Экономическая политика
Экономи́ческая поли́тика (англ. economic policy), совокупность мер государства, целенаправленно воздействующих на национальную экономику в целом или на отдельные её составляющие. Включает в себя такие разновидности, как макроэкономическая политика (денежно-кредитная; бюджетно-налоговая политики и их составляющие), антимонопольная, конкурентная, внешнеэкономическая, демографическая, промышленная, структурная, а также отраслевые и прочие виды. Инструментами экономической политики служат государственные расходы, налоговые льготы, процентная ставка центрального банка и др.
Экономическая политика разрабатывается и реализуется государственными органами исполнительной власти в центре и на местах, а также центральными банками. Ряд мер экономической политики (например, бюджетно-налоговой) также, как правило, требует утверждения со стороны представительных органов власти. Государства, участвующие в международных интеграционных проектах, могут передавать часть полномочий экономической политики наднациональным институтам. Кроме того, в формировании экономической политики принимают участие негосударственные организации, такие как независимые научные и экспертные институты, вырабатывающие рекомендации для государственных органов власти, а также политические партии; союзы и ассоциации, представляющие интересы частного бизнеса; отраслевые, потребительские, профессиональные и другие общественные объединения.
В качестве целей экономической политики могут выступать преодоление кризисных явлений или поддержание устойчивых темпов экономического роста, повышение благосостояния населения, создание новых рабочих мест, снижение инфляции, стабилизация обменного курса национальной валюты, развитие производства определённого товара или услуги и др. Исполнительные органы власти и центральные банки одновременно могут преследовать ограниченное число целей, поэтому часто из их числа выделяются приоритеты. Различные цели экономической политики могут достигаться параллельно или последовательно (например, устойчивое повышение уровня доходов населения требует обеспечения стабильного и динамичного экономического роста), однако эти цели могут быть и взаимно противоречивыми, требуя отыскания определённого баланса между ними (как, например, сокращение безработицы и снижение инфляции). Разные государственные органы, политические силы и общественные организации могут придерживаться различных позиций в отношении приоритетности целей экономической политики и предпочтительных вариантов их достижения, предусматривающих более или менее активное вмешательство государства в экономику.
Предписания для экономической политики менялись по мере развития экономической системы и представлений о ней, а также в связи с эволюцией теоретических подходов. Исторически первой цельной системой экономической политики стали взгляды меркантилистов, настаивавших на необходимости всячески стимулировать экспорт и сдерживать импорт, а также развивать национальную промышленность. Принципы экономического либерализма и свободы торговли, провозглашённые классической школой, призывали ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность. Кейнсианская революция на основе накопленных эмпирических знаний отвергла идею оптимальности рыночного саморегулирования и постулировала целесообразность корректировки работы экономического механизма за счёт активной экономической политики.
Базовые теоретические основы современной экономической политики были сформулированы в начале 1950-х гг. Я. Тинбергеном, будущим первым лауреатом Нобелевской премии по экономике. Он считал, что экономическая политика должна руководствоваться конечной целью максимизации общественного благосостояния, на основе чего следует отбирать конкретные целевые показатели. Правительственные органы должны иметь в виду, какими инструментами экономической политики они располагают, а также иметь в своём распоряжении модель, связывающую целевые показатели и инструменты их достижения.
Хотя экономическая политика опирается на достижения теоретических экономических дисциплин, её разработка и реализация представляют собой в большей степени искусство, нежели точную науку. Экономическая политика неизбежно реализуется в условиях неопределённости, связанной с динамическим изменением экономической ситуации и лагами принятия решений и влияния инструментов на экономику, неполнотой информации у государственных органов, непредсказуемой реакцией экономических агентов и пр. Поэтому, несмотря на появление запроса на «доказательную» экономическую политику, она далеко не всегда может быть в полной мере обоснована.
Экономическая политика бывает дискреционной или основанной на правилах (например, таргетирование инфляции в денежно-кредитной политике). Дискреционный подход не исключает смену модели действий государства в случае изменений текущей конъюнктуры, тогда как руководствующийся установленным правилом государственный орган не должен корректировать свою политику под их влиянием. Экономическая политика, основанная на правилах, позволяет экономическим агентам лучше прогнозировать действия государства и формировать устойчивые ожидания, что облегчает дальнейшее проведение политики.