#Этнические и гражданские общности
Этнические и гражданские общности
Тег

Этнические и гражданские общности

Этнические и гражданские общности
Найденo 204 статьи
Амхарский священник у стен одной из церквей Лалибэлы в традиционной хлопковой накидке и тюрбане
НародыНароды
Амхара
Амха́ра, эфиосемитский народ в Эфиопии, второй по численности народ страны (после оромо). В Эфиопии по переписи 2007 г. насчитывали 19,9 млн человек, или 27 % населения. Являются основными жителями северных и центральных областей Эфиопского нагорья, т. е. современного региона Амхара и города-региона Аддис-Абеба, но значительно представлены во всех регионах страны. Основной ареал – исторические области Бэгемдыр (Гондэр), Годжам, Шоа и Уолло. За пределами основного ареала проживают также в диаспоре: в странах арабского мира и Африки: в Судане, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах, Эритрее, Джибути, Сомали, Сомалиленде, Южном Судане, Кении, Египте, Ливии; в Северной Америке, главным образом в Соединённых Штатах Америки и Канаде; в Западной Европе, особенно в Германии, Италии, Великобритании, Швеции, Нидерландах, Норвегии и др. Общая численность около 30 млн человек (2021, оценка ООН). Говорят на амхарском языке, относящемся к южной подгруппе эфиосемитской (абиссинской) группы семитской ветви афразийской семьи языков. Верующие – в основном православные монофизитского толка (Эфиопская православная церковь Тевахедо), часть амхара исповедует ислам суннитского толка (в частности, на юге исторической провинции Уолло); есть протестанты, католики и иудеи.
Народы
Оромо (народ)
Оро́мо, крупнейший народ кушитской группы, 1-й по численности народ Эфиопии. Основной район расселения в Эфиопии – национальный регион Оромия. В Кении оромо (известные как борана, орма, габра, сакуйэ и уатта) занимают около четверти территории. В Эфиопии составляют около 35 % населения, по переписи 2007 г. это около 25,5 млн человек; по оценке ООН за 2021 г. – около 40 млн человек; в Кении – около 623,5 тыс. человек (2019, перепись). Проживают также в соседних государствах (Судан, Сомали); небольшие по численности диаспоры оромо существуют в США и Канаде. Оромо говорят на языке оромо. Более половины оромо исповедуют ислам суннитского толка, чуть менее половины – христианство (в основном православные, католики, последователи различных протестантских направлений), а также в некоторой степени традиционные верования.
Оромо. Группа мужчин и женщин. Оромия, Эфиопия. 1930
Народы
Коряки
Коря́ки, народ в России. Населяет преимущественно Корякский округ Камчатского края, включающий северную часть Камчатского полуострова, Камчатский перешеек и прилегающую к нему часть материка. Общая численность коряков в РФ составляет 7,5 тыс. человек, в Камчатском крае – 6,4 тыс. человек, в Магаданской области – 0,7 тыс. человек (2020, перепись). Внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (2006). Корякским языком владеют 2,6 тыс. человек (из них 2,4 тыс. человек проживают в Камчатском крае; 2020, перепись). Корякский язык входит в чукотско-камчатскую группу палеоазиатской семьи языков. Сохраняются традиционные верования, коряки-христиане в основном православные, также есть протестанты.
Выступление Государственного академического корякского национального ансамбля танца «Мэнго». Корякский автономный округ. 2002
Народы
Кызылбаши
Кызылба́ши, союз племён (оймак) исламизированных огузов-туркоманов, расселившихся от Малой Азии через Сирию до Иранского нагорья. Обозначение первоначально относилось к разнородным племенным группам, чьи названия восходят к топонимам Ближнего Востока (шамлу, румлу, устаджлу), этнонимам эпохи сельджуков (текелю, афшары, агачери и дулкадыр – последние в арабизированной форме «каджар» и «зу-ль-кадар»). К этому ядру позднее присоединились родоплеменные объединения (иляты) – как огузские (туркман, варсак, бахарлу), так и западноиранские (талыши, горцы Караджадага, отдельные роды курдов и луров). В Иране кызылбаши были опорой Сефевидов вплоть до эпохи Аббаса I, который стремился ограничить их влияние в вооружённых силах и в государственном аппарате. Из афшаров и каджаров вышли шахские династии, сменившие Сефевидов. На Малоазиатском нагорье кызылбашами называли туркмен провинций (илей) Элязыг, Сивас и Анкара и курдов илей Тунджели, Малатья, Бингёль, Эрзинджан и Битлис (самоназвание – алеви), которые тайно исповедовали крайний шиизм. В Афганистане при Ахмад-шахе Дуррани кызылбаши (кизилбаши) – персоязычные (реже – тюркоязычные) шииты, потомки гарнизонов, оставленных в 1738 г. Надир-шахом Афшаром во время его похода против Великих Моголов, преимущественно в Кабуле и окрестностях, а также в высокогорных долинах Фолади на западной окраине Хазараджата – составили, наряду с таджиками и хиндустанцами, основную массу средних городских слоёв (оценки численности – от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч). В 19–20 вв. они участвовали в политической жизни Кабула, сохраняя обособленность от суннитского большинства, а в Герате, напротив, слились с торгово-ремесленными кругами.
Встреча шаха Исмаила I (справа) и османского султана Селима I (слева) перед Чалдыранским сражением 1514
Народы
Бахтиары
Бахтиа́ры, народ, проживающий на юго-западе Ирана [компактно – в останах (провинциях) Чехармехаль и Бахтиария, Исфахан, Хузестан, Лурестан, дисперсными группами – в останах Тегеран и Хорасан-Резави]. Численность около 1,3 млн человек (оценка 2021, официальные данные отсутствуют). Говорят на бахтиарских диалектах лурского языка юго-западной подгруппы иранских языков, грамотность – на персидском языке. Исповедуют ислам (шиизм).
Кочевье бахтиаров
Народы
Кайюа
Кайю́а, индейский народ группы гуарани на юге Бразилии (штаты Мату-Гросу-ду-Сул, Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина, Парана, Сан-Паулу), в пограничных районах Парагвая и Боливии и на крайнем северо-востоке Аргентины (провинция Мисьонес). Численность в Бразилии 43,5 тыс. человек (2010, перепись), в Аргентине – 0,5 тыс. человек (2003, оценка), в Парагвае – 15,5 тыс. человек (2012, перепись). Говорят на языке кайва гуаранийского кластера гуаранийской группы языков тупи-гуарани. Письменность на основе латинского алфавита. Говорят также на испанском и португальском языках. Свыше половины – христиане (методисты, католики), остальные сохраняют традиционные верования.
Мужчина кайюа
Народы
Амусго
Аму́сго, индейский народ в Мексике. Живут в предгорьях и горах южной части Западной Сьерры-Мадре и примыкающей части прибрежной тихоокеанской равнины на территории историко-культурной области Коста-Миштека («Береговая Миштека»): на крайнем западе штата Оахака, на востоке и юго-востоке штата Герреро, в регионе Коста-Чика («Малый Берег», муниципалитеты Сочистлауака, Тлакоачистлауака и Ометепек), а также небольшими анклавами – в штатах Морелос, Пуэбла и Мичоакан. Численность составляет около 50 тыс. человек (47,5 тыс. человек; 2010, перепись), из которых более 41 тыс. человек в Герреро и более 8 тыс. человек в Оахаке. Говорят на языке амусго (амузго, амусга) миштекской группы большой сапотекской ветви семьи ото-манге, около половины амусго (в основном мужчины) владеют также испанским языком. Письменность на основе латинской графики. Большинство верующих – католики.
Женщина амусго за ткацким станком
Политические программы, курсы
Цивилизационный подход
Цивилизацио́нный подхо́д, метод в гуманитарной науке, рассматривающий различные аспекты жизни, ментальности и социального функционирования тех или иных общностей через призму их включённости в единый взаимосвязанный процесс развития, характеризующий деятельность больших социальных целостностей, пребывающих в истории в отдельности друг от друга. В социальной науке присутствует некое смешение жёсткого цивилизационного подхода – методологического компонента теории цивилизации как закрытых, культурно гомогенных социальных образований, в частности теории локальных цивилизаций А. Тойнби и его школы, и мягкого цивилизационного подхода как элемента сравнительно-эволюционной концепции.
Политология
1
2
3
4
5