#Культура народов России
Культура народов России
Тег

Культура народов России

Культура народов России
Найденo 80 статей
Татьяна Грушина (Судец) и Николай Караченцов ведут «Голубой огонёк» на Центральном телевидении
ПраздникиПраздники
Новый год
Но́вый год, календарный праздник, обозначающий конец старого и начало нового года. В 21 в. в России и в большинстве стран мира наступление Нового года отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января по григорианскому календарю. В традициях разных народов можно выделить ряд типологически общих обычаев Нового года как переломного, пограничного времени, завершающего старый календарный и хозяйственный цикл и начинающего новый период жизни, события которого можно предсказать и на которые можно повлиять с помощью продуцирующей и охранительной магии. Исторически даты Нового года и ритуальные формы его празднования в разных странах неоднократно менялись и устанавливались в зависимости от ряда факторов: астрономических познаний, принятой в стране календарной системы (лунный, лунно-солнечный, солнечный календари), приоритетных для данного общества форм хозяйственной деятельности, религиозных и мифологических представлений, государственных реформ, культурных взаимовлияний. В России Новый год является одним из государственных праздников.
Народы
Финно-угры
Фи́нно-у́гры, группа народов, говорящих на финно-угорских языках в Северной, Восточной и Центральной Европе и Западной Сибири. В соответствии с языковой классификацией выделяются группы: саамская (саамы), прибалтийско-финская (финны, эстонцы, карелы, вепсы, ижора, ливы), мордовская (мордва – эрзя и мокша), марийская (марийцы), пермская (удмурты, коми, коми-пермяки), угорская (угры – венгры, ханты и манси). Численность около 24 млн человек (2016, оценка).
Финно-угры. Прорезная бляха
Персонажи, образы
Снегурочка (персонаж)
Снегу́рочка, сказочный персонаж восточнославянского фольклора; литературный и художественный образ в русской культуре 19–21 вв.; в советской и постсоветской новогодней обрядности внучка и помощница Деда Мороза, наряду с которым является мифологическим олицетворением и действующим лицом праздника. Обычно изображается в виде красивой девочки или девушки с длинной светлой косой, в белой серебристой шубке и шапке или кокошнике. Голубая одежда в цветовой гамме Снегурочки появилась с 1930-х гг., когда она стала символом Нового года. Персонаж восточнославянских народных сказок. Он был адаптирован и трансформирован русской литературой, широкую известность получил благодаря пьесе А. Н. Островского «Снегурочка. Весенняя сказка». Под влиянием оперной трактовки литературный образ Снегурочки был переосмыслен и усвоен русской культурой к рубежу 19–20 вв. Постепенное включение Снегурочки в сферу рождественской обрядности происходило в русской городской культуре на рубеже 19–20 вв. С середины 1930-х гг. стал формироваться принципиально новый образ Снегурочки в связи с начавшимся конструированием советского сценария празднования Нового года.
Виктор Васнецов. Снегурочка
Религиозные ритуалы, обряды, практики
Восточнославянская похоронная обрядность
Восточнославя́нская похоро́нная обря́дность, комплекс обрядов русских, украинцев и белорусов, сопровождающих смерть (завершение жизненного цикла) человека, а также акты поминовения умершего. Состоит из трёх основных этапов: подготовки к смерти, обряда погребения и поминок. Восточнославянский погребальный обряд из всех обрядов перехода сохраняет наибольшее количество архаичных черт; он более однороден, устойчив и единообразен, чем другие обряды жизненного цикла.
Алексей Корзухин. Поминки на кладбище
Народы
Мордва
Мордва́, финно-угорский народ, коренное население Мордовии. Живут также на юге Чувашии, Татарстана, Нижегородской, в Пензенской, Ульяновской, Самарской, на севере Саратовской областей, западе Башкирии и Оренбургской области, в Челябинской области, Москве и Московской области и др. Всего в России согласно переписи 2020 г. насчитывается 484,5 тыс. человек. Почти вся мордва владеет русским языком, более половины – мордовскими языками. В основном православные, кое-где сохраняются дохристианские языческие традиции. Выделяются 2 этнические группы: мокша и эрзя.
Молодая женщина. Мордва-эрзя. Конец 19 – начало 20 вв.
Персонажи, образы
Полевые духи
Полевы́е ду́хи, обобщающее название персонажей, связанных с полем, у славян. В их образах отразились представления о персонифицированном духе земного плодородия, духе – хранителе полей и защитнике созревающих зерновых культур от бури, града, насекомых. Полевые духи связаны преимущественно с летним расцветом земли, с солнцем, полднем, ветром. Рассказы о них приурочены почти исключительно ко времени созревания и уборки зерновых. Названия этих мифологических персонажей различаются в зависимости от условий проживания славянских народов, способа хозяйствования, от видов возделываемых культур, влияния соседних культурных традиций. Основные функции полевого духа у славян: продуцирование и/или обеспечение плодородия зерновых; охрана полей от стихийных бедствий, от вредителей и от вытаптывания.
Литература
Персонажи, образы
Полевик
Полеви́к, мифологический персонаж – «хозяин» поля у восточных славян. Полевика представляли в виде старичка с седой бородой или бородой из колосьев, в виде голубоглазого парня с волосами цвета спелой нивы; он мог быть наг и чёрен, как земля, с волосами-травой, а мог быть в белой одежде или покрытым шерстью огненного цвета; мог менять свой рост: в траве он с неё ростом, в жите – ростом с колос. Полевик оберегал поля, следил за их границами (межами), заботился об урожайности полей и сенокосов, прогонял людей с поля в полдень, когда солнце могло им навредить, не давал спать на меже и наказывал нарушителей, укачивая спящих теплом и тишиной, а потом насылая на них болезни. Он благоприятствовал трудолюбивым работникам, отпугивал «шкодников», пытавшихся навредить полю, стерёг полевые клады.
Иван Билибин. Полевик
Орудия труда, предметы быта
Русская печь
Ру́сская печь, разновидность печи, устройство для отопления, приготовления пищи, место для сна членов семьи, в отдельных случаях – для санитарно-гигиенических и лечебных мероприятий. Распространена на территории Восточной Европы, на Урале и в Сибири. Сформировалась в центральной и северной частях Руси к середине 2-го тыс. н. э. Отличается от других печей (каменка, «голландка», овинная печь) многофункциональностью горнила и устья, что избавляет от дополнительных пристроек к основному сооружению и приспособлений (например, котлов). Наличие печи дало название русскому жилищу [слово «изба» («истьба», «истобка») происходит от слова «истопить»] и конструктивно определяет интерьер избы. С 1-й половины 20 в. русская печь постепенно исчезала в городах; в 1960-е гг. произошёл отказ от печей в крупных сельских населённых пунктах; 1980-е гг. – окончательный отказ от русской печи в сельской местности в пользу дровяных плит со щитками; 2000-е гг. – переход в отдельных местностях на газовое отопление.
Русская печь с припечком и лежанкой (слева)
1
2
3
4
5