Русские
Ру́сские, восточнославянский народ, основное население России. Численность в РФ, на основе данных переписи населения РФ (2020), 105,6 млн человек. В 2022 г. численность русских в РФ увеличилась примерно на 4–5 млн человек после вхождения в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Русские проживают также на Украине, в Казахстане, крупные русские диаспоры сложились в США, Германии и ряде других стран. Культура русского народа имеет давние традиции и является фундаментом современной культуры всей России. Русский язык – государственный язык РФ. Верующие в основном православные.
История сложения русских и их государственности
Древнерусская народность сформировалась около 11–12 вв. на основе восточнославянских, финно-угорских, балтских и скандинавских народов. Значительное влияние на её культуру и консолидацию оказало Крещение Руси киевским князем Владимиром Святославичем в 988 г. Консолидация древнерусской народности была прервана распадом Древнерусского государства и монгольским нашествием в 13 в., а объединение прежних русских княжеств под властью крупных государств (Московское великое княжество, Великое княжество Литовское и позднее – Речь Посполита) заложило основу для дальнейшего её распада на три народа: русских, украинцев и белорусов. Из селившихся с конца 14 в. в степи русских, перенявших отдельные элементы культуры тюркских кочевников, формировались русская казачья традиция и самосознание. Донская ветвь казаков сохранилась в истории в качестве составной части русского народа. На севере европейской части России сложилась основанная на морском промысле и торговле культура русских поморов, которые и поныне фиксируются как одна из подгрупп русского народа.
Формирование в последней четверти 15 в. единого Русского государства, освобождение от монголо-татарского ига и присоединение к нему Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств сделали возможным усиление экспансии русского населения на восток. Русские предприниматели и крепостные крестьяне центральных областей внесли важный вклад в освоение и промышленное развитие Урала. В середине 17 в. церковная реформа патриарха Никона вызвала раскол русских на никониан и старообрядцев. Последние сформировали отдельные этноконфессиональные группы русского народа, распространившиеся за пределы России (липоване, некрасовцы), и специфический культурный облик русского народа, особенно в семейных и духовных традициях.
Конец 16 – начало 17 вв. стал эпохой освоения русскими пространств Сибири, основания в ней городов, географических открытий, выхода к границам Китая и Тихому океану. Важную роль в освоении Сибири играли поморы и казаки. Основным экономическим стимулом продвижения в глубь Сибири был пушной промысел. Расширение осваиваемых русскими земель шло также в южном направлении. Плодородные, но небезопасные из-за набегов крымских ханов и ногаев степные пространства юга Российского государства стали пригодными для массового заселения благодаря строительству засечных черт и укреплённых линий. Освоение степных земель улучшило сельскохозяйственную базу государства и стимулировало рост населения.
Император Пётр I провёл ряд важных реформ. Он подчинил Русскую церковь государству, активно приглашал иностранцев в Россию, назначая их на важные государственные и военные посты. В результате традиционная русская культура сохранялась преимущественно в податных сословиях, постепенно среди дворянства и отчасти купечества начали доминировать европейские вкусы. Воспитанием детей нередко, особенно к концу 18 в., занимались нанятые из Франции гувернёры, среди аристократии французский язык потеснил русский. Основными факторами этнического самосознания оставались приверженность русскому православию и русский язык, который получил развитие благодаря русской литературе 19 в. В имперский период среди русских сложилось представление об Отечестве и гражданине, хотя большинство русского населения оставались крепостными. Тогда же достигли расцвета русские народные промыслы, начала формироваться наука этнография и появились первые музеи.
После Октябрьской революции 1917 г. начались гонения на религию, в частности на православие. В ходе Гражданской войны и политики большевиков пострадали представители многих сословий: казачество (расказачивание), крестьянство (раскулачивание), дворянство, часть интеллигенции. В национальной политике советской власти преобладали принципы политики коренизации (поддержка и продвижение кадров и языка нерусских национальностей), а затем дружбы народов и интернационализма, предполагавшие «расцвет и сближение» социалистических наций, которыми были объявлены все основные нерусские народы, имеющие т. н. национально-государственные образования в рамках СССР. Это принижало статус и реальное социально-экономическое положение русского большинства в составе населения страны. Однако именно русские стали основной силой в обеспечении победы над Третьим рейхом в 1945 г., а затем послевоенного восстановления и развития народного хозяйства. В СССР в 1960-х гг. возникло движение в защиту русского населения и его культурного наследия, а также близкое к нему направление в литературе (военная и деревенская проза В. П. Астафьева, В. И. Белова, В. Г. Распутина, В. А. Солоухина и др.).
В 1991 г., после распада СССР и образования самостоятельного государства – Российской Федерации, ставшей правопреемницей СССР, русские составляют около 80 % населения страны, а русский язык является государственным языком РФ, и им владеют 99,5 % россиян. Поправки в Конституцию РФ 2020 г. определяют русский язык как язык государствообразующего народа.
С 1990-х гг. как следствие демографического, экономического и политического кризиса началось сокращение численности русских: в России в связи с эмиграцией и естественной убылью населения, обусловленной снижением рождаемости, а в бывших республиках СССР – также ещё и в связи с эмиграцией русского населения в Россию. В странах Западной Европы, США, Австралии численность русских к началу 21 в., наоборот, возросла за счёт иммиграции из стран бывшего СССР.
Региональные и этноконфессиональные группы
Традиционная культура русских типична для народов Восточной Европы, но к востоку от Урала, в регионах Южной Сибири и Дальнего Востока, сказывается влияние культур азиатских народов, на Юге России и Северном Кавказе – влияние кавказских культурных традиций. В то же время, несмотря на широкое пространственное расселение, русский народ представляет собой одну из самых гомогенных этнических общностей Евразии с ярко выраженным общерусским самосознанием. Однако среди русских выделяется ряд региональных и этноконфессиональных групп. В 1913 г. этнограф Д. К. Зеленин предложил разделять великороссов на южных и северных на основании особенностей материальной культуры: «По костюму великоруссы делятся на две большие половины – точно так же, как они делятся по языку и жилищу: север и юг» (Зеленин. 1913. С. 54).
Для севернорусской культурной зоны характерны окающие говоры, малодворные (в прошлом однодворные) сельские поселения, использование сохи в качестве основного пахотного орудия, объединение жилых и хозяйственных построек в комплекс «дом-двор» с избой на высоком подклете, сарафанный комплекс женской одежды. Нельзя провести чёткие границы этого ареала, однако его ядром Д. К. Зеленин считал Новгородскую, Вятскую и Вологодскую губернии по административному делению начала 20 в. Для южнорусской историко-культурной зоны характерны акающие наречия, использование плуга как пахотного орудия, наземные постройки (срубные или глинобитные), понёвный комплекс женской одежды. Ядром этого ареала Зеленин считал Рязанскую, Тамбовскую, Воронежскую, Курскую, Тульскую, Орловскую и Калужскую губернии. В междуречье Волги и Оки сложилась контактная зона, население которой имеет как северные, так и южнорусские черты. У представителей этих групп отсутствует субэтническое (севернорусское, южнорусское) самосознание, стремление выделить себя в отдельную группу.
Помимо двух крупных этнографических групп, исследователи выделяют ряд групп, проживающих в изолированных местностях: полехи, горюны, севрюки, поморы, усть-цилёмцы, пустозёры, тудовляне, походчане, марковцы, русскоустьинцы, затундренские крестьяне и другие группы русских старожилов. Ряд из них имеют смешанное этническое происхождение.
Кроме региональных групп, выделяются этноконфессиональные группы, в первую очередь различные группы старообрядцев. Это кержаки, бухтарминцы, семейские Забайкалья, стригольники Прибалтики, некрасовцы и липоване на Юге России. Помимо старообрядцев, культурными особенностями, развитым самосознанием и традицией эндогамии обладают «духовные христиане»: молокане и духоборы, а также субботники.
К этносоциальным группам в первую очередь относятся казаки, которые в начале 20 в. разделялись на 11 казачьих войск. С 1917 по 1991 гг. казаки утратили сословные привилегии, и казачье самосознание постепенно размывалось. С 1996 г. началось возрождение казачьих организаций под эгидой Администрации Президента РФ. Помимо казаков, к этносоциальным группам среди населения России в 19 в. этнографы относили однодворцев (талагаев, щекунов), ягунов (занимавшихся бурлацким промыслом) и мамонов. После упразднения однодворцев как сословия (1868) и вытеснения бурлацкого промысла паровыми буксирами (начало 20 в.) эти группы утратили свои особенности.
Социальная организация
Ключевыми формами исторической социальной организации русского народа были сословия, общины (общества), артели, разнообразные формы соседства (улицы, околотки), семьи. Сословия, или состояния, окончательно сформировались к концу 18 в. Дворянство имело полиэтничный состав, сословие мещан (городские обыватели) состояло из бывших крестьян и не имело окончательно сформировавшегося самосознания, а крестьянство (сельские обыватели) рассматривали себя как христиан вообще, включая в это понятие все православные народы под властью «белого царя» и часто (например, в «прелестных письмах» Е. И. Пугачёва) противопоставляя себя чиновникам.
Соседская община как форма социальной организации в различных формах (городская община, община-волость, община-имение, община-деревня) существовала с 8–9 вв. С 1861 г. система сельских обществ была распространена на всё крестьянство, а с 1870 г. в городах появились мещанское, купеческое, ремесленное общества, имевшие свои сходы. Община получила широкую известность в литературе и публицистике во 2-й половине 19 в. Сторонники общинности видели в ней альтернативу государственной власти и основу идентичности (Ю. Ф. Самарин, И. С. Аксаков, К. Д. Кавелин) и даже зародыш социалистического устройства (А. И. Герцен). Некоторые исследователи (А. С. Ахиезер, Б. Н. Миронов) находили формы общинной организации в советских предприятиях и колхозах. Ключевые формы общинной организации – круговая порука и уравнительная раскладка повинностей (рекрутской, подушной подати). Несмотря на очевидные тенденции к уравнительности, в сельских обществах 19–20 вв. существовало имущественное расслоение (кулаки, середняки, бедняки). Важность общины как особой формы организации русского крестьянства ныне считается переоценённой исследователями 19–20 вв.
Артельная организация была характерна в первую очередь для крестьян, находящихся за пределами юрисдикции общины. Существовало множество видов артелей, организованных на основании промысловой деятельности (зверобойная, рыболовецкая, лесопильная, чумацкая валка), общего снабжения продуктами (харчевые артели на предприятиях, солдатские харчевые артели, артели нищих, скоморохов), общей финансовой деятельности (ссудно-сберегательные артели). Во 2-й половине 19 в. понятие «артель» получило значение объединения равноправных лиц, противопоставляемого иерархическим (часто государственным) организациям [Санкт-Петербургская артель художников (передвижники); «Верещагинская артель», где был налажен выпуск вологодского масла; сельскохозяйственная артель – так в 1920–1930-х гг. назывались колхозы; кустарно-производственные артели были первым шагом в объединении самостоятельных кустарей в советские государственные предприятия].
По мнению А. В. Чаянова, ключевой формой социальной организации русских крестьян была именно крестьянская семья, часто расширенного типа (братская семья, многопоколенная семья). Именно семейная форма организации труда была одним из ключевых признаков крестьянского хозяйства.
Традиционные хозяйственные занятия
Изначальное традиционное занятие – пашенное земледелие. Для северного ареала расселения русских было характерно подсечно-огневое земледелие, для южного – переложное. По мере смещения экономического и политического центра Руси на северо-восток (13–14 вв.) подсечно-огневое земледелие стало преобладать над переложным. С этим типом хозяйствования связаны технологически простые и дешёвые в эксплуатации орудия труда – двузубая деревянная соха (её региональные виды: многозубая соха, черкуша), борона-суковатка, удобные для использования на почвах, изобилующих корнями, валунами и пнями. По мере развития сельского хозяйства в 15–16 вв. простые виды сохи заменялись более сложными (соха с перекладной полицей, косуля, самолёт, колесуха), а с начала 19 в. – металлическими плугами промышленного производства. После механизации сельского хозяйства в 20 в. традиционные орудия труда практически перестали использоваться, хотя в 1940-х и в 1990-х гг. наблюдались возрастание интереса к традиционным формам ведения сельского хозяйства и частичный возврат к простым хозяйственным орудиям. Соха использовалась на протяжении 20 в. в личных приусадебных хозяйствах для посадки картофеля.
На севере убирали хлеб серпами, а в центральных и южнорусских областях – также косами-крюками, молотили как без специальных инструментов (хвостать, старновать), так и специальными инструментами – кичигами, цепами, а также конными молотилками; с 14 в. распространяются специальные постройки для сушки (овины, риги) и обмолота (гумна) хлеба. Зерно мололи с помощью ручных или водяных мельниц, с 17 в. распространились ветряные («немецкие»), а с 19 в. – паровые мельницы.
Основным видом возделываемой культуры до 18 в. были злаковые, называемые «жито». На севере ареала расселения русских житом назывался ячмень, в центральной России (на широтах от Вологды до Рязани) – рожь, южнее – пшеница. С 13–14 вв. рожь стала преобладающей полевой культурой. В 19 в. в рыночно ориентированных хозяйствах ключевой культурой становится пшеница, которая экспортируется из страны. Помимо злаковых, русские выращивали горох и чечевицу, гречиху (на юге), а также лён и коноплю, использовавшиеся для ткачества. Хлеб (в испечённом виде или в зерне) занимает центральное место в большинстве традиционных восточнославянских обрядов. С 18 в. началось внедрение картофеля. Однако только с 1880-х гг. он получил широкое распространение, а в 20 в. стал преобладающей полевой культурой в приусадебных хозяйствах. Также среди огородных культур до 19 в. преобладали репа, капуста, лук и свёкла, на юге также была распространена тыква. В 19 в. широко распространились огурцы, а в 20 в. – помидоры, клубника, кабачки. В последние десятилетия в приусадебных хозяйствах и на дачных участках активно используются теплицы с широким ассортиментом овощных и ягодных культур.
Помимо земледелия, традиционным занятием русских было разведение крупного рогатого скота. По свидетельствам русских аграрников (А. В. Чаянов, Л. Н. Литошенко), в 19 в. в центральных губерниях в крестьянских хозяйствах основная функция животноводства состояла в производстве для собственного потребления и на продажу молочной, мясной, кожевенной и иной продукции; важнейшую роль играло использование скота в качестве тягловой силы (извоз, пахота, механизация труда). Одним из важнейших продуктов экспорта в 19 в. становится сливочное масло. В 1872 г. в имении Н. В. Верещагина Фоминское, под Вологдой, был создан сорт, в 20 в. получивший название «вологодское масло». Также были широко распространены коневодство, овцеводство и свиноводство. Значительную роль в отдельных регионах, особенно в Поволжье и Сибири, играли бортничество, охота, рыболовство.
Во 2-й половине 18 – 19 вв. широкое развитие получают народные промыслы, как впитавшие в себя местные традиции, так и возникшие под влиянием ремесла народов России: торжокское золотое шитьё, дымковская игрушка, палехская, холуйская, федоскинская миниатюра, тобольская резьба по кости, хохломская, жостовская роспись, великоустюжское чернение по серебру, гжельский, вербилковский, дулёвский (кузнецовский) фарфор, елецкое и вологодское кружево, клинская ёлочная игрушка. После 1917 г. многие ремесленные центры были преобразованы в артели (например, Палехская художественная декоративная артель, артель «Северная чернь»), а затем в государственные предприятия. В 20 в. традиции народной росписи обогатились сюжетами из советской истории и быта. В современной РФ художественные ремёсла составляют одну из основ местного малого бизнеса и регионального брендирования, способствуя развитию этнотуризма.
Материальная культура
С 17 в. у русских распространились трёхкамерные постройки (изба – сени – клеть), а в 18–19 вв. сложились и были зафиксированы этнографами основные варианты избы. Севернорусские постройки представлены комплексом «дом-двор», который объединяет срубную избу на высоком подклете и двор, состоящий из срубных хлевов и повети (помещения для хранения сена) на втором этаже. Существовало несколько форм связи, из которых наиболее распространёнными были «брус» (двор и изба образуют вытянутую постройку под одной крышей; распространён в Архангельской области), «кошель» (дом и двор стоят параллельно друг другу, фасадами к улице под одной крышей, связь характерна для Карелии) и «глаголь» (тип связи, при котором изба примыкает к хозяйственным постройкам под прямым углом, Вологодская область). В комплекс «дом-двор» не входили амбары, бани и ле́дники. Южнорусские постройки были срубными (иногда не из круглых брёвен, а из плах), однако не имели подклета, пол был земляным. В районах южнее Курска и Воронежа были распространены хаты, обмазанные глиной, а на Нижней Волге и Нижнем Доне – постройки из самана. Дом покрывался «круглой» (четырёхскатной) соломенной крышей и образовывал периметр двора вместе с другими хозяйственными постройками.
Внутри дома выделялись такие помещения, как изба – отапливаемое помещение, светёлка – неотапливаемое (с 19 в. – помещение, отапливаемое по-белому), клети – неотапливаемые хозяйственные помещения, сени – неотапливаемое помещение перед входом в избу; двускатные крыльца получили широкое распространение в 19 в. Важным элементом устройства дома была русская печь. Лицевая сторона дома богато украшалась (полотенцами, подзорами, наличниками). Резьба до середины 19 в. была глухой, а позднее приобрела популярность пропильная резьба. Также с 19 в. получают распространение ложные мезонины и балконы в крестьянских постройках.
К 18 в. у русских сложилось несколько комплексов одежды, имевших региональную и сословную специфику, особо проявлявшуюся в женской одежде. Наиболее крупные региональные комплексы, фиксируемые этнографами в 19 в., – северный сарафанный и южный понёвный комплексы, которые включали такие элементы убранства, как плечевые и поясные передники, душегреи, шушпаны, шугаи, шубки, а также головные уборы: кички, сороки, кокошники, повойники и повязки. До запрета Петром I ношения крестьянского платья для дворян существовал дворянский комплекс одежды, включавший долгорукавные рубахи, сарафаны, польские шубы, кики. В 19 в. сложился казачий костюм. Мужской комплекс включал элементы военной формы образца 19 в.: китель, брюки с лампасами, гимнастёрку, а также элементы одежды степняков и горцев Кавказа: башлык, бешмет, бурку, папаху, чекмень и черкеску. Мужская промысловая одежда поморов включала в себя ненецкие элементы: шапку-чебак, малицу, совик.
В 18–19 вв. происходит упрощение крестьянского костюма, в особенности в Европейской части России. Вместо кожаных сапог распространяются лыковые и берестяные лапти. Сокращается число и разнообразие головных уборов. В конце 19 в. сформировался сценический образ русского народного костюма. В мужской костюм входили рубаха-косоворотка, брюки, лапти и пояс. В женский костюм – сарафан (чаще на лямках), кожаные сапоги и кокошник, украшенный жемчугом. Прообразом сценического кокошника стал свадебный головной убор купеческих девушек Каргополья, появившийся в конце 19 в. в связи с расцветом добычи в регионе речного жемчуга. С середины 20 в. одеждой для обрядов перехода (свадьба, похороны) становятся костюмы промышленного производства. У мужчин – костюм-двойка и лаковые полуботинки, у женщин – платье и туфли. Женское свадебное платье доныне сохраняет элементы дворянской одежды – длинные рукава, закрывающие руки, фата, шлейф и вуаль. Народный костюм используется преимущественно в сценических постановках, а также как ритуальная одежда (старообрядцы).
Русская пища 18–19 вв. представлена разнообразными видами хлеба (каравай, колоб, калач, сушка), пирогами (ватрушка, кулебяка, расстегай, рыбник, курник, левашник, шаньга и др.). Особое значение для обрядов (свадьба, похороны, масленичные обряды) имели блины. Слово «хлеб» часто использовалось для обозначения пищи в целом. Также распространены были многочисленные супы – щи из капусты, уха, ботвинья, а также супы из муки или сухарей (болтанка, тюря, мурцовка). Популярны были различные виды каш из цельных или размолотых злаковых зёрен, иногда с добавлением молока, масла, грибов, ягод. Напитки – взвар, квас, медовуха, пиво. Все регионы имели специфику в соответствии с имеющимися природными ресурсами. С конца 18 – начала 19 вв. широкое распространение в городской среде получило употребление чая.
В середине 19 в. началось формирование общенациональной русской кухни. Она включала в себя народные рецепты и позиционировалась как кухня, обладающая этническим своеобразием по отношению к другим европейским кухням. Характерной особенностью русской кухни стало обилие пищи. В национальной кухне меньшее значение стали иметь хлебные изделия без начинки. На первое место вышли расстегаи, московские сайки, смоленские крендели, валдайские баранки. Приём пищи по дворянской традиции превратился в последовательную подачу нескольких блюд (перемена блюд). Вначале подавались жидкие блюда – супы: борщ, свекольник, французские консоме (бульоны) и супы-пюре. Важным элементом национальной кухни была рыба, наибольшей популярностью пользовались осётр и лосось. Помимо рыбы, русскими блюдами считались блюда из пернатой дичи: рябчиков, фазанов, куропаток, вальдшнепов и др. Также в русскую кухню вошли авторские рецепты: бефстроганов, пожарская котлета, котлета по-киевски, салат оливье. Именно этот салат в видоизменённом виде считается символом русской кухни в Европе (т. н. русский салат). К напиткам добавились европейские вина. В 1894 г. была запатентована водка крепостью 40 градусов, которые стали мировым стандартом крепости водки.
После 1917 г. повседневная пища русских горожан включила в себя ряд региональных блюд. Повсеместно распространились сибирские пельмени, а во 2-й половине 20 в. – кавказский шашлык, среднеазиатский плов. Макароны, считавшиеся до Революции 1917 г. изысканным кушаньем, стали повседневным продуктом питания. В меню рабочих столовых, а затем в домашнее меню попали салат оливье, бефстроганов, котлеты по-киевски («котлета советская»), а самым популярным напитком становится чай. Распространение получило деление трапезы на три части: первые блюда (супы), вторые блюда (основные нежидкие блюда) и десерт. Во 2-й половине 20 в. массовым городским напитком стал квас промышленного производства, также стало популярным повседневное употребление кофе. В 2000-х гг. в повседневную пищу русских горожан стали включаться японские (суши, удон), китайские и вьетнамские (фо бо) блюда. В городах широко распространились западные виды – фастфуд, а также восточные шаурма, чебуреки и т. п.
Праздники и обряды
Праздники и обряды представлены обрядами жизненного цикла и календарными. Обряды жизненного цикла включают в себя родильные (в том числе крещение), свадьбу, похороны и поминальные обряды. К 19 в. бо́льшая часть обрядовых элементов была связана с православной традицией, хотя сохранились и дохристианские элементы, которые меняются в зависимости от региона («бабьи каши»). Традиционный крестьянский свадебный обряд имеет две существенно различающиеся вариации: севернорусскую и южнорусскую. Общерусскими являются 5 церемоний: сватовство, подготовка к браку, прощание с добрачной жизнью (расплетание крáсоты), собственно свадьба, обряды завершения брачного цикла. В начале 20 в. в СССР распространился гражданский брак, часто полностью лишённый обрядовой части, либо обряды были адаптированы к новой социалистической идеологии («красные свадьбы»). С 1960-х гг. начинается создание особой советской свадебной обрядности, куда вошли как традиционные элементы (смотрины, мальчишник), так и новые (регистрация в загсе, «младшие провожатые», поездки брачного поезда к памятникам и достопримечательностям). С 1990-х гг. советские светские обряды объединяются с восстанавливаемыми церковными (благословение родителей, венчание). Похоронная обрядность наиболее консервативна и имеет наибольшее количество региональных особенностей («кидание милостыньки» через могилу – во Владимирской области, «приглашение покойника» на поминки – в Вологодской области).
Среди календарных праздников большое значение имели Святки, Масленица, Пасха, Юрьев день, Троицын день с Русалиями, Иванов день, Покров Пресвятой Богородицы, родительские субботы. Также к календарной обрядности примыкают зажинки и дожинки. Государственные праздники начали складываться в 19 в. на основе православного календаря. Например, одним из важнейших государственных торжеств был День высочайшего тезоименитства, он праздновался в день святого покровителя императора. В 1917–1930-х гг. были введены новые праздники. Часть из них – годовщина «Кровавого воскресенья» (22 января), День Парижской коммуны (18 марта) – не прижились, другие – День РККА (23 февраля), Международный женский день (8 марта) – празднуются доныне. С 1965 г. в качестве государственного праздника отмечается День Победы (9 мая). С 1918 г. важным праздником был День Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1927–1991 гг. отмечался два дня (7–8 ноября). В 1995–1996 гг. 7 ноября назвали Днём воинской славы в память о Параде 7 ноября 1941 г. на Красной площади. В 1996–2004 гг. назывался Днём согласия и примирения, в 2004 г. отменён. 4 ноября стало праздничным днём (с 2005) – Днём народного единства, который совпадает с днём празднования в честь Казанской иконы Божией Матери – особо чтимого образа: эту икону православные называют защитницей русского народа. В ряде сельских регионов новые праздники приобретают функции старых: например, День Победы обретает черты Дня поминовения усопших. В ряде городов некоторые традиционные праздники становятся общегородскими: например, День Ивана Купалы в Новосибирске.
Культура. Образ жизни и ценности
Свои истоки русское изобразительное искусство берёт в древнерусской художественной культуре (Андрей Рублёв, Дионисий, С. Ф. Ушаков и др.), в 18–19 вв. формируется академическая русская живопись, которую с 19 в. дополнили такие явления, как деятельность передвижников, Союза русских художников и др. Архитектура формировалась на основе народного творчества и древнерусского зодчества; среди ключевых явлений 19 – начала 20 вв. – национальные варианты классицизма, ампира, модерна, неоклассицизма, русский стиль и неорусский стиль. В первые десятилетия 20 в. возник и развивался т. н. русский авангард, оказавший широкое влияние на мировое искусство и архитектуру 20 – начала 21 вв.
Русское музыкальное наследие отличается богатством песенного фольклора, значительную часть которого представляет многоголосное пение. Поныне бытуют лирические песни, частушки, городские романсы. На национальной музыкальной основе [фольклор, церковно-певческая традиция (русская церковно-песенная традиция)] во многом сформировалось творчество М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и других великих композиторов 19–20 вв. Во 2-й половине 20 в. сформировались и широко распространились русский рок и авторская песня. В 20 в. мировую известность получил русский балет, выдающиеся представители которого (А. П. Павлова, М. М. Фокин, Г. С. Уланова и многие другие) обогатили мировое балетное искусство. Особое место в культурной жизни русских занимают устное народное творчество (сказки, былины) и художественная литература, её представители – писатели, оказавшие большое влияние на мировую культуру: Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др. Развита детская литература (К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. В. Михалков). Среди русских особенно популярны поэзия, эстрадная музыка, а в последние десятилетия – телевизионные шоу и киносериалы.
Современный образ жизни русских во многом формируется под влиянием рыночной экономики и глобальных культурных воздействий при достаточно стойкой приверженности исторической традиции и духовно-нравственным ценностям. В городах и большинстве посёлков малая (нуклеарная) семья составляет основную социальную ячейку общества – как правило, однопоколенные семьи. В сельской местности нередко сохраняются большие семьи: в одном домохозяйстве проживают два-три поколения. В прошлом русские семьи разных сословий отличались многодетностью, современные семьи немногодетны. Согласно данным переписи населения 2020 г., 21,8 % семей имеют только одного ребёнка, 13,1 % – двух детей, 4,6 % – трёх и более детей (в возрасте до 18 лет). Значительна доля неполных семей (27,3 %), высок процент разводов. В отличие от русской традиции помолвки, современные родители фактически не участвуют в выборе брачных партнёров своих детей, но после женитьбы поддерживают тесные связи и оказывают помощь, особенно в уходе за малолетними детьми (феномен русской бабушки).
В духовной жизни русских всегда играла особую роль Русская православная церковь, а также некоторые другие вероисповедания. После периода гонений и репрессий против Церкви и верующих в современной России произошёл возврат религии в повседневную жизнь. Многие русские следуют традиции (крещение детей, венчание, отпевание). Самыми большими праздниками для православных русских остаются Пасха, Рождество Христово, Троица и др. Многие соблюдают посты, освящают дома и квартиры, хранят домашние иконы и религиозную литературу. Широкий размах приобрели паломнические поездки, крестные ходы и массовые моления. Среди интеллигенции популярны сочинения русских религиозных философов (Вл. С. Соловьёва, отца Павла Флоренского, отца Александра Меня и др.). Вопрос о вероисповедании не задаётся во время всероссийских переписей населения. Однако, согласно исследованию ВЦИОМ, 79 % жителей РФ считают себя православными (2012), что почти равно доле русских по переписи населения 2010 г. По оценкам экспертов, доля людей, регулярно бывающих на службах и исповедующихся, составляет менее 10 % (2013). Оставшаяся часть посещает церковь нерегулярно (или вообще не посещает), чаще всего чтобы «поставить свечку» (т. е. совершить обряд, нередко сопровождаемый просьбой).
75 % современных русских проживают в городах (2020, перепись), и бо́льшая часть новых культурных явлений развивается именно в городской среде. Однако в начале 21 в. по-прежнему широко распространён идеализированный образ деревенской жизни, который считается наиболее близким к «настоящей» русской культуре. Внегородское пространство, помимо традиционных сёл и деревень, ныне включает дачные поселения, т. н. дальние дачи (дома, купленные горожанами в отдалённых деревнях), крупные сельскохозяйственные предприятия Черноземья и Юга России, а также новые формы – экопоселения и т. н. родовые общины. Распространена практика переезда на пенсии в «родную деревню».
Одним из любимых видов времяпрепровождения и досуга – осуществляемые в выходные дни выезды на дачу или за город в компании родственников и друзей с приготовлением шашлыков. Среди русских широко распространены любительская рыбалка и сбор грибов и лесных ягод. Время отпусков используется также для зарубежных поездок, отдыха на море, лечения на курортах и в санаториях, с 2020-х гг. получает развитие краеведческий и экстремальный туризм по регионам России. Основные формы досуга современных русских такие же, как у россиян в целом. Согласно исследованию ВЦИОМ (2022), основными видами времяпрепровождения россияне назвали общение с друзьями (35 %), занятие домашним хозяйством (35 %), отдых на природе (33 %), работу на даче (31 %). Самые популярные хобби – чтение книг, спорт, охота и рыбалка, садоводство, а также рисование. В 21 в. на смену чтению журналов и газет приходит массовое использование сети Интернет как источника информации, приобретения товаров и услуг, в том числе государственных.