#Культура народов РоссииКультура народов РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКультура народов РоссииКультура народов РоссииНайденo 94 статьиНародыНароды Хамшенские армянеХамше́нские армя́не, совокупность нескольких исторически близких групп армян (субэтнических, этнографических). Название – книжное по происхождению, до 1980-х гг. было известно лишь узкому кругу лиц, знакомых с исторической литературой. До сих пор предпочитают обозначать себя по названию прежних административных единиц большого вилайета Трабзон Османской империи, откуда во 2-й половине 19 – начале 20 вв. вышли их предки: трапизонцы [из санджака Трабзон (Трапезунд)], ордуйцы (из казы Орду того же санджака), джаникцы [из санджака Джаник (Самсун)]. Современные места проживания включают причерноморские районы Краснодарского края, Адыгею и Абхазию. Наиболее многочисленная среди армянских групп в РФ и одна из самых крупных за пределами Армении. Переписями не выделяются, по косвенным оценкам, насчитывают до 200 тыс. человек. Незначительные их группы после бегства из Турции оказались в Грузии (Батуми, Поти), Армении, Иране (остан Мазендеран), европейских странах. Небольшая община осела в США (штат Колорадо и др.). В повседневном общении используют хамшенский диалект армянского языка (хомшецма́), в России также русский язык. Большинство верующих христиане, прихожане Армянской апостольской церкви.Народы ХемшиныХемши́ны, народ в северо-восточной Анатолии (Лазистан, современная Турция). Турецкими переписями не выделяются; по различным оценкам, численность может составлять от 60 до 100 тыс. человек. В 1990-х гг. в местах традиционного проживания (иль Ризе и часть иля Артвин в Турции) насчитывалось 48,1 тыс. хемшинов (1997). По переписи населения 2020 г., в РФ насчитывается 2 тыс. хемшинов, которые проживают преимущественно в Краснодарском крае (1,4 тыс.), а также в Калмыкии, Ростовской и Воронежской областях. Вероятно, до 2 тыс. хемшинов до сих пор проживают в Киргизии и Казахстане. В языковом отношении делятся на две группы: полностью турецкоязычных баш-хемшинов (от тур. baş – главный; хемшины Ризе, более 60 % от общей численности) и хопа-хемшинов (в районе Хопы, Борчки и в Аджарии), сохранивших армянский диалект, который они называют хомшецма. Для хопа-хемшинов характерно двух-, трёх- и четырёхъязычие: хомшецма-турецкое, хомшецма-турецко-грузинское, хомшецма-турецко-казахское, хомшецма-турецко-казахско-русское и т. д. Верующие хемшины – мусульмане суннитского толка (также есть салафиты).Этнические группы СетуСе́ту, прибалтийско-финская этническая общность. Проживают в Республике Эстония (12,3 тыс. человек – 2015, оценка) и Российской Федерации (234 человека – 2020, перепись). Потомки переселенцев сету рубежа 19–20 вв. живут также в Красноярском крае (58 человек – 2020, перепись). В быту используют говор выруского диалекта эстонского языка, в России владеют русским языком. Верующие – православные, длительное время сохранялись элементы дохристианских верований. В 2010 г. сету были включены в Список коренных малочисленных народов Российской Федерации.Народы МарийцыМари́йцы, поволжско-финский народ в России, коренное население Республики Марий Эл. Численность в России составляет 423,8 тыс. человек (2020, перепись). Говорят на марийских языках. Верующие – православные и последователи традиционных культов; есть небольшое число мусульман.Народы Финны-ингерманландцыФи́нны-ингерманла́ндцы, прибалтийско-финская этническая общность на северо-западе России, в Финляндии и Эстонии. Численность в России – 571 человек (2020, перепись). Разговорная речь наиболее близка восточным диалектам финского языка, в России ингерманландские финны используют также русский язык, в Эстонии – эстонский и русский. Верующие – лютеране.Обувь ВаленкиВа́ленки, мужская и женская зимняя обувь, преимущественно или целиком валянная из овечьей шерсти, с высоким голенищем, круглым носом и плоской подошвой без каблука. В русском языке также используются названия валенцы, катанки, панчехи, пимы, тепляки, чёсанки, чуни и др. В России валенки являются традиционной обувью финно-угорских народов: портышкем у марийцев; гын сапег у удмуртов; понань кемть у мордвы; гын кӧм у коми. У тюркских народов встречаются войлочные сапоги на кожаной подошве киез итек (татары), быйма (башкиры), киiз етiк (киргизы), aýakgap (туркмены) и др. Русские названия «валенки» и «катанцы» происходят от слов «валять»/«катать» – сминать, прессовать шерсть при их изготовлении. Широкое распространение валенки (под названием «пимы волосеные») получают в Сибири с начала 18 в., а в Европейской части России с начала 19 в. (Д. К. Зеленин, Г. С. Маслова, И. И. Шангина, М. Г. Рабинович, А. В. Курбатов). В 19 в. демонстрировались на всемирных выставках в Лондоне (1851), Вене (1873), Чикаго (1893), Париже (1900) и стали символом русской культуры для многих иностранцев.Магические ритуалы, обряды, практики СемикСеми́к, в русском традиционном календаре четверг перед Троицей на 7-й неделе после Пасхи. Относится к циклу восточнославянских весенне-летних праздников, совпадающих с периодом наивысшей вегетации растительности и светового дня. Семик известен в центральных и южных областях России, отчасти на востоке Белоруссии. К Семику были приурочены: обряды производительного характера (завивание берёзки, плетение венков, хождение в жито, ряжение, изготовление чучел), кумление девушек брачного возраста, а также поминовение «нечистых» покойников и особые формы погребения умерших без покаяния и отпевания, тела которых до этого дня находились в открытых общих могилах. Семик очень близок к троицкой обрядности, образуя в народном календаре единый троицко-семицкий обрядовый комплекс, в котором одни и те же действия в разных ареалах могли совершаться как на Семик, так и на Троицу или Духов день. Семик – один из праздников, маркирующих границу между весенним и летним сезонами.Головные уборы Такья (головной убор)Такья́, девичий головной убор народов Урало-Поволжья и Центральной Азии. Название происходит от арабского слова طاقية (т̣а̄к̣ийя), обозначающего головной убор, именуемый в русском языке словом «тюбетейка». В современном арабском словом «такья» часто обозначается феска. Историю этого головного убора в Евразии можно проследить с глубокой древности. Шапочки, подобные такье, отмечаются у скифских племён, населявших евразийские степи в 1-м тыс. до н. э. Функциональное происхождение убора связано с полусферической формы подшлемником, изготавливавшимся из мягкого материала и поддевавшимся под соответствующий предмет боевой амуниции. Родственное такье происхождение имеет русский мужской головной убор 16–17 вв., известный под названием «тафья». В Новое и Новейшее время подобные такье головные уборы встречались у народов Восточной Европы, Южного Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. Она была широко представлена в традиционном костюме этнических общностей Поволжья и Приуралья.Персонажи, образы ДомовойДомово́й, демонологический персонаж в восточнославянской мифологии, считающийся покровителем жилого пространства, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных. Вера в домового связана с культом предков и почитанием дома как сакрального места (Дранникова. 2016. С. 72). Крестьяне считали, что домовой существует в каждом доме; представлялось, что каждый род имеет своего домового. В восточнославянских верованиях домовой имеет статус «хозяина» дома, покровителя семьи, скота. Часто в поверьях и легендах проявляется двойственное отношение к этому персонажу – и как к представителю нечистой силы, и как к предку.Орудия труда, предметы быта СамоварСамова́р, прибор для кипячения воды, в некоторых случаях приспособление для приготовления пищи. Конструктивно традиционный самовар представляет собой тонкостенный металлический сосуд различной формы с крышкой, ручками по бокам для переноски и краном для стока воды в нижней части. Самоварное производство начало активно развиваться в 18 в. на Урале, а затем в Европейской части России. Длительное время самовар был признаком высокого социального статуса и зажиточности хозяев. Расцвет самоварного дела в России пришёлся на 19 в. и был связан с развитием культуры чаепития. Значение самовара не сводилось к утилитарной функции кипячения воды, он стал олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия, в доме занимал видное и почётное место, передавался как реликвия по наследству, входил в состав завидного девичьего приданого. 12345