Дефицит бюджета
Дефици́т бюдже́та (лат. deficit – недостаёт), 1) превышение расходов бюджета над его доходами; 2) величина, на которую расходы бюджета превышают его доходы.
Для его покрытия привлекаются источники финансирования дефицита бюджета. Противоположностью дефицита является профицит бюджета. Размер дефицита (профицита) может выражаться в абсолютном выражении, в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП), национальному доходу или в процентах к утверждённому объёму расходов. В ситуациях, когда доходы и расходы примерно равны, бюджет сбалансирован.
В экономической науке вплоть до Дж. Кейнса равновесие бюджета, его бездефицитность определялись как принцип «здоровых финансов», а сведение доходов с расходами при ежегодном принятии и исполнении бюджета выступало первоочередной целью финансовой политики государства (Ханчук. 2005. С. 113). «В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом» (Годин. 2010. С. 231).
Умеренный дефицит является фактором экономического роста, если при этом дополнительные расходы обусловлены созданием новых рабочих мест, модернизацией производства и т. п. (Pelagidis. 2004). Однако длительные периоды чрезмерного дефицита бюджета провоцируют увеличение государственного долга, снижают темпы экономического развития, приводят к экономическим кризисам. В связи с этим в законодательстве устанавливаются предельные величины дефицита бюджетов и правила бюджетной сбалансированности.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) закрепляет требование о том, что «при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета» (ч. 2 ст. 33 БК РФ). В зарубежных источниках содержатся аналогичные ограничения. Например, бюджет Европейского союза подчиняется ежегодному правилу сбалансированного бюджета (Treaty on the Functioning of the European Union, art. 310), при этом правительства государств – членов Европейского союза не должны иметь дефицит бюджета выше 3 % ВВП и обязаны поддерживать уровень долга ниже 60 % ВВП (Council Regulation No 1605/2002, art. 14; Questions and answers).
В советский период развития отечественной экономики бездефицитность и систематическое превышение доходов над расходами рассматривались как достоинство государственного бюджета, а дефицит бюджета включался в число признаков капиталистического способа хозяйствования (Большая советская энциклопедия. Т. 14. 1952. С. 179–180).
В БК РФ содержатся понятия дефицита федерального бюджета, дефицита бюджета субъекта РФ, дефицита местного бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; помимо этого устанавливаются предельные величины дефицита бюджета субъекта РФ и дефицита местного бюджета; система главных администраторов и администраторов финансирования источников дефицита бюджетов; процессуальные особенности формирования и исполнения законов (решений) о бюджете в части определения дефицитов бюджетов и источников их финансирования.
В экономической науке представлены классификации дефицита бюджета по различным основаниям: в зависимости от причины возникновения (чрезвычайный, кризисный, антикризисный, межбюджетный дефициты); в зависимости от экономического содержания и направления воздействия (активный и пассивный); по степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицы (структурный и циклический) и др. (Ханчук. 2005. С. 116–118).
Например, чрезвычайный (неплановый) дефицит возникает в связи с непредвиденным сокращением доходов и/или резким ростом расходов. Такой дефицит сопровождает кризисные периоды развития государств: экономических депрессий, войн и политических потрясений, а также иных чрезвычайных ситуаций. Так, в 2020 г., на фоне принятия масштабных бюджетных мер из-за распространения COVID-19, резко возросли уровни бюджетного дефицита в странах с развитой экономикой, а объём мирового долга достиг исторического максимума за последние 50 лет (Gaspar. 2021).
Для борьбы с чрезвычайным дефицитом государства прибегают к различным, зачастую непопулярным, мерам: увеличивают налоговое бремя, проводят принудительные займы, распродают золотовалютные резервы, вводят секвестр расходов. Осуществление дополнительной денежной эмиссии провоцирует рост инфляции и обесценивание национальной валюты. Так, в начале 1990-х гг. в результате широкомасштабной эмиссии за первые три квартала 1991 г. рублёвая масса возросла с 989 млрд до 1700 млрд руб. (Годин. 2010. С. 232).
Дефицит, установленный при принятии бюджета и не превышающий предельной величины, является плановым (запланированным). В этом случае для его покрытия в законе (решении) о бюджете определяются источники финансирования: внутренние, внешние и иные внешние – для дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (статьи 94, 95 БК РФ), внутренние и иные – для бюджетов муниципальных образований (ст. 96 БК РФ).
Источниками внутреннего финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ являются государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ; кредиты кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы РФ; кредиты иностранных банков в валюте РФ и др. К источникам внешнего финансирования дефицитов бюджетов относятся государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте и др. (ст. 23 БК РФ).
Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета является самостоятельной бюджетной процедурой, которую осуществляют главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита (ст. 219.2 БК РФ).
Дефицит бюджета может быть обусловлен временными кассовыми разрывами и снижением ликвидности счетов бюджетов. Такой дефицит называют случайным (кассовым). Для его покрытия используются остатки средств бюджета на начало текущего финансового года, а также бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы РФ. Обязательства, возникающие в результате осуществления заимствований, формируют государственный долг (РФ, субъектов РФ) и муниципальный долг.