стокгольма, 1657). Выпуск банкнот на предъявителя получил распространение только во 2-й половине 19 в.
Жиросчета (giro), или счета, по которым проходили безналичные платежи или переводы клиентов, лежали в основе операций прототипов центрального банка. Большинство будущих центральных банков действовали как жиробанки. Они проводили безналичные расчёты по клиентским операциям (Генуя, Венеция, Амстердам, Гамбург и др.). Модель центрального банка, у которого активы состоят из финансовых требований к государству, а обязательства – из собственного капитала и выпущенных банкнот, стала важной новацией и получила развитие благодаря Банку Англии (1694). Банкиры континентальной Европы отнеслись к новации со скепсисом, однако успех предприятия привёл к популярности эмиссионного финансирования банками государственного бюджета. В результате бумажно-эмиссионные банки были учреждены в Австрии, Пруссии, Испании, Франции и др. В Российской империи первый центральный банк возник в 1768 г. как Государственный ассигнационный банк. Ранние центральные банки по образцу Банка Англии служили преимущественно для эмиссионного финансирования военных действий. Из-за чрезмерного выпуска банкнот и инфляции большинство первых центральных банков были вынуждены закрыться вследствие прекращения конвертации бумажных денег в золото (серебро) и неспособности расплачиваться с вкладчиками.
С 17 вплоть до 20 вв. понятия денежно-кредитной политики не существовало. Во многих странах полностью отсутствовали не только частные банки, но и банки как таковые. По состоянию на 1900 г. центральные банки действовали только в 20 крупнейших экономиках. Они представляли собой частные акционерные общества, выполнявшие функции коммерческих банков. Государственный банк Российской империи (1860) был среди немногочисленных исключений. Во времена существования металлических денежных стандартов в функции центральных банков входили выпуск бумажных денег, поддержание конвертируемости валютного курса к золоту (серебру), предоставление кредитов и обслуживание счетов клиентов. Процентная политика, кроме Банка Англии и Банка Франции, отсутствовала, поскольку управление платёжным балансом происходило через девальвации или ревальвации. Кроме того, центральные банки играли роль платёжного и финансового агента правительства. До 20 в. одной из задач центральных банков было повышение доходов государства за счёт эмиссионного дохода (сеньоража) и дохода от банковской деятельности.
Отличительной особенностью центральных банков с 19 в. становится выполнение роли «кредитора последней инстанции» (англ. lender of last resort) – выражение, придуманное британским экономистом У. Беджготом в 1873 г. Суть этой роли состояла в неограниченном предоставлении коммерческим банкам ликвидности и обмена банкнот на золото в периоды паники вкладчиков. В начале 21 в. устранение дефицита ликвидности в банковском секторе во время финансового кризиса, когда банки теряют доверие к друг другу, стало одной из ключевых функций центрального банка.
Огосударствление центральных банков началось в Великую депрессию, усилилось между двумя мировыми войнами и стало окончательным при деколонизации после Второй мировой войны. Во Франции (1946), Великобритании (1946), Аргентине (1946), Нидерландах (1948), Индии (1949) прошла череда национализаций центральных банков. Огосударствление отражало общественную неудовлетворённость их пассивной политикой – восстановлением металлического денежного стандарта и довоенных фиксированных валютных курсов, а также расширением государственного вмешательства в экономику в ответ на проблемы, порождённые войной.
Современные центральные банки обладают особым правовым статусом, который определён законодательством. В большинстве случаев это юридические лица, формально не относящиеся к государственному сектору, однако обладающие признаками и функциями государственного органа, поскольку они имеют правоустанавливающую способность и контрольные полномочия в области своей ответственности. Тем не менее как культурное и историческое наследие в мире продолжают действовать 9 центральных банков с частной и смешанной собственностью – в Бельгии, Италии, США, Швейцарии и Японии (по состоянию на 2022).
В макроэкономической теории центральный банк рассматривается как проводник денежно-кредитной политики и как общественный институт, которому делегирована часть полномочий. Он отвечает за управление совокупным спросом для достижения целей макроэкономической стабильности. Его политика выделена в самостоятельное направление во избежание конфликта с другими задачами правительства. Роли центрального банка в дизайне денежно-кредитной политики посвящён обширный пласт экономической литературы. Т. Сарджент из Нью-Йоркского университета совместно с Н. Уоллесом из Университета штата Пенсильвания в 1981 г. пришли к выводу о том, что во избежание инфляционных последствий центральному банку и министерству финансов необходимо придерживаться последовательной политики, избегая стимулирования экономического роста посредством мягкой политики («инфляционных сюрпризов») и накопления избыточного госдолга (Sargent. 1981). К. Рогофф из Гарвардского университета в работе 1985 г. обратил внимание на то, что оптимальным для общества будет консервативный центральный банк, уделяющий внимание стабилизации инфляции, а не стимулированию занятости (Rogoff. 1985). Оба исследования оказали существенное влияние на институциональную организацию центрального банка и способствовали изменению законодательства о центральных банках. Как следствие, в большинстве стран центральные банки обладают всеми видами независимости (автономии) – политической, кадровой, бюджетной, операционной, чтобы не зависеть от электоральных циклов и краткосрочных правительственных или отраслевых интересов. Независимый статус центрального банка ведёт к разделению властей на фискальные и денежные и учитывается как в новой классической макроэкономике, так и в новом кейнсианстве.
В 2010-х гг. макроэкономические исследования центрального банка обогатились работами о поведенческих аспектах его руководства и коллективных решениях по денежно-кредитной политике (Masciandaro. 2022). Их прикладным отражением является корпоративное управление в центральном банке и организация коллегиальных органов. Поведенческие теории денежно-кредитной политики объясняют, как влияние кадровой независимости, карьерных стимулов, личных характеристик и гендерной диверсификации руководства влияют на результаты деятельности центрального банка.