#Культура народов РоссииКультура народов РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКультура народов РоссииКультура народов РоссииНайденa 81 статьяМагические ритуалы, обряды, практикиМагические ритуалы, обряды, практики МасленицаМа́сленица, в славянском традиционном календаре праздник перед Великим постом, знаменующий собой границу между мясоедом и постом, а также между зимой и началом нового весенне-летнего вегетативного и хозяйственного сезона. Православная церковь не считает Масленицу праздником и видит в Сырной седмице, на которой она справляется, время подготовки в Великому посту. Масленица широко отмечается в русской и западнославянской традициях, а также у южных славян-католиков; в меньшей степени – у сербов, болгар и македонцев; в календаре белорусов и украинцев представлена довольно слабо. Основной смысл масленичных ритуалов – побуждение всех сил природы к плодоношению и воспроизводству, воздействие на вегетацию культурных растений, на фертильность людей и скота. Это объясняет оргиастический, продуцирующий характер праздника, сохранившего ряд дохристианских ритуалов и смыслов с доминантной темой обильной, сытной пищи и гиперсексуальности, а также временного освобождения от правил повседневного поведения. Наиболее типичными ритуальными формами, характерными для Масленицы, являются: изготовление масленичных чучел и масок, символизирующих праздник, разведение костров, ряжение и обходы домов группами ряженых, обильные трапезы с жирной пищей, а также набор продуцирующих магических практик, направленных на активизацию всеобщего плодородия.Праздники Новый годНо́вый год, календарный праздник, обозначающий конец старого и начало нового года. В 21 в. в России и в большинстве стран мира наступление Нового года отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января по григорианскому календарю. В традициях разных народов можно выделить ряд типологически общих обычаев Нового года как переломного, пограничного времени, завершающего старый календарный и хозяйственный цикл и начинающего новый период жизни, события которого можно предсказать и на которые можно повлиять с помощью продуцирующей и охранительной магии. Исторически даты Нового года и ритуальные формы его празднования в разных странах неоднократно менялись и устанавливались в зависимости от ряда факторов: астрономических познаний, принятой в стране календарной системы (лунный, лунно-солнечный, солнечный календари), приоритетных для данного общества форм хозяйственной деятельности, религиозных и мифологических представлений, государственных реформ, культурных взаимовлияний. В России Новый год является одним из государственных праздников.Народы Финно-угрыФи́нно-у́гры, группа народов, говорящих на финно-угорских языках в Северной, Восточной и Центральной Европе и Западной Сибири. В соответствии с языковой классификацией выделяются группы: саамская (саамы), прибалтийско-финская (финны, эстонцы, карелы, вепсы, ижора, ливы), мордовская (мордва – эрзя и мокша), марийская (марийцы), пермская (удмурты, коми, коми-пермяки), угорская (угры – венгры, ханты и манси). Численность около 24 млн человек (2016, оценка).Персонажи, образы Снегурочка (персонаж)Снегу́рочка, сказочный персонаж восточнославянского фольклора; литературный и художественный образ в русской культуре 19–21 вв.; в советской и постсоветской новогодней обрядности внучка и помощница Деда Мороза, наряду с которым является мифологическим олицетворением и действующим лицом праздника. Обычно изображается в виде красивой девочки или девушки с длинной светлой косой, в белой серебристой шубке и шапке или кокошнике. Голубая одежда в цветовой гамме Снегурочки появилась с 1930-х гг., когда она стала символом Нового года. Персонаж восточнославянских народных сказок. Он был адаптирован и трансформирован русской литературой, широкую известность получил благодаря пьесе А. Н. Островского «Снегурочка. Весенняя сказка». Под влиянием оперной трактовки литературный образ Снегурочки был переосмыслен и усвоен русской культурой к рубежу 19–20 вв. Постепенное включение Снегурочки в сферу рождественской обрядности происходило в русской городской культуре на рубеже 19–20 вв. С середины 1930-х гг. стал формироваться принципиально новый образ Снегурочки в связи с начавшимся конструированием советского сценария празднования Нового года.Народы РоссиянеРоссия́не, историческая и социально-политическая общность, основное население (граждане) Российской Федерации. Понятие сформировалось в конце 17 – начале 18 в., получило широкое распространение в 19 столетии, а в 20 в. (до 1992) почти не использовалось.Религиозные ритуалы, обряды, практики Восточнославянская похоронная обрядностьВосточнославя́нская похоро́нная обря́дность, комплекс обрядов русских, украинцев и белорусов, сопровождающих смерть (завершение жизненного цикла) человека, а также акты поминовения умершего. Состоит из трёх основных этапов: подготовки к смерти, обряда погребения и поминок. Восточнославянский погребальный обряд из всех обрядов перехода сохраняет наибольшее количество архаичных черт; он более однороден, устойчив и единообразен, чем другие обряды жизненного цикла.Народы МонголыМонго́лы, 1) группа народов, говорящих на монгольских языках; 2) собственно монголы, народ, основное население Монголии.Народы МордваМордва́, финно-угорский народ, коренное население Мордовии. Живут также на юге Чувашии, Татарстана, Нижегородской, в Пензенской, Ульяновской, Самарской, на севере Саратовской областей, западе Башкирии и Оренбургской области, в Челябинской области, Москве и Московской области и др. Всего в России согласно переписи 2020 г. насчитывается 484,5 тыс. человек. Почти вся мордва владеет русским языком, более половины – мордовскими языками. В основном православные, кое-где сохраняются дохристианские языческие традиции. Выделяются 2 этнические группы: мокша и эрзя.Персонажи, образы Полевые духиПолевы́е ду́хи, обобщающее название персонажей, связанных с полем, у славян. В их образах отразились представления о персонифицированном духе земного плодородия, духе – хранителе полей и защитнике созревающих зерновых культур от бури, града, насекомых. Полевые духи связаны преимущественно с летним расцветом земли, с солнцем, полднем, ветром. Рассказы о них приурочены почти исключительно ко времени созревания и уборки зерновых. Названия этих мифологических персонажей различаются в зависимости от условий проживания славянских народов, способа хозяйствования, от видов возделываемых культур, влияния соседних культурных традиций. Основные функции полевого духа у славян: продуцирование и/или обеспечение плодородия зерновых; охрана полей от стихийных бедствий, от вредителей и от вытаптывания.Персонажи, образы ПолевикПолеви́к, мифологический персонаж – «хозяин» поля у восточных славян. Полевика представляли в виде старичка с седой бородой или бородой из колосьев, в виде голубоглазого парня с волосами цвета спелой нивы; он мог быть наг и чёрен, как земля, с волосами-травой, а мог быть в белой одежде или покрытым шерстью огненного цвета; мог менять свой рост: в траве он с неё ростом, в жите – ростом с колос. Полевик оберегал поля, следил за их границами (межами), заботился об урожайности полей и сенокосов, прогонял людей с поля в полдень, когда солнце могло им навредить, не давал спать на меже и наказывал нарушителей, укачивая спящих теплом и тишиной, а потом насылая на них болезни. Он благоприятствовал трудолюбивым работникам, отпугивал «шкодников», пытавшихся навредить полю, стерёг полевые клады. 12345