Собственность
Со́бственность, система общественных отношений, в рамках которой реализуется принадлежность совокупности материальных (предметы, территории, финансовые средства, живые существа и др.) и нематериальных (знания, профессиональные навыки, результаты творческой деятельности и др.) благ, созданных людьми или природного происхождения (объектов собственности), отдельному индивидууму, группе лиц или обществу в целом. Собственность формируется в сфере распределения и перераспределения благ и выступает одним из основополагающих устоев общественной жизни. Исторически сложившаяся система собственности, в её институционально установленных правах на совершение или на запрет действий в отношении объектов собственности, признаётся приоритетной институциональной характеристикой общественного устройства, правовой, политической и экономической системы как право собственности. Наряду с личными неимущественными правами право собственности составляет юридическую основу существования общества. Вместе с тем без собственности невозможна и сколько-нибудь развитая система общественных отношений (по мнению Т. Веблена, только в наиболее архаичных малых группах первобытных народов, ведущих мирный образ жизни, все усилия которых направлены на поддержание жизнеспособности группы, «индивидуальная собственность не является преобладающей чертой в системе экономических отношений»).
Происхождение и формы собственности
Происхождение собственности связывают как с ростом производительности труда (присвоение появившихся в процессе общественной трудовой деятельности «излишков», превышающих критический минимум для выживания сообщества), так и с развитием насилия (собственность как «трофей»). В различных экономических теориях подчёркивается та или иная сторона собственности, например: полезное благо, актив (т. е. ожидаемая доходность), ликвидность (защита от неопределённости), определяющая характеристика системы производственных отношений и т. д.
Основными формами собственности выступают частная собственность (объекты собственности принадлежат отдельному физическому лицу или группе лиц, в том числе юридическому лицу) и общественная собственность (объекты собственности принадлежат всему обществу или государству; например, муниципальная собственность); иногда отдельной формой считают смешанную собственность, допускающую совместное владение объектом собственности государством и частными юридическими или физическими лицами (в том числе зарубежными).
Во многих государствах, в том числе в Российской Федерации, особый статус имеет земельная собственность: присущая землевладению свобода пользования и распоряжения землёй ограничивается требованием охраны земельных ресурсов и учёта законных интересов других лиц. Выраженной спецификой обладает интеллектуальная собственность.
В начале 20 в. как новый этап развития отношений собственности было воспринято широкое распространение акционерной собственности, поскольку она позволяет широким слоям населения приобретать право на доход крупных компаний (теории «диффузии собственности» и «народного капитализма»). Однако коллективное имущество принадлежит акционерному обществу, а право на долю этого имущества владельцы акций получают только при ликвидации акционерного общества, что, по мнению многих экономистов, знаменует потерю собственниками контроля над управлением капиталом [теории абсентеистской собственности (Т. Веблен), пассивной собственности (американский экономист А. Берли (1895–1971))].
Историческое значение собственности
Господство различных форм собственности во многом предопределило историческое разнообразие цивилизационных типов. Если на Древнем Востоке преобладала консолидированная царская или храмовая собственность, подавлявшая развитие частной (индивидуальной, семейной) собственности, то на западе Европы, напротив, уже в античном мире глубоко укоренилась частная собственность; своего расцвета она достигла в Древнем Риме, где была создана система законодательной защиты собственности, послужившая основой и для современного права. При этом античное право собственности распространяло своё действие и на самого человека (раба). Римское право разграничило понятия владения объектом собственности и его держания (распоряжения, пользования им); это разграничение сохранило своё значение и в последующие эпохи. Средневековое аграрное общество опиралось на принцип сословных преимуществ в обладании землёй – главной ценности феодальной эпохи и мерила социального статуса, но допускало и крестьянскую собственность на землю, связанную с государством рентными и фискальными отношениями. Достаточный уровень защиты прав собственности, принадлежавшей городским сословиям (ростовщикам, купцам, ремесленным корпорациям), определил рост их экономических возможностей и социального статуса. Ликвидация в годы Английской революции сеньориальной собственности на землю и утверждение частной собственности на неё явились важнейшей вехой в истории не только этой страны, но и всей Европы и стали основой для будущего экономического и социального доминирования буржуазных сословий. Для политической и экономической мысли эпохи Просвещения характерной чертой стало осознание основополагающего значения права собственности для всего общественного устройства (так, Дж. Локк утверждал, что политическая власть возникает в результате общественного договора, главная цель которого заключалась в защите собственности индивидуума, т. е. его жизни, свободы и имущества). Развитие этих идей привело к пониманию необходимости замены феодально-абсолютистских порядков («старого режима») новым строем, гарантирующим в первую очередь право собственности. Французская революция провозгласила собственность «неприкосновенным и священным правом» (оговорив, однако, возможность его нарушения, но не иначе, «как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного вознаграждения»).
В Новое время право собственности не раз вступало в конфликт с другими правами человека. Особенно характерна в этом смысле история США, где до 1860-х гг. центральной проблемой оставалось рабство, порождающее острейший конфликт между правом человека на свободу и правом собственности.
С 1830-х гг. в Европе как интеллектуальный ответ на обеднение значительных масс населения, вызванную промышленной революцией, широкое распространение получают различные социалистические и коммунистические идеи, предлагавшие либо значительное ограничение частной собственности, либо её упразднение. Наибольшее влияние получило учение К. Маркса, реализация которого на практике (в конкретных исторических условиях) была осуществлена в России, где после захвата власти в результате Октябрьской революции 1917 г. приступили к строительству социализма. Началось историческое соревнование двух социально-экономических систем, в основе которого лежало отношение к собственности. К концу 20 в. это соревнование, принимавшее временами крайне острые формы, завершилось победой рыночной экономики, основанной на господстве частной собственности. Современная собственность как система отношений становится всё более гибкой, постоянно развиваясь как в направлении глобальной концентрации, уже преодолевшей государственные границы, так и в направлении расширения состава собственников с помощью новых финансовых инструментов.