Группа Всемирного банка
Гру́ппа Всеми́рного ба́нка (ГВБ; англ. World Bank Group, WBG), международная финансовая организация, созданная с целью предоставления финансовой и технической помощи развивающимся странам. Была основана в 1944 г. как Международный банк реконструкции и развития, который после появления в его структуре новых институтов развития стал называться Группой Всемирного банка. Группа Всемирного банка – один из крупнейших международных институтов. ГВБ способствует привлечению капитала в развивающиеся страны, является источником консультационной помощи и экспертной поддержки, способствует развитию рынков частного сектора, совершенствованию государственного управления и борьбе с коррупцией в развивающихся странах. Займы предоставляются развивающимся странам по низким ставкам процента либо по беспроцентным кредитам и в форме грантов. Деятельность организации затрагивает такие сферы, как торговля, финансы, здравоохранение, образование, смягчение последствий глобального изменения климата, сельское хозяйство.
Структура и история создания
В число основных институтов Группы Всемирного банка входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА). В июле 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе 44 страны подписали статьи соглашения об учреждении МБРР. В 1960 г. в связи с освобождением из-под колониальной зависимости большого числа стран Африки и появлением новых развивающихся стран была создана МАР. Соглашение об учреждении МАР изначально было подписано 15 странами, а учредительные ресурсы составили 912,7 млн долл. США.
Идея создания Международной финансовой корпорации была заложена ещё в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции. В 1952 г. дискуссии о создании МФК возобновились на уровне Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). В 1956 г. 31 страна подписала соглашение об основании МФК на базе существующих департаментов и институтов Всемирного банка. На момент основания ресурсы МФК составляли около 100 млн долл. США. МФК работает с частным сектором, предоставляя услуги консалтинга и кредитную поддержку.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) был основан в 1966 г. в рамках Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, принятой исполнительными директорами МБРР. Конвенция об учреждении МЦУИС вступила в силу 14 октября 1966 г., после её ратификации 20 странами. МЦУИС является автономным международным институтом, тесно связанным с Всемирным банком. МЦУИС обеспечивает правовые возможности для примирения сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах.
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям было основано в 1988 г. с целью снизить барьеры для движения иностранных инвестиций, а также ускорить процесс развития стран c низким уровнем дохода. Изначально подписантами конвенции об учреждении МИГА стали 29 стран.
Организации, входящие в ГВБ, представлены правительствами государств-членов, которые обладают высшими полномочиями по принятию решений внутри организаций по всем вопросам, включая политику, финансы или вопросы членства.
Система управления ГВБ выстроена по принципу управления корпорацией, акционерами которой являются 189 стран – членов системы институтов ГВБ. Страны-члены управляют Группой Всемирного банка через Советы управляющих и Советы исполнительных директоров. Эти органы принимают все основные решения для организаций.
Верховным органом управления является Совет управляющих, который определяет основные направления политики Всемирного банка. Членами совета являются министры финансов или экономического развития стран, которые встречаются в рамках ежегодных собраний Советов управляющих ГВБ и Международного валютного фонда (МВФ) (ежегодные осенние и весенние совещания).
Операционное управление ГВБ осуществляется четырьмя Советами исполнительных директоров МБРР, МАР, МФК, МИГА. Совет МБРР представлен 25 исполнительными директорами, которые также являются исполнительными директорами МАР и МФК при том условии, что страна, назначившая этих директоров, является также членом МАР и МФК. 5 из 25 исполнительных директоров МБРР назначаются странами – наиболее крупными держателями акций. В настоящее время таковыми являются США, Япония, Германия, Франция, Великобритания. Остальные 20 исполнительных директоров выбираются другими странами-членами. Исполнительные директора избирают Президента, который возглавляет все 4 совета.
Исполнительные директора формируют Совет директоров Всемирного банка, который несёт ответственность за утверждение займов и гарантий ГВБ, принятие стратегий содействия странам, а также принятие других решений, касающихся заимствований и финансовой деятельности банка.
По состоянию на начало 2022 г. высший уровень управления ГВБ был представлен президентом Всемирного банка, 4 управляющими директорами, 27 вице-президентами, председателем Инспекционной группы и генеральным директором Независимой оценочной группы.
Страны-участницы
В настоящее время членами Международного банка реконструкции и развития являются 189 государств. При этом, чтобы стать членом МБРР, страна должна быть и членом МВФ. Для членства в других институтах Группы Всемирного банка страны изначально должны быть членами МБРР.
В тандеме с МВФ и в консультации с другими сотрудниками Группы Всемирного банка вице-президент Корпоративного секретариата координирует процесс нового членства и хранит информацию о статусе членства, включая списки членов.
Страны – члены ГВБ из группы развивающихся стран по требованию Всемирного банка и требованию МВФ готовят национальные стратегии по снижению уровня бедности при проведении консультаций с кругом различных заинтересованных сторон.
Развитые страны, в свою очередь, формируют совместные стратегии по предоставлению помощи развивающимся странам, в которых подробно представлены способы и механизмы реализации отдельных программ ГВБ для конкретных стран. В стратегиях учитывается долгосрочная стратегия развития стран, а также сравнительные преимущества программ Всемирного банка в увязке со стратегиями других доноров для координации и укрепления сотрудничества с ними.
Взаимодействие с другими странами, организациями, объединениями
ГВБ, так же как и МВФ, имеет статус специализированного учреждения (агентства) ООН, по сути выполняя её экономические функции. В системе институтов ООН координирующая роль в решении глобальных экономических проблем принадлежит ЭКОСОС, ГВБ и МВФ осуществляют при этом функции по их решению и исполнению.
Сотрудничество ООН и Всемирного банка распространяется на сферы снижения уровня бедности, содействия устойчивому развитию, а также инвестирования в человеческий капитал. Официально отношения между ООН и Всемирным банком были формализованы специальным соглашением в ноябре 1947 г. Помимо общей повестки дня ООН и Всемирный банк имеют почти один и тот же состав членов. На политическом уровне Всемирный банк имеет статус наблюдателя в нескольких органах ООН, включая Генеральную Ассамблею. ГВБ поддерживает активный диалог со странами-членами, политическими группами, такими как Группа семи, а также с региональными объединениями, такими как, например, Европейский союз.
На операционном уровне Всемирный банк тесно сотрудничает с Программой развития ООН (ПРООН) и другими фондами и программами ООН в рамках осуществления совместных проектов, софинансирования и координации действий. ГВБ является одним из шести спонсоров Совместной программы ООН по ВИЧ/СПИДу и одним из самых крупных доноров в борьбе с ВИЧ/СПИДом. Сотрудничество ГВБ и Всемирной продовольственной программы вносит существенный вклад в международные программы по борьбе с голодом.
Всемирный банк помогает в подготовке глобальных конференций ООН и участвует почти во всех из них, а также является активным участником рабочих групп, создаваемых по итогам конференций ООН для достижения целей и выполнения решений на национальном уровне.
Деятельность
Основной задачей Международного банка реконструкции и развития является снижение уровня бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в кредитоспособных беднейших странах путём предоставления займов, гарантий, разработки методов управления рисками.
Основной целью деятельности Международной ассоциации развития является снижение уровня бедности путём предоставления беспроцентных кредитов и грантов для реализации программ, направленных на повышение экономического роста, снижение уровня социально-экономическое неравенства и улучшение качества жизни населения.
МБРР и МАР предоставляют займы двух основных видов: инвестиционные займы и займы на цели развития. Инвестиционные займы предоставляются развивающимся странам для реализации программ социально-экономического развития в различных отраслях. Займы на цели развития (займы на цели структурных преобразований) предоставляются для поддержки и осуществления реформ экономической политики и институциональных реформ.
Долгосрочные кредиты МАР по определению являются беспроцентными, однако по ним устанавливается комиссионный сбор в размере 0,75% от средств, предоставляемых в качестве займа. Казначейство департамента Всемирного банка руководит всеми осуществляемыми МБРР операциями заимствования и кредитования, а также выполняет функции казначея, обслуживая другие учреждения в составе ГВБ. Другим инструментом поддержки развивающихся стран являются гранты. Целью предоставления грантов является стимулирование экономического роста в развивающихся странах, внедрение инноваций и привлечение партнёров к работе над проектами.
К мандату МФК изначально относилась координация программ банков развития. В дальнейшем сфера деятельности МФК расширилась, и Корпорация начала размещать средства в портфели частных финансовых институтов. В настоящее время МФК координирует свою деятельность с другими институтами Группы Всемирного банка, однако финансово и юридически является независимой. Она предоставляет различные формы финансирования без предоставления гарантий частному сектору. В МФК входит 185 государств (по состоянию на начало 2022). Страны-члены коллективно определяют политику, объём и направления инвестиций.
МЦУИС является авторитетным международным арбитражным учреждением, главной целью которого является предоставление возможностей для разрешения международных инвестиционных споров и проведения арбитражных процедур. В число основных задач центра входит устранение внеэкономических препятствий на пути частных инвестиций.
Одной из основных целей МИГА является содействие продвижению международных инвестиций в развивающиеся страны для экономического роста и снижения уровня бедности в дополнение к деятельности Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых организаций. Агентство предоставляет инвесторам гарантии (покрывающие до 90% общего объёма инвестиций) сроком до 20 лет на инвестиции в государствах-членах (развивающихся странах) от рисков, не связанных с коммерческой деятельностью, т. е. обеспечивает своего рода страхование от политических, экономических и иных видов рисков.
Для привлечения прямых иностранных инвестиций МИГА осуществляет деятельность по трём основным направлениям: обеспечение гарантий снижения политических рисков для продвижения иностранных инвестиций в развивающихся странах; предоставление технической помощи для улучшения инвестиционного климата и расширения инвестиционных возможностей; оказание услуг по разрешению споров для снижения барьеров для будущих инвестиций.
В соответствии с Конвенцией об учреждении МИГА гарантии этого института могут покрывать следующие риски: перевод валюты, экспроприация, нарушение договора, война и гражданские беспорядки, повлёкшие повреждение, уничтожение или пропажу материального имущества или иное серьёзное вмешательство в реализацию инвестиционного проекта.
В настоящее время ГВБ в рамках предоставления грантов и займов с целью реализации программ содействия международному развитию использует широкий спектр традиционных и инновационных инструментов и механизмов финансирования. Перечень инструментов и механизмов является достаточно длинным, однако можно выделить ряд ключевых механизмов и инструментов, которые в настоящее время интенсивно используются институтами Всемирного банка для реализации программ во многих развивающихся регионах и секторах.
Замороженные облигации (Cool bonds) предоставляются сроком до 5 лет в долларах США. Сумма, предоставляемая изначально, составляет 3% от всей суммы займа.
Зелёные облигации (Green bonds) являются формой инвестиций, направляемых на обеспечение социальной ответственности. Займы предоставляются для реализации проектов по адаптации к изменяющимся климатическим условиям; предоставляются сроком до 6 лет. Процентная ставка по займам составляет 3,5% годовых.
Инициатива восстановления украденных активов [Stolen Asset Recovery (StAR) Initiative] была создана ГВБ совместно с Управлением по наркотикам и преступности ООН 17 сентября 2007 г. Данная инициатива направлена на борьбу с коррупцией в сфере содействия международному развитию.
Оплата за услуги по обеспечению защиты окружающей среды [Payments for Environmental Services (PES)] является инструментом финансирования, который позволяет снизить негативное влияние экстерналий в рамках осуществления программ по защите окружающей среды.
Условные займы [Conditional Cash Transfers (CCTs)] дают возможность предоставлять денежные средства частным лицам при выполнении сторонами заранее обозначенных обязательств.
Снижение уровня долгового бремени для стран – членов МАР (Debt Reduction Facility for IDA-Only Countries). Данный механизм был предложен Всемирным банком в 1989 г., и предоставляет возможность странам выкупать свои внешние долговые обязательства. В настоящее время данным механизмом воспользовалась 21 страна – член МАР.
Социальные фонды (Social Funds) используются в рамках многосекторных программ, которые предоставляют финансирование для осуществления мелкомасштабных государственных инвестиций для поддержки наиболее экономически уязвимых регионов.
Финансирование по результатам (МАР) [Performance-Based Funding (International Development Association)] осуществляется МАР по принципу достигнутых результатов с целью реализации программ в развивающихся странах, направленных на снижение уровня бедности и стимулирование экономического роста.
Финансирование по результатам [Result-Based Financing (RBF)] относится к механизмам финансирования, созданным для повышения результативности предоставляемой помощи. Данные механизмы широко распространены в проектах по поддержке систем здравоохранения.
Результаты деятельности
Группа Всемирного банка постоянно увеличивает предложение своих услуг по мере роста спроса на них со стороны стран-участниц. В 1947 г. Всемирный банк предоставил 4 займа на общую сумму 497 млн долл., а в 2015 г. было предоставлено 302 займа на общую сумму 60 млрд долл. В настоящее время ГВБ осуществляет более 1800 проектов, направленных на повышение уровня жизни и сокращение масштабов бедности почти во всех секторах экономик развивающихся стран.
Со времени создания МАР общий объём ресурсов, выданных данной организацией в качестве кредитов и грантов, превысил 175 млрд долл. В 2021 г. объём кредитов и грантов превысил 20 млрд долл., из которых около 60% приходилось на страны Африки.
Бюджет организации
МБРР формирует свои фонды на международных финансовых рынках и является авторитетным заёмщиком, впервые выпустившим ценные бумаги в 1947 г. Полученную прибыль МБРР направляет на расширение своей деятельности по содействию развитию, укрепляя свои финансовые возможности для обеспечения займов под низкие процентные ставки и предоставления своим клиентам выгодных условий займа.
Основными источниками пополнения ресурсов МБРР являются доходы от продажи облигаций, имеющих рейтинг «AAA», на мировых финансовых рынках; прибыль по выдаваемым кредитам; собственный капитал как основной источник поступления доходов.
Капитал Группы Всемирного банка состоит из взносов 189 стран-членов. Прибыль, получаемая МБРР, направляется на покрытие операционных расходов, частично перечисляется в МАР, а также направляется на реализацию программ по облегчению задолженности развивающихся стран.
Основным источником формирования ресурсной базы МАР являются взносы 40 стран-доноров, которые перечисляются каждые 3 года, а также средства, поступающие по мере погашения странами предоставляемых беспроцентных займов сроком от 35 до 40 лет. Средства, полученные в результате выплат займов, используются для предоставления новых кредитов. Кредитные операции МАР составляют около 40% общего объёма кредитных операций.
Источником финансирования МИГА является его уставный капитал, который обеспечивает предоставление гарантий. Согласно статье 5 Соглашения об учреждении МИГА, уставный капитал Агентства составил 1 млрд специальных прав заимствования (СДР), который был разделён на 100 тыс. равных долей стоимостью 10 тыс. СДР каждая при фиксированном курсе 1 СДР = 1,082 доллара США. По состоянию на сентябрь 2021 г. в связи с расширением состава стран-членов стоимость уставного капитала МИГА оценивалась в 2,02 млрд долл.
Исследования
Экспертный уровень системы институтов ГВБ представлен работой 10 глобальных экспертных групп (ГЭГ). Круг компетенций экспертных групп включает такие направления, как адаптация к изменению климата, снижение риска стихийных бедствий, регулирование последствий финансового кризиса, преодоление нестабильности и конфликтов, содействие экономическому росту, укрепление системы здравоохранения, институтов государственно-частного партнёрства, повышение эффективности деятельности государственного сектора, системы социальной защиты, а также внедрение результатов научно-технического прогресса и инноваций.