Конгломерат (в экономике)
Конгломера́т (от лат. conglomeratus – скопившийся, собранный) в экономике, одна из современных форм монополистического союза компаний, взаимосвязанных в процессе производства (функциональные конгломератные слияния; Западная Европа) либо без производственной общности (инвестиционные конгломератные слияния; США), но находящихся под единым финансовым контролем.
Конгломератные слияния появились в 1960-х гг., в период усиления тенденций диверсификации производства, быстрого роста капиталов, ищущих своего применения на рынке в условиях быстро меняющихся конъюнктуры рынка, динамики спроса и предложения. В общем числе межфирменных слияний доля конгломератных (т. е. слияний компаний разных отраслей) составляла в США 80,4% (1965–1969), Великобритании 45% (1968), ФРГ 43% (1967–1969), Нидерландах 26% (1958–1970). Основные способы образования конгломератов: слияние и поглощение компаний разнородной производственной ориентации путём приобретения активов или контрольного пакета акций поглощаемой компании; обмен акций компании на акции конгломерата на выгодных для неё условиях.
Главная цель подобных поглощений – обеспечить быстрое переливание капиталов из менее рентабельных в более рентабельные производства и таким образом максимально ускорить получение прибыли.
Примеры российских конгломератов – «Газпром», «ЛУКОЙЛ», Консорциум «Альфа-Групп»; зарубежных – Textron (США), Hanson (Великобритания), Philips (Нидерланды), Montedison (Италия), Hitachi (Япония).
В стратегии конгломератов прослеживаются две тенденции приоритетного размещения капиталов: в наукоёмкие отрасли, что позволяет внедряться в высокоприбыльный и перспективный бизнес и использовать новейшие технологии для модернизации и перепрофилирования действующих производств; в сферу услуг путём поглощения мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.