Фастфуд
Фастфу́д (англ. fast food, от fast – быстрый и food – еда), пищевой продукт с коротким временем приготовления и потребления; еда, которую клиент получает сразу же после заказа, чаще всего приготовленная конвейерным способом из разогретых или готовых компонентов и продающаяся в упаковке, обычно не требует использования столовых приборов для употребления. Традиционно к фастфуду относят: гамбургеры, чизбургеры, сэндвичи, хот-доги, картофель фри, жаренные во фритюре части цыплёнка, луковые кольца, пиццу, азиатскую лапшу в коробочках, восточные донеры, шаурму, блюда мексиканской кухни, такие как буррито и тако, молочные коктейли, газированные напитки с высоким содержанием сахара или сахарозаменителя, мягкое мороженое со сладкими наполнителями, а также различные пончики и пирожки.
История
Концепция фастфуда восходит к городским торговым автоматам, которые были популярны в США с 1920-х по 1940-е гг. и рекламировались в качестве кафе-закусочных, позволявших моментально получить готовое холодное или горячее блюдо или напиток за брошенную в устройство монету.
Индустрия фастфуда, которую мы знаем сегодня, зародилась в 1921 г. с открытием закусочной «Белый замок» (White Castle) в Уичито, штат Канзас. Ресторан внедрил более быструю и чистую систему приготовления гамбургеров, однако она не произвела заметных изменений в гастрономических привычках американцев во времена Великой депрессии и Второй мировой войны.
Рост доходов населения в послевоенные годы превратил процесс потребления пищи, происходивший преимущественно в домашних условиях, в форму развлечения наподобие посещения кинотеатра или боулинг-клуба. В 1948 г. братья Дик и Мак Макдоналды начали применять свою систему быстрого обслуживания для продажи гамбургеров по 15 американских центов за штуку. Рестораны «Макдоналдс» (McDonald’s) быстро набрали популярность, спровоцировав открытие большого количества новых сетей быстрого питания в следующее десятилетие.
В 1948 г. в Лос-Анджелесе запускается закусочная In-N-Out Burger, предложившая покупателям обслуживание в автомобиле через киоск по системе drive-through. В 1952 г. полковник Харланд Сандерс открыл первый ресторан «Жареный цыплёнок из Кентукки» (Kentucky Fried Chicken, или KFC) в Солт-Лейк-Сити, штат Юта. В 1954 г. в г. Майами, Флорида, запускается «Бургер Кинг» (Burger King) (по другим данным, в 1953 г. в Джексонвилле), а в 1958 г. Дэн и Фрэнк Карни открывают первую пиццерию «Пицца Хат» (Pizza Hut) в г. Уичито, Канзас.
Многие сети создают собственные франшизы, позволяющие индивидуальным предпринимателям купить лицензию отработанной системы обслуживания и использовать специальное оборудование и ингредиенты, выплачивая за это комиссию и часть прибыли владельцам сети. Одной из первых франшизу стала предлагать сеть KFC. С 1952 г. считающаяся секретной смесь из 11 трав и специй для приготовления жареной курицы начинает поставляться по всей территории США, что принято считать отправной точкой революции в фастфуде.
Одна из ключевых причин расцвета фастфуда – культ автомобиля в США 1950-х гг., благодаря которому в моду входят кинотеатры и рестораны «на колёсах», делающие развлечения доступными без необходимости покидать автомобиль. Появление микроволновой печи в 1965 г. позволило превращать замороженные блюда в готовые к употреблению за считаные секунды, что способствовало развитию индустрии фастфуда, ускорив продажи и сократив расходы ресторанов. Созданная в 1969 г. сеть «У Венди» (Wendy’s) смогла открыть 500 закусочных всего за 7 лет. К 1978 г. в США насчитывалось более 60 тыс. точек фастфуда.
Глобализация фастфуда
Из-за роста числа ресторанов происходит изменение способов производства пищи. Крупные сети централизуют и стандартизируют производство еды в собственных цехах, из которых она распространяется по ресторанам. Конвейерный метод производства снижает расходы, а постоянство привлекает покупателей, уверенных в том, что они каждый раз получат один и тот же продукт, в каком бы ресторане сети ни оказались.
Популярность фастфуда в США и стремление крупных американских сетей распространить свой бизнес на иностранные рынки спровоцировали появление ресторанов быстрого питания сначала в Австралии, Великобритании и Японии, а следом и по всему миру. Фастфуд стал одним из главных продуктов культурного экспорта США, который не всегда положительно принимается другими государствами. Так, появление KFC на Бермудских Островах стало причиной издания местными властями закона, запрещающего открытие новых франшиз фастфуда на территории страны ради защиты её культуры и экономики.
Несмотря на сопротивление отдельных государств американской культурной экспансии, к началу 1990-х гг. фастфуд стал общемировым явлением. Перестройка в Советском Союзе, позволившая иностранному бизнесу работать на его территории, привела к открытию McDonald’s в Москве в 1990 г. 25 тыс. москвичей пытались устроиться работать в ресторан на Пушкинской площади, а посетителям приходилось стоять в очереди по несколько часов, чтобы сделать заказ. Запуск McDonald’s в России оказал существенное влияние на изменение глобальной бизнес-модели многих сетей фастфуда, начавших запускать собственные производства продуктов в разных странах из-за сложностей в поисках надёжных местных поставщиков.
Сокращение цепочки поставщиков не только позволило сетям увеличить прибыль, но и повлияло на местный бизнес по всему миру, породив огромный спрос на массовое производство продуктов. Когда McDonald’s открыл первый ресторан в Южно-Африканской Республике в 1995 г., 80 % продуктов для него поставлялось с местных ферм и производств.
Сегодня рестораны быстрого питания можно встретить практически в любой стране. Под брендом McDonald’s работают более 38 тыс. точек фастфуда по всему миру, а сеть закусочных «Сабвэй» (Subway), делающих американские сэндвичи, стала мировым лидером по количеству ресторанов, перешагнув отметку в 40 тыс. заведений (41,6 тыс. точек в 111 странах мира по состоянию на июль 2020). Ежегодно около 3,6 млн жителей Японии отмечают Рождество в ресторанах KFC, а Pizza Hut стала первой сетью, доставившей пиццу на МКС, потратив на это более 1 млн долл.
Проблема ожирения
В 1950 г. ожирением, как считается, вызванным фастфуд-питанием, страдали 12 % американцев. К 1994 г. этот показатель достиг отметки в 23 %. С 1975 г. общемировые темпы ожирения и у мужчин, и у женщин утроились. В 2016 г. более 1,9 млрд взрослых людей и 340 млн детей на планете имели проблемы с лишним весом. Врачи-диетологи обвинили в этом фастфуд, для приготовления которого используется много сахара, соли и жира, назвав его основной причиной развития рака, сахарного диабета и заболеваний сердечно-сосудистой системы человека.
Критики фастфуда также обвинили сети в умышленном увеличении порций еды. В 1954 г. средний гамбургер весил 110 г, к 2006 г. он стал весить 340 г. В 1955 г. газированные напитки продавались в стаканах объёмом 200 мл, сегодня некоторые сети продают их в таре объёмом до 1 л. В 1991 г. McDonald’s начал продавать по сниженной цене наборы Extra Value Meal – ставшие популярными у клиентов с низким доходом комплексные обеды, включающие бургер, порцию картофеля фри и напиток.
К началу 2000-х гг. люди по всему миру обратили внимание на риск регулярного употребления фастфуда и задумались о поиске здоровых альтернатив, а индустрия быстрого питания начала подстраиваться под новые запросы потребителей, делая свои традиционные блюда из более здоровых ингредиентов и добавляя в меню новые позиции для вегетарианцев и сторонников здорового питания.
В 2002 г. Burger King начал продавать вегетарианские бургеры. К 2004 г. McDonald’s сократил меню, добавил в него салаты и нарезанные яблоки, вскоре захватив 10 % этого рынка в США. С 2018 г. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США требует у всех сетей фастфуда указывать калорийность блюд в меню и ограничивает объёмы порций сладких газированных напитков. Аналогичные законы действуют во многих странах мира.
Сегодня такие сети, как Pizza Hut, предлагают клиентам пиццу с безлактозным сыром, KFC экспериментирует с куриными крылышками и наггетсами без мяса, а Burger King и Wendy’s продают веганские бургеры, полностью изготовленные из растительных продуктов, но сохраняющие вкус настоящей говядины.
В популярной культуре
Ожидаемо массовая любовь к фастфуду часто отражается в различных сферах популярной культуры. В фильмах, играх, сериалах и т. д. представлены как реальные бренды, так и вымышленные. В одной из сцен фантастической комедии «Джинна вызывали?» («Kazaam», 1996, режиссёр Пол Майкл Глейзер) джинн Казаам в исполнении баскетболиста и актёра Ш. О’Нила вызывает дождь из фастфуда: с неба падают бургеры, буррито, панкейки с кленовым сиропом, картофель фри, конфеты и шоколадные батончики. Персонаж полнометражного мультфильма «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» («Cloudy with a Chance of Meatballs», 2009, режиссёры Крис Миллер, Фил Лорд), основанного на одноимённой детской книге Джуди и Рона Барретт, Флинт Локвуд изобретает машину, превращающую воду в фастфуд. В результате эксперимента еда начинает падать на землю в виде осадков, что приводит к изменениям климата на планете.
Сюжет сразу нескольких сцен «Криминального чтива» («Pulp Fiction», 1994, режиссёр К. Тарантино) строится вокруг фастфуда. В начале фильма герои обсуждают разницу в названиях бургеров в США и Европе (четвертьфунтовый чизбургер в Нидерландах называют «роял чизбургер», поскольку в стране используют метрическую систему измерений), позже Джулс пробует чизбургер из придуманной К. Тарантино гавайской закусочной The Big Kahuna и запивает его глотком спрайта, резюмируя, что «это чертовски вкусный бургер».
В 1990 г. вышла видеоигра «Yo! Noid» для приставки Nintendo Entertainment System, более известная в России как «Dendy». Игра представляет из себя классический двухмерный платформер о похождениях Нойда – маскота сети Domino’s Pizza 1980-х гг., который должен спасти Нью-Йорк от своего злобного двойника и получить в награду пиццу от мэра города.
Фильм «Основатель» («The Founder», 2016, режиссёр Дж. Ли Хэнкок) посвящён истории создания сети McDonald’s. Сеть ресторанов KFC проинвестировала создание романтического мини-фильма «Рецепт соблазнения» («A Recipe for Seduction», 2020), одним из героев которого является создатель KFC полковник Харланд Сандерс в исполнении М. Лопеса. Критик издания Los Angeles Times К. Д’Зурилла охарактеризовала картину как «фильм о женщине, которая любит мужчину, который любит курятину».
Художественный фильм «Нация фастфуда» («Fast Food Nation», 2006, режиссёр Р. Линклейтер) рассказывает о тяжёлой жизни работников сетевых ресторанов США. Документальные фильмы и сериалы «Двойная порция» («Super Size Me», 2004, режиссёр М. Сперлок), «Корпорация "Еда"» («Food, Inc.», 2008, режиссёр Р. Кеннер), «Толстый, больной и почти мёртвый» («Fat, Sick & Nearly Dead», 2011, режиссёр Дж. Кросс) посвящены фастфуду и его критике в связи с проблемами ожирения, голода, перепроизводства продуктов, ГМО и изменений климата.