Теория сравнительных преимуществ
Тео́рия сравни́тельных преиму́ществ, модель классической теории международной торговли, в соответствии с которой обмен на мировых рынках определяется сравнительными преимуществами участников по величине издержек производства.
Впервые теория сравнительных преимуществ сформулирована Д. Рикардо. Наличие на внешних рынках барьеров для перетока капитала и труда между странами препятствовало выравниванию доходов от этих факторов производства в 19 в., поэтому в таких условиях ключевым фактором специализации страны на выпуске определённых товаров становилось её преимущество по относительным издержкам в производстве этих товаров.
Если в одной стране (например, Англии) отношение издержек производства некоего товара (например, сукна) к издержкам производства иного товара (например, вина) меньше, чем в другой стране (например, Португалии), то этот товар (сукно) выгодно экспортировать из первой страны во вторую, даже если абсолютными преимуществами по издержкам обладает вторая страна.
Дж. С. Милль дополнил теорию сравнительных преимуществ, включив фактор «обоюдного спроса» (спроса страны на товар, в котором другая страна обладает сравнительным преимуществом, в обмен на товар, в котором первая страна обладает сравнительным преимуществом). Милль вывел закон взаимного спроса, в соответствии с которым условия торговли будут зависеть от относительной силы «обоюдного» спроса каждой страны на товар, который поставляет другая страна. В соответствии с этим цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт.
В 1879 г. А. Маршалл дал геометрическую иллюстрацию этой теории. В начале 20 в. теорию сравнительных преимуществ переработали и развили Э. Хекшер и Б. Улин (подробнее см. в статье Теория Хекшера – Улина).