#Культура народов России
Культура народов России
Тег

Культура народов России

Культура народов России
Найденo 94 статьи
История
НародыНароды
Хамшенские армяне
Хамше́нские армя́не, совокупность нескольких исторически близких групп армян (субэтнических, этнографических). Название – книжное по происхождению, до 1980-х гг. было известно лишь узкому кругу лиц, знакомых с исторической литературой. До сих пор предпочитают обозначать себя по названию прежних административных единиц большого вилайета Трабзон Османской империи, откуда во 2-й половине 19 – начале 20 вв. вышли их предки: трапизонцы [из санджака Трабзон (Трапезунд)], ордуйцы (из казы Орду того же санджака), джаникцы [из санджака Джаник (Самсун)]. Современные места проживания включают причерноморские районы Краснодарского края, Адыгею и Абхазию. Наиболее многочисленная среди армянских групп в РФ и одна из самых крупных за пределами Армении. Переписями не выделяются, по косвенным оценкам, насчитывают до 200 тыс. человек. Незначительные их группы после бегства из Турции оказались в Грузии (Батуми, Поти), Армении, Иране (остан Мазендеран), европейских странах. Небольшая община осела в США (штат Колорадо и др.). В повседневном общении используют хамшенский диалект армянского языка (хомшецма́), в России также русский язык. Большинство верующих христиане, прихожане Армянской апостольской церкви.
Народы
Хемшины
Хемши́ны, народ в северо-восточной Анатолии (Лазистан, современная Турция). Турецкими переписями не выделяются; по различным оценкам, численность может составлять от 60 до 100 тыс. человек. В 1990-х гг. в местах традиционного проживания (иль Ризе и часть иля Артвин в Турции) насчитывалось 48,1 тыс. хемшинов (1997). По переписи населения 2020 г., в РФ насчитывается 2 тыс. хемшинов, которые проживают преимущественно в Краснодарском крае (1,4 тыс.), а также в Калмыкии, Ростовской и Воронежской областях. Вероятно, до 2 тыс. хемшинов до сих пор проживают в Киргизии и Казахстане. В языковом отношении делятся на две группы: полностью турецкоязычных баш-хемшинов (от тур. baş – главный; хемшины Ризе, более 60 % от общей численности) и хопа-хемшинов (в районе Хопы, Борчки и в Аджарии), сохранивших армянский диалект, который они называют хомшецма. Для хопа-хемшинов характерно двух-, трёх- и четырёхъязычие: хомшецма-турецкое, хомшецма-турецко-грузинское, хомшецма-турецко-казахское, хомшецма-турецко-казахско-русское и т. д. Верующие хемшины – мусульмане суннитского толка (также есть салафиты).
История
Этнические группы
Сету
Се́ту, прибалтийско-финская этническая общность. Проживают в Республике Эстония (12,3 тыс. человек – 2015, оценка) и Российской Федерации (234 человека – 2020, перепись). Потомки переселенцев сету рубежа 19–20 вв. живут также в Красноярском крае (58 человек – 2020, перепись). В быту используют говор выруского диалекта эстонского языка, в России владеют русским языком. Верующие – православные, длительное время сохранялись элементы дохристианских верований. В 2010 г. сету были включены в Список коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Сету. Женщины в традиционной одежде
Обувь
Валенки
Ва́ленки, мужская и женская зимняя обувь, преимущественно или целиком валянная из овечьей шерсти, с высоким голенищем, круглым носом и плоской подошвой без каблука. В русском языке также используются названия валенцы, катанки, панчехи, пимы, тепляки, чёсанки, чуни и др. В России валенки являются традиционной обувью финно-угорских народов: портышкем у марийцев; гын сапег у удмуртов; понань кемть у мордвы; гын кӧм у коми. У тюркских народов встречаются войлочные сапоги на кожаной подошве киез итек (татары), быйма (башкиры), киiз етiк (киргизы), aýakgap (туркмены) и др. Русские названия «валенки» и «катанцы» происходят от слов «валять»/«катать» – сминать, прессовать шерсть при их изготовлении. Широкое распространение валенки (под названием «пимы волосеные») получают в Сибири с начала 18 в., а в Европейской части России с начала 19 в. (Д. К. Зеленин, Г. С. Маслова, И. И. Шангина, М. Г. Рабинович, А. В. Курбатов). В 19 в. демонстрировались на всемирных выставках в Лондоне (1851), Вене (1873), Чикаго (1893), Париже (1900) и стали символом русской культуры для многих иностранцев.
Валенки. Русские. Европейская Россия. Последняя треть 19 – начало 20 вв.
Магические ритуалы, обряды, практики
Семик
Семи́к, в русском традиционном календаре четверг перед Троицей на 7-й неделе после Пасхи. Относится к циклу восточнославянских весенне-летних праздников, совпадающих с периодом наивысшей вегетации растительности и светового дня. Семик известен в центральных и южных областях России, отчасти на востоке Белоруссии. К Семику были приурочены: обряды производительного характера (завивание берёзки, плетение венков, хождение в жито, ряжение, изготовление чучел), кумление девушек брачного возраста, а также поминовение «нечистых» покойников и особые формы погребения умерших без покаяния и отпевания, тела которых до этого дня находились в открытых общих могилах. Семик очень близок к троицкой обрядности, образуя в народном календаре единый троицко-семицкий обрядовый комплекс, в котором одни и те же действия в разных ареалах могли совершаться как на Семик, так и на Троицу или Духов день. Семик – один из праздников, маркирующих границу между весенним и летним сезонами.
Дмитрий Осипов. Две девушки в день Семика
Головные уборы
Такья (головной убор)
Такья́, девичий головной убор народов Урало-Поволжья и Центральной Азии. Название происходит от арабского слова طاقية (т̣а̄к̣ийя), обозначающего головной убор, именуемый в русском языке словом «тюбетейка». В современном арабском словом «такья» часто обозначается феска. Историю этого головного убора в Евразии можно проследить с глубокой древности. Шапочки, подобные такье, отмечаются у скифских племён, населявших евразийские степи в 1-м тыс. до н. э. Функциональное происхождение убора связано с полусферической формы подшлемником, изготавливавшимся из мягкого материала и поддевавшимся под соответствующий предмет боевой амуниции. Родственное такье происхождение имеет русский мужской головной убор 16–17 вв., известный под названием «тафья». В Новое и Новейшее время подобные такье головные уборы встречались у народов Восточной Европы, Южного Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. Она была широко представлена в традиционном костюме этнических общностей Поволжья и Приуралья.
Чуваши. Такья
Персонажи, образы
Домовой
Домово́й, демонологический персонаж в восточнославянской мифологии, считающийся покровителем жилого пространства, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных. Вера в домового связана с культом предков и почитанием дома как сакрального места (Дранникова. 2016. С. 72). Крестьяне считали, что домовой существует в каждом доме; представлялось, что каждый род имеет своего домового. В восточнославянских верованиях домовой имеет статус «хозяина» дома, покровителя семьи, скота. Часто в поверьях и легендах проявляется двойственное отношение к этому персонажу – и как к представителю нечистой силы, и как к предку.
Иван Билибин. Домовой. 1934
Орудия труда, предметы быта
Самовар
Самова́р, прибор для кипячения воды, в некоторых случаях приспособление для приготовления пищи. Конструктивно традиционный самовар представляет собой тонкостенный металлический сосуд различной формы с крышкой, ручками по бокам для переноски и краном для стока воды в нижней части. Самоварное производство начало активно развиваться в 18 в. на Урале, а затем в Европейской части России. Длительное время самовар был признаком высокого социального статуса и зажиточности хозяев. Расцвет самоварного дела в России пришёлся на 19 в. и был связан с развитием культуры чаепития. Значение самовара не сводилось к утилитарной функции кипячения воды, он стал олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия, в доме занимал видное и почётное место, передавался как реликвия по наследству, входил в состав завидного девичьего приданого.
Русские. Самовар
1
2
3
4
5