Макропруденциальная политика
Макропруденциа́льная поли́тика (англ. macroprudential policy), вид экономической политики государства, направленной на обеспечение стабильности финансовой системы в целом, предотвращение системных угроз, а также снижение риска проявления масштабных финансовых кризисов (панических продаж активов, спекулятивных атак, цепочек дефолтов и банкротств финансовых организаций и т. п.), которые обычно негативно сказываются на функционировании экономики. В качестве системных угроз обычно рассматриваются взрывной рост цен финансовых активов (образование «пузырей»), принятие на себя компаниями и домашними хозяйствами избыточных рисков, а также неконтролируемое накопление задолженности.
Макропруденциальная политика – это относительно новый вид экономической политики, необходимость в постоянной реализации и организационном оформлении которой стала очевидной после потрясений глобального финансового кризиса 2008 г. Анализ причин кризиса (финансовая агломерация, распространение нерегулируемых институтов и операций, проявления «риска недобросовестного поведения», развитие новых финансовых технологий и пр.) показал, что недостаточно контролировать риски на уровне отдельных финансовых институтов (как это делается в рамках микропруденциального регулирования), а необходимо учитывать также взаимосвязи и взаимозависимости различных угроз, в том числе поверх секторальных и национальных границ. В 2009 г. под эгидой Банка международных расчётов решением глав государств и правительств стран «Группы двадцати» (G20) была создана постоянно действующая специализированная организация – Совет по финансовой стабильности (англ. Financial Stability Board). Эта организация обеспечивает координацию действий национальных государств и международных институтов и выработку соответствующих секторальных и функциональных стандартов в сфере макропруденциальной политики (принципы, практики и указания). В частности, Советом были разработаны перечни системно значимых (наиболее крупных и взаимосвязанных) глобальных финансовых организаций и подходы к их регулированию.
Стандартной модели организации макропруденциальной политики на национальном уровне не существует: часто полномочия макропруденциальной политики целиком возлагаются на национальные (центральные) банки, традиционно располагающие эксклюзивной информацией и специальной экспертизой в области финансовых рисков, а также необходимым инструментарием воздействия на рынки, в частности в связи с выполнением функций кредитора последней инстанции. Одновременное осуществление денежно-кредитной политики, а также микропруденциального регулирования центральным банком может способствовать принятию эффективных решений в сфере макропруденциальной политики, однако макропруденциальная политика требует обзора рисков с различных точек зрения и системного подхода к финансовому сектору. Поэтому в её выработке и реализации, как правило, участвуют министерства финансов и экономики, другие правительственные ведомства. Кроме того, в ряде государств созданы специальные коллегиальные органы, осуществляющие межведомственную координацию при реализации макропруденциальной политики (в России таким органом является Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности). На такие органы могут также непосредственно возлагаться полномочия проведения макропруденциальной политики.
Макропруденциальная политика предусматривает осуществление постоянного мониторинга, идентификации и оценки потенциальных системных рисков, а при необходимости – их нейтрализацию. Чаще всего в качестве инструментария макропруденциальной политики используют дополнительные меры микропруденциального контроля, относящиеся к определённым типам финансовых институтов (например, контрциклические надбавки к требованиям достаточности капитала) и/или рыночных операций (лимиты и пр.). К особенностям макропруденциальной политики относятся особое внимание, уделяемое структурным взаимосвязям финансовой системы, рассмотрение её взаимодействий с реальным сектором экономики, а также оперативное ситуационное принятие решений.