Безработица
Безрабóтица, социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не имеет работы (доходного занятия), но занимается её поиском и готова к ней приступить; в макроэкономике – объём недоиспользования предложения труда, измеряемый численностью безработных; активный поиск работы незанятыми лицами, которые готовы приступить к данной форме трудовой деятельности (Резолюция о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы).
Безработица возникает по разным причинам. Когда меняющиеся предпочтения в отношении работы или работника приводят к тому, что при поиске более подходящего варианта некоторые работники временно оказываются без работы, возникает такой тип безработицы, как фрикционная безработица. Когда меняется структура экономики и навыки работников перестают соответствовать требованиям работы, возникает структурная безработица. Фрикционная и структурная безработица характеризуются тем, что в экономике есть свободные рабочие места. Эти 2 вида безработицы признаются неизбежными для экономики любой страны, и вместе они формируют естественную безработицу. Когда в экономике во время кризиса сокращается спрос на труд и работникам сложно найти работу, возникает циклическая безработица. Когда спрос на труд подвержен сезонным (в течение года) колебаниям экономической активности, возникает сезонная безработица. Разворачивающая технологическая трансформация (в том числе роботизация, цифровизация) рассматривается как возможная причина технологической безработицы. Понимать тип безработицы критически важно при разработке государственной политики.
Статистика отслеживает комплекс показателей, связанных с безработицей. Основной из них – уровень безработицы (unemployment rate), отражающий способность и/или неспособность экономики создавать рабочие места для тех, кто хочет работать (иметь доходное занятие), занимается поиском работы и готов к ней приступить (ILOSTAT):
,
где – численность безработных, – рабочая сила (численность занятых и безработных), – численность занятых.
Уровень безработицы включён в основные показатели рынка труда для оценки прогресса страны в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР) в рамках Цели 8 (Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работы для всех).
Низкая безработица (низкий уровень безработицы) может наблюдаться в странах с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем бедности, а высокая – в странах с высоким уровнем экономического развития и низким уровнем бедности. В странах, где нет пособий по безработице или социального обеспечения, люди зарабатывают на жизнь, соглашаясь на любую работу (доходное занятие). В странах с хорошо развитой системой социальной защиты работники могут позволить себе ждать подходящей работы. Однако продолжительно высокая безработица (высокий уровень безработицы) свидетельствует о серьёзной неэффективности в распределении ресурсов в экономике (Metadata Glossary). Для всесторонней оценки недоиспользования рабочей силы важно использовать комплекс показателей (ILOSTAT).
Безработица (в отличие от занятости) для входящих в состав рабочей силы рассматривается как нежелательная ситуация. Некоторая безработица неизбежна, в том числе для обеспечения адаптации к колебаниям делового цикла экономики (или экономическим колебаниям) (ILOSTAT). Когда безработица высока (высок уровень безработицы), целью государственной политики является её снижение до социально приемлемого уровня. Ориентиром для снижения могут выступать уровень безработицы, не ускоряющий инфляцию (Non-Accelerating Inflation Rate of Unemployment, NAIRU), естественный уровень безработицы (Modigliani. 1975; Орлов. 2020).
Отклонение фактического уровня безработицы от NAIRU является фактором инфляционного давления на экономику. Существует обратная зависимость между уровнем безработицы и уровнем инфляции, которая графически представлена кривой Филлипса (Phillips. 1958). Исследования подтверждают данную зависимость и для России (Орлов. 2020).
Безработица оценивается с позиции социально-демографического состава безработных (в срезе пола, возраста, уровня образования, семейного положения и пр.); по способу поиска работы (через органы службы занятости населения, коммерческую службу занятости, СМИ, знакомых и родственников, непосредственное обращение к работодателю и пр.); по наличию опыта работы (с опытом и без опыта работы); в разрезе причин потери работы (увольнение по собственному желанию, ликвидация компании, сокращение штатов и пр.); по характеристикам последнего места работы (в срезе групп занятий и видов экономической деятельности); по продолжительности поиска работы (менее 1 месяца; 12 и более месяцев и пр.) (Рабочая сила, занятость и безработица в России. 2022).
Продолжительность безработицы (продолжительность поиска работы) – это промежуток времени, в течение которого лицо, будучи незанятым, ищет работу, используя при этом любые способы. Теория поиска работы (job search theory) показывает, что длительность безработицы тем больше, чем меньше издержки поиска работы и выше выгоды от продолжения поиска. Длительная безработица определяется как состояние, при котором продолжительность поисков работы составляет 12 месяцев и более (Резолюция о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы). Средняя продолжительность безработицы в России в 2022 г. составила 6,2 месяца (Итоги выборочного обследования рабочей силы. 2022).
Безработица имеет ряд последствий для индивида, общества и экономики, среди которых: потеря частью населения источника дохода, связанного с работой, а следовательно, сокращение потребительских расходов и возможностей сберегать; сниженный производственный потенциал экономики (закон Оукена) (Okun. 1962); сокращённые доходы бюджета страны; возросшие расходы бюджета на социальные выплаты, создание рабочих мест, переподготовку кадров; повышенные риски преступности, разводов, заболеваемости; появление ощущения неудовлетворённости жизнью (Winkelmann. 2014). При этом формируется временный резерв рабочей силы и создаются предпосылки для более эффективного соответствия, мэтчинга (matching) работников и рабочих мест.
Безработица имеет тенденцию неравномерно распределяться среди социально-демографических групп населения. Статистически вероятность оказаться среди безработных выше для женщин, чем для мужчин; для представителей молодёжи, чем для лиц других возрастных групп; при отсутствии квалификации; для лиц с более низким уровнем образования. Для России данные тенденции тоже характерны на фоне региональной специфики (Вередюк. 2018).
При разработке политики поддержки лиц, оказавшихся в состоянии безработицы, важен баланс между социальной необходимостью обеспечить достаточный доход, защищающий потерявшего работу и его семью, с одной стороны, и экономической потребностью создать стимулы к его быстрому возвращению к производительной работе, с другой. Государством реализуются 2 вида мер поддержки дохода: пассивная – выплата пособия по безработице (трансферт дохода безработным на условиях минимальных требований к ним) и активная – трансферт дохода, но с требованием в адрес бенефициара к активности по поиску работы (например, прохождение курсов переподготовки) (Вередюк. 2018).
Финансирование системы страхования по безработице (unemployment insurance) определяет степень, в которой страхование от потери работы осуществляется исключительно работниками (т. е. в системе, финансируемой исключительно за счёт индивидуальных накопительных счетов) или же распределяется между рядом экономических субъектов (в первую очередь работодателями и государством) (Asenjo. 2019. P. 6).
Нормативно-правовая база, регулирующая социальную поддержку безработных в России, основывается на документах федерального уровня, среди которых Трудовой кодекс Российской Федерации (2001), Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», государственная программа «Содействие занятости населения» (2014). Существуют федеральные стандарты предоставления государственных услуг в этой области, а также законодательные акты регионального и муниципального уровней.