Международный валютный фонд
Междунаро́дный валю́тный фонд (МВФ; англ. International Monetary Fund, IMF), один из основных институтов Бреттон-Вудской системы и одна из главных международных финансово-экономических организаций.
Статьи соглашения (устава) МВФ были приняты 22 июля 1944 г. по итогам Валютно-финансовой конференции Объединённых Наций, прошедшей в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гэмпшир, США), и вступили в силу 27 декабря 1945 г. 1 марта 1947 г. МВФ начал осуществлять операции. Позднее в том же году Франция стала первой страной, которая произвела заимствования в МВФ. В соответствии со Статьями соглашения целями МВФ являются:
содействие развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере;
содействие процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;
обеспечение стабильности валют, поддержание упорядоченного валютного режима среди государств-членов;
оказание помощи в создании многосторонней системы расчётов по текущим операциям между государствами-членами;
исправление диспропорций в платёжных балансах стран-членов без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;
сокращение продолжительности нарушений равновесия платёжных балансов государств-членов, а также уменьшение масштабов этих нарушений.
Страны-участницы
После проведения Бреттон-Вудской конференции членами МВФ стали 40 государств. Несмотря на то что представители Советского Союза принимали участие в Бреттон-Вудской конференции и подписали Статьи соглашения, СССР не вступил в МВФ, а ряд стран социалистического блока вышли из организации (Куба, Чехословакия, Польша).
Только 3 из первоначальных 40 государств – членов МВФ представляли развивающиеся страны (страны Африки): Египет, Эфиопия и Южная Африка. Получение независимости многими странами привело к тому, что к 1969 г. из 115 членов МВФ 44 были странами Африки. К 1990 г. членами МВФ являлись 53 страны Африки.
Появление большого числа развивающихся стран увеличило нагрузку на МВФ, связанную с расширением механизмов кредитования на льготных условиях и технического содействия в широком круге вопросов. Большинство стран Африки относится к наименее развитым странам мира. Экономические проблемы данных стран, как правило, носят не макроэкономический, а в большей степени структурный характер.
В результате распада социалистической системы в конце 1980-х – начале 1990-х гг. за несколько лет число государств-членов увеличилось со 152 до 172. Исполнительный совет расширился с 22 до 24 мест, с тем чтобы включить в него директоров от России и Швейцарии. По состоянию на начало 2022 г. в МВФ входило 190 стран. Это на 3 страны меньше, чем в Организации Объединённых Наций (ООН).
Структура управления
Основным показателем, определяющим взносы государств-членов в капитал МВФ и количество голосов, которые представители государств имеют в руководящих органах МВФ, является квота. Она устанавливается для каждого члена МВФ и выражается в специальных правах заимствования (Special drawing rights, SDR/СДР). Квоты изначальных государств-членов были зафиксированы в приложении к Статьям соглашения. Квоты прочих государств-членов определяются Советом управляющих. Общий пересмотр квот проводится не реже чем через каждые пять лет Советом управляющих. Совет управляющих может рассмотреть по просьбе государства-члена изменение его квоты. Для этого необходимо большинство в 85% от общего числа голосов.
Совет управляющих – высший орган принятия решений в МВФ. Он состоит из одного управляющего и одного его заместителя от каждой страны – члена организации, назначаемых государством-членом. Обычно это министр финансов или руководитель центрального банка страны-члена. Совет управляющих проводит заседания один раз в год. К числу компетенций Совета относится принятие решений по вопросам изменения квоты, выпуска новых СДР, принятия новых государств и исключения их из МВФ, внесения поправок в Статьи соглашения и другие нормативные акты.
Значительную часть полномочий Совет управляющих передаёт Исполнительному совету. Исполнительный совет, который определяет политику МВФ и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров, 7 из них избираются отдельными странами – США, Японией, Китаем, Германией, Францией, Великобританией, Саудовской Аравией (по состоянию на начало 2022). Остальные страны организованы в 17 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Группы, как правило, формируются странами со схожими интересами.
Политику МВФ преимущественно контролирует Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), 24 членами которого являются министры финансов или управляющие центральных банков стран и групп стран, представленных в Исполнительном совете. МВФК проводит заседания два раза в год и представляет МВФ рекомендации по общему направлению политики. Большинство членов МВФК также является членами Совета управляющих.
В 2006 г. в МВФ была запущена двухлетняя программа по реформе системы распределения квот. В результате были повышены квоты для четырёх недостаточно представленных в МВФ стран, исходя из их доли в мировой экономике: Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции.
Соглашение по дальнейшему увеличению представительства развивающихся стран было достигнуто в марте 2008 г. В его основе лежит применение новой формулы расчёта квот. По результатам этой реформы 135 стран получили дополнительные права на участие в голосовании.
Реформа системы управления МВФ является неотъемлемой частью изменения международной финансовой системы и призвана изменить уровень представительства развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в МВФ и позволить им более активно участвовать в процессе принятия решений по ключевым вопросам повестки дня.
Утверждённый чистый административный бюджет МВФ на 2022 финансовый год, который покрывает все административные расходы за вычетом поступлений (в основном из внешних источников для поддержки деятельности по наращиванию потенциала и исключая кредитный доход), был установлен в размере 1214 млн долл.
Взаимодействие с другими международными организациями и заинтересованными сторонами
Хотя МВФ является специализированным учреждением ООН и участвует в работе Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), он действует независимо и имеет собственную структуру управления и финансы.
В соответствии со Статьями соглашения (ст. 10) МВФ сотрудничает с «любыми международными организациями общего характера и с международными общественными организациями, имеющими специализированные функции в смежных областях».
В 1989 г. между МВФ и Всемирным банком было достигнуто соглашение о сотрудничестве, которое зафиксировало условия и необходимые действия для повышения эффективности совместной работы в таких сферах, как реализация программ экономического развития для внутреннего и внешнего финансового положения, проблемы внешнего долга.
Советы управляющих МВФ и Всемирного банка регулярно проводят совместные заседания: в апреле каждого года – т. н. весенние собрания, а в сентябре или октябре каждого года – ежегодные собрания при участии широкого круга заинтересованных лиц.
В 1974 г. МВФ и Всемирным банком также был учреждён Комитет по развитию, деятельность которого направлена на привлечение ресурсов для решения проблем экономического роста и содействия развитию стран с низким уровнем доходов. Комитет также рассматривает вопросы торговли и защиты окружающей среды.
Взаимодействие МВФ и Всемирного банка также осуществляется на уровне директора-распорядителя МВФ и Президента Всемирного банка. Должностные лица выступают с совместными заявлениями, а также публикуют совместные статьи.
МВФ и Всемирный банк вместе работают над сокращением внешнего долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (Инициатива ХИПК) и по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (Инициатива МДРИ).
МВФ является членом Совета по финансовой стабильности, объединяющего официальных лиц стран, являющихся крупными финансовыми центрами, международные надзорные и регуляторные органы, комитеты экспертов центральных банков и международные финансовые институты. МВФ также сотрудничает с такими органами, устанавливающими финансовые стандарты, как Базельский комитет по банковскому надзору и Международная ассоциация регуляторов страхового рынка.
МВФ взаимодействует с Всемирной торговой организацией (ВТО), принимая участие в качестве наблюдателя в работе множества комитетов и других органов ВТО. МВФ вместе с Международным торговым центром (МТЦ), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программой развития ООН (ПРООН) и Всемирным банком участвует в работе возглавляемой ВТО «Интегрированной структуры» – совместной программы технической помощи для наименее развитых стран.
Взаимодействие с организациями гражданского общества происходит на основе специального Руководства по связям персонала МВФ с организациями гражданского общества, а также в рамках таких мероприятий, как Форум по политике в отношении гражданского общества. Сотрудники МВФ на разных уровнях часто встречаются с представителями академического сообщества для обмена мнениями и получения рекомендаций.
Деятельность
Деятельность МВФ проводится в трёх основных сферах:
мониторинг экономического состояния;
техническое содействие в управлении экономикой;
кредитование.
В 2020 г. МВФ удвоил лимиты доступа к механизмам экстренного финансирования для стран с низкими доходами, увеличив максимальные суммы кредита, который может получить от МВФ каждая страна. МВФ также увеличил общую сумму своего льготного кредитования для этих стран. В 2021 г. произошло крупнейшее распределение СДР на сумму 650 млрд долл. Примерно 275 млрд долл. поступило в пользу стран с формирующимися рынками и развивающихся стран, из которых государства с низкими доходами получили приблизительно 21 млрд долл. Эти страны могут пользоваться СДР, учитывая их как дополнительные активы в своих резервах или продавая свои СДР.
Льготные механизмы кредитования МВФ доступны для стран с низким уровнем дохода, причём критерии для определения этого основаны на уровне душевого дохода в стране и связаны с условиями для льготных займов Всемирного банка. Поскольку непосредственная цель этих механизмов заключается в устранении структурных препятствий для роста и стимулировании сокращения бедности, структурные условия (обусловленность) играют существенную роль в этих механизмах. Механизмы включают в себя:
кредитный механизм стенд-бай с 1952 г.;
расширенный кредитный механизм;
Расширение финансовой поддержки со стороны МВФ для стран с низкими доходами связано с согласованными пакетами мер макроэкономической политики, которыми обусловлено предоставление кредитов со стороны МВФ. Эти меры направлены на поддержку борьбы с нищетой, стимулирование экономического роста.
В 2001 г. для проведения независимых и объективных оценок политики и деятельности МВФ был создан Независимый отдел оценки (НОО). НОО полностью независим от руководства МВФ и исходит из принципа взаимной независимости в своей работе с Исполнительным советом. К работе отдела также привлекаются консультанты, владеющие опытом оценки отдельных сфер деятельности. Отдел готовит материалы по анализу эффективности различных направлений деятельности МВФ: взаимодействие между МВФ и его государствами-членами, участие фонда в решении проблем международной экономической политики, технической и экономической помощи в отдельных странах, эффективность программ содействия развитию для отдельных регионов.