Россия. История. Древнерусское государство
Древнеру́сское госуда́рство (Киевская Русь, Древняя Русь, Русь), историографическое название государственного образования в Восточной Европе во 2-й половине 9 – 1-й трети 12 вв. Столица – г. Киев.
Образование государства
Формирование Древнерусского государства в 9–10 вв. представляло собой сложный процесс, в котором взаимодействовали как внутренние (общественная эволюция местных, прежде всего восточнославянских, племён), так и внешние факторы (активное проникновение в Восточную Европу военно-торговых дружин варягов – выходцев из Скандинавии). Роль последних в строительстве древнерусской государственности является основой т. н. норманнской теории, согласно которой норманны (варяги) считались основателями государства в Древней Руси (начала формулироваться с середины 18 в. Г. Ф. Миллером с опорой на работы Г. З. Байера и шведского историка О. Далина; временами приобретала политическое звучание). К норманнской проблеме тесно примыкает вопрос о происхождении названия «русь». Достаточно многочисленные византийские, западноевропейские, арабо-персидские источники подтверждают, что в 9 – 1-й половине 10 вв. название «русь» прилагалось именно к варягам и что русь в это время отличали от славян.
По преданию, отразившемуся в «Повести временных лет» и в предшествовавшем ей летописном своде конца 11 в., варяжское присутствие в Восточной Европе поначалу ограничивалось взиманием дани со славянских племён словен и кривичей, а также с финских племён чуди, мери и, возможно, веси. В результате восстания эти племена избавились от даннической зависимости, но начавшиеся внутренние раздоры заставили их призвать в качестве князей варягов Рюрика и его братьев, правление которых, по всей видимости, было обусловлено договором. Часть варяжской дружины Рюрика во главе с Аскольдом и Диром ушла на юг и осела в Киеве. После смерти Рюрика его родственник князь Олег захватил Киев и объединил новгородский север и киевский юг, создав, таким образом, основу Древнерусского государства. Нет оснований не доверять этому преданию, но летописная хронология событий (изгнание варягов, призвание Рюрика, вокняжение в Киеве Аскольда и Дира в 852, смерть Рюрика в 879, захват Киева Олегом в 882) явно условна. Договор Олега с Византией, заключённый осенью 911 г., позволяет датировать появление Олега в Киеве примерно рубежом 9–10 вв., а призвание Рюрика – последней четвертью 9 в. Данные археологии дают возможность отнести появление скандинавского этнического компонента в финском и славянском окружении на севере Восточной Европы к периоду от середины – 2-й половины 8 в. (Ладога) до середины – 2-й половины 9 в. (Рюриково городище, Тимерёво, Сарское городище) и рубежа 9–10 вв. (Гнёздово). Местонахождение этих центров в целом совпадает с очерченным в летописи ареалом варяжской дани. В то же время первые определённо датированные достоверные сведения 1-й половины – середины 9 в. о народе русь, норманнском по происхождению, связаны не с севером, а с югом Восточной Европы. Арабо-персидские географы (аль-Истахри, Ибн Хаукаль) прямо говорят о двух группах руси 9 в.: южной, с центром в Киеве («Куйаба»), и северной, новгородско-словенской («Славийа»), каждая из которых имеет собственного правителя (упоминаемая в этих текстах третья группа, «Арсанийа», не поддаётся локализации). Таким образом, независимые данные подтверждают рассказ древнерусской летописи о двух очагах варяжского присутствия в Восточной Европе в 9 в. [северном, с центром в Ладоге, а затем Новгороде (ныне Великий Новгород), и южном, с центром в Киеве], но заставляют отнести появление варяжской руси на юге ко времени более раннему, чем призвание Рюрика. Однако археологические скандинавские древности 9 в. в Киеве не обнаружены, что позволяет предполагать быструю ассимиляцию первой волны пришлых варягов славянским населением на юге Руси.Большинство письменных свидетельств о руси 9 в. относится к Южной, киевской Руси, история которой, в отличие от Северной, может быть в общих чертах обрисована. Территориально летопись связывает Южную Русь с областью племенного княжения полян. Историко-географические данные главным образом 12 в. позволяют с известной вероятностью считать, что, наряду с собственно полянской землёй, Южная Русь включала в себя водораздел между бассейнами Припяти и Днестра, часть днепровского Левобережья с позднейшими городами Черниговом и Переяславлем (ныне Переяслав). Точно определить её восточную границу затруднительно. Южная Русь была достаточно мощным образованием, которое, аккумулировав экономический и военный потенциал славян Среднего Поднепровья, сумело организовать морские походы на земли Византийской империи (наиболее известен поход 860 на Константинополь) и соперничало с Хазарским каганатом. Хазарский каганат – этнически неоднородное государство, включавшее в себя не только тюркские (хазары, булгары и др.), но также иранские (аланы) и другие компоненты, простиралось от Северного Прикаспия и нижней Волги до Подонья и Крыма. В 8 в. в даннической зависимости от него оказались северяне, радимичи и вятичи. О влиянии Хазарского каганата свидетельствовало, в частности, принятие правителем Южной Руси хазарского (тюркского по происхождению) верховного титула «каган» (эпизодически применялся к киевским князьям вплоть до 11 в.). Вероятно, с русско-хазарским противостоянием было связано и посольство «кагана Руси» к византийскому императору Феофилу во 2-й половине 830-х гг. с предложением мира и дружбы, и развернувшееся в то же время с помощью Византии крепостное строительство хазар. Кроме Саркела на нижнем Дону, было построено свыше 10 крепостей в верховьях реки Северский Донец и по реке Тихая Со́сна (притоку Дона), что свидетельствует о притязаниях Южной Руси на часть славянской даннической сферы хазар (по крайней мере, на северян). Обширны были торговые связи Южной Руси, купцы из которой на западе достигали среднего Дуная (в районе современной Верхней Австрии), на северо-востоке – Волжско-Камской Булгарии, на юге – византийских причерноморских рынков, откуда по Дону, а затем Волге добирались до Каспийского моря и даже до Багдада.
Ассимиляция варягов в Северной Руси шла много медленнее, чем в Южной, что объяснялось, очевидно, постоянным притоком новых скандинавских групп, главным занятием которых, как и на юге, служила международная торговля. Упомянутые места концентрации скандинавских археологических древностей (от Ладоги до Гнёздова) носили ярко выраженный характер торгово-ремесленных поселений с этнически смешанным населением. Многочисленные и порой огромные клады арабского монетного серебра на территории Северной Руси, фиксируемые с рубежа 8–9 вв., позволяют думать, что именно стремление обеспечить себе доступ к богатым высококачественной арабской серебряной монетой рынкам Волжско-Камской Булгарии (в меньшей степени – к далёким причерноморским рынкам по волховско-днепровскому пути «из варяг в греки») влекло военно-торговые дружины варягов в Восточную Европу. О том же свидетельствует и другой яркий факт: именно арабский дирхем лёг в основу древнерусской денежно-весовой системы. Несомненно, мобильные, сплочённые и хорошо вооружённые группы варягов были наиболее деятельным элементом в организации международной торговли в Северной Руси. Призвание Рюрика повлекло за собой, вероятно, политическую консолидацию Северной Руси, что и сделало возможным её объединение под властью северной варяжской династии Рюриковичей с более выгодно в торговом и военно-стратегическом отношениях расположенной Южной Русью.
Укрепление государства
Походы на Константинополь, организованные князьями Олегом и его преемником Игорем, равно как и заключённые в результате мирные договоры 911 и 944 гг. (последняя дата оспаривается рядом исследователей, предлагающих широкую датировку между 931 и 944; историографию и суть проблемы: Щавелев. 2020. С. 66–84), обеспечившие русским купцам исключительные торговые привилегии на константинопольском рынке, свидетельствуют о резко возросших военно-политических и экономических возможностях Древнерусского государства. Слабевший Хазарский каганат лишился возможности собирать дань с северян и радимичей, не мог препятствовать набегам русских морских дружин на богатые города Южного Прикаспия (около 910 при Олеге и в 940-х гг. при Игоре). Видимо, в это время Русь закрепилась в Тмутаракани и Корчеве (Керчь). Военно-политические усилия Руси были направлены также вдоль сухопутного торгового пути на средний Дунай: в данническую зависимость от Киева попали волыняне. После гибели Игоря во время восстания древлян (после 945) правление оказалось в руках его вдовы – княгини Ольги, главные усилия которой, после умиротворения древлян, были направлены на внутреннюю стабилизацию Древнерусского государства. Активную военную экспансию возобновил в 960-х гг. князь Святослав Игоревич: под власть Руси были приведены вятичи, в 965 г. разгромлен Хазарский каганат, после чего он оказался в зависимости от правителей Хорезма из династии Афригидов, а вскоре вообще сошёл с политической арены. Военные действия киевского князя против Первого Болгарского царства в 968 и 969–971 гг. не привели к желанной цели – закреплению Руси на нижнем Дунае. Поражение от войск византийского императора Иоанна I Цимисхия заставило Святослава летом 971 г. подписать мирный договор, который заметно ограничивал политическое влияние Руси в Северном Причерноморье. Вероятно, ещё перед тем, как вторично отправиться в Болгарию в 969 г., Святослав Игоревич разделил Русь между тремя своими сыновьями: Ярополком Святославичем, княжившим в Киеве (969–978), Олегом Святославичем, получившим землю древлян, и Владимиром Святославичем, во владение которому перешёл Новгород. Победителем из начавшейся вскоре междоусобицы вышел Владимир, в 978 г. захвативший Киев. Правление Владимира Святославича (978–1015) открывает эпоху подъёма Древней Руси в конце 10 – середине 11 вв.
Политический и экономический строй Древнерусского государства в правление первых киевских князей вырисовывается лишь в общих чертах. Правящая верхушка состояла из княжеского рода (очевидно, довольно многочисленного) и существовавшей за счёт княжеских доходов дружины князя. Государственная зависимость входивших в состав Древней Руси преимущественно славянских племён выражалась в выплате регулярной (вероятно, ежегодной) дани и в обязанности участвовать в военных предприятиях киевских князей. В остальном сохранялись и племенной быт, и власть племенных князей. Летописные восточнославянские племена 10 в. представляли собой объединения с достаточно высокой политической организацией. Остаётся неясным, были или нет частью Древнерусского государства существовавшие в 970-х гг. на восточнославянских землях политические образования под властью других (помимо Рюриковичей) варяжских династий (династии князя Рогволода в Полоцке, князя Туры в Турове) и когда они возникли. Сбор дани осуществлялся в форме полюдья – объезда даннической территории в течение осенне-зимнего сезона князем или лицом, которому князь уступал её сбор, с дружиной (в это время данники обязаны были также за свой счёт содержать их). Дань взималась как натуральными продуктами (в том числе товарами, предназначенными для экспорта, – мехами, мёдом, воском), так и монетой, главным образом арабского чекана (ежегодная дань с Новгорода составляла, например, 300 гривен, т. е. около 60 кг серебра). С именем княгини Ольги отразившееся в летописи предание связывает административно-данническую реформу середины 10 в., состоявшую, как можно думать, в том, что дани, объём которых был пересмотрен, теперь свозились самими данниками в постоянные пункты (погосты), где пребывали представители княжеской администрации. Дань подлежала разделу в определённой пропорции между сборщиком дани и субъектом государственной власти, т. е. княжеским семейством: первому шла ⅓, последнему – ⅔ дани. Среди важнейших компонентов экономического механизма были снаряжение и отправка ежегодных торговых караванов с собранными в ходе полюдья товарами вниз по Днепру на международные рынки Причерноморья и другие – процедура, подробно описанная в середине 10 в. в сочинении византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей». В Константинополе русские купцы пребывали по несколько месяцев в году, имели собственное подворье при монастыре Святого Маманта и получали денежное содержание из императорской казны, которая брала на себя также расходы по снаряжению обратного плавания. Внешнеторговая направленность экономики Древней Руси определила наличие особой социальной группы – занятого международной торговлей купечества, которое ещё в середине 10 в. было, как и княжеский род, преимущественно варяжского происхождения. Судя по тому, что представители этой социальной группы участвовали в заключении договоров Руси с Византией, она имела самостоятельный голос в делах государственного управления. Данные археологии позволяют думать, что именно такое купечество составляло социальную и имущественную верхушку в древнерусских торгово-ремесленных поселениях 10 в. типа Гнёздова или Тимерёва.
Расцвет государства
Первое десятилетие княжения Владимира Святославича в Киеве было временем восстановления положения Древней Руси, пошатнувшегося вследствие междоусобия Святославичей. Один за другим следовали походы к западным и восточным пределам Руси. В конце 970-х гг. – 1-й половине 980-х гг. в её состав были включены Перемышль, Червенские города (стратегически важная область на левом берегу реки Буг) и Среднее Побужье, населённое балтскими племенами ятвягов. Походами на радимичей, вятичей, хазар и волжских булгар были закреплены успехи, достигнутые ранее Святославом Игоревичем. Как международное положение, так и задачи внутренней консолидации государства настоятельно требовали официальной христианизации. Благоприятная для Руси внешнеполитическая ситуация 2-й половины 980-х гг., когда византийский император Василий II был вынужден просить русской военной помощи для подавления внутреннего мятежа, побудили Владимира сделать решительный шаг по пути христианизации: в течение 987–990 гг. последовали крещение Владимира и его окружения, брак киевского князя с сестрой Василия II царевной Анной и массовое крещение киевлян. Такое замужество багрянородной принцессы было нарушением византийских династических принципов и заставило империю предпринять самые активные меры по созданию церковной организации на Руси: были учреждены Киевская митрополия и несколько епархий в крупнейших городах, которые возглавили греческие иерархи. В Киеве греческие мастера воздвигли первый на Руси каменный храм – Десятинную церковь (завершена в 996). Княжеская власть взяла на себя материальное обеспечение церкви в виде десятины, организовала строительство храмов на местах, обучение детей знати для обеспечения церкви кадрами священнослужителей и т. д.
Важнейшими направлениями политики Владимира Святославича после Крещения Руси явились оборона западных рубежей от давления со стороны резко усилившегося Древнепольского государства и отражение угрозы со стороны печенегов. На западе Руси были заложены города Берестье (ныне Брест) и Владимир (ныне Владимир-Волынский). На юге были построены крепости по берегам рек Сула, Стугна и других, прикрывавшие подступы к Киеву со стороны степи [Белгород, Переяславль Русский (ныне Переяслав) и др.].
Существенной приметой правления Владимира Святославича стала окончательная славянизация княжеского рода и его некогда варяжского окружения. Сам Владимир был наполовину (по матери) славянского происхождения. Продолжавшие прибывать на Русь варяги становились теперь в основном военными наёмниками древнерусских князей.
После смерти Владимира Святославича (1015) вспыхнула междоусобная борьба между наиболее влиятельными из его сыновей, в ходе которой погибли Борис и Глеб, Святослав. Киевский стол занял Святополк Владимирович (1015–1016). Княживший в Новгороде Ярослав Владимирович в 1016 г. изгнал Святополка, который, однако, в 1018 г. вернулся в Киев при военной поддержке своего тестя – польского князя Болеслава I Храброго. Но уже в 1019 г. Ярослав Владимирович окончательно утвердился в столице Руси (1019–1054).
В 1024 г. свои права на участие в управлении Русью предъявил княживший в отдалённой Тмутаракани Мстислав Владимирович. Столкновение между Ярославом и Мстиславом, финальный этап междоусобия, закончилось в 1026 г. заключением договора, по которому первый сохранял за собой Киев, а второй получал земли левобережья Днепра с центром в Чернигове.
Важнейшим событием десятилетнего совместного правления Ярослава и Мстислава явилось их участие в союзе с императором Священной Римской империи Конрадом II в начале 1030-х гг. в войне против польского короля Мéшка II, которая привела к временному распаду Древнепольского государства и возвращению Руси Червенских городов, отторгнутых у неё в 1018 г. Болеславом I Храбрым. Смерть Мстислава Владимировича в 1036 г. сделала Ярослава Мудрого практически единодержавным правителем Руси, которая при нём достигла пика своего могущества и международного влияния. Вне его непосредственной власти осталось только Полоцкое княжество. Битва 1036 г. под стенами Киева положила конец печенежским набегам. Поддерживая военно-политический союз со Священной Римской империей, Ярослав рядом походов в Мазовию способствовал восстановлению в Польше власти князя Казимира I. В 1046 г. с военной помощью Ярослава на венгерский трон был возведён дружественный Руси король Эндре I. В 1043 г. состоялся последний морской поход руси на Константинополь, результатом которого, несмотря на неудачу, стал почётный для Киева мир 1045/1046 г. и брак одного из младших сыновей Ярослава, Всеволода Ярославича, с родственницей византийского императора Константина IX Мономаха. Брачные связи княжеского семейства ярко свидетельствуют о политическом весе Руси. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Шётконунга, его сын Изяслав Ярославич – на сестре польского князя Казимира I, который, в свою очередь, взял в жёны сестру Ярослава. Дочери Ярослава были замужем за норвежским королём Харальдом III Суровым (Елизавета Ярославна), венгерским королём Эндре I и французским королём Генрихом I (Анна Ярославна). Период единодержавия Ярослава Мудрого характеризовался стремительным ростом общерусского самосознания и государственной власти. Это выразилось и в политике (поставление в 1051/1052 мартовском году митрополита Киевского Илариона без санкции Константинопольской патриархии), и в радикальном преобразовании архитектурного облика Киева (многократно выросшего по площади при Ярославе по сравнению с эпохой Владимира) по константинопольской столичной модели (были воздвигнуты парадные Золотые ворота, монументальный Софийский собор и другие каменные постройки), и в первых оригинальных произведениях древнерусской литературы (например, похвала князю Владимиру в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона).
Политический строй Руси при Владимире Святославиче и Ярославе Владимировиче определялся в целом характером междукняжеских отношений. Территория страны и её ресурсы считались, как и ранее, коллективной собственностью княжеского рода, и принципы владения ими и их наследования вытекали из обычного права. Повзрослевшие сыновья князя (обычно в 13–15 лет) получали в держание те или иные области, оставаясь при этом под отцовской властью. Так, при жизни Владимира его сыновья «сидели» в Новгороде, Турове, Владимире на Волыни, Ростове, Смоленске, Полоцке; в Новгороде, Турове и на Волыни «посадил» своих старших сыновей Ярослав. Такой способ содержания княжеского семейства был одновременно и механизмом управления территориями. После смерти князя-отца страна подлежала разделу между всеми его взрослыми сыновьями.
Хотя отцовский стол доставался старшему из братьев, отношения подчинения областей киевскому столу при этом исчезали и политически все братья оказывались равноправны, что влекло за собой фактическое дробление государственной власти: как Святославичи, так и Владимировичи были политически независимы друг от друга. После смерти старшего из братьев киевский стол доставался не его сыновьям, а следующему по старшинству брату, который брал на себя устройство судьбы племянников путём наделения владениями. Это вело к постоянным переделам общегосударственной территории, что являлось своеобразным способом сохранения единства государства, не исключавшим и потенциального единодержавия. Очевидные недостатки этого строя привели Ярослава Мудрого к учреждению сеньората, т. е. передаче старшему из Ярославичей некоторой совокупности наследуемых от отца политических прав и обязанностей в общегосударственном масштабе, среди них – гаранта династического порядка, охранителя интересов церкви и т. п.
Получила развитие и такая важнейшая часть государственной жизни, как судопроизводство. О существовании в Древней Руси достаточно дифференцированного обычного права («закона русского») известно уже по договорам с Византией 1-й половины 10 в. Владимир Святославич пытался внести в местное право некоторые византийские нормы, в частности смертную казнь, но они не прижились. После принятия христианства произошло разделение суда по византийскому образцу на светский (княжеский) и церковный. Юрисдикции последнего подлежали, помимо преступлений, совершавшихся представителями духовенства и т. н. церковными людьми, дела, связанные с браком, семьёй, наследством, колдовством. Кодификация уголовного законодательства (наказание за убийство, оскорбление действием, преступления против собственности) впервые имела место при Ярославе (древнейшая часть Русской правды). В процессе суда взимался государственный налог (вира, продажа), шедший в казну князя.
Начало раздробленности Древнерусского государства и попытки её преодоления
По завещанию Ярослава Владимировича, умершего в 1054 г., территория Древнерусского государства была поделена между пятью его сыновьями: старший, Изяслав Ярославич, получил Киев и Новгород, Святослав Ярославич – Чернигов (область которого включала тогда Рязань и Муром) и Тмутаракань, Всеволод Ярославич – Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу Ярославичу и Игорю Ярославичу, достались Смоленск и Волынь. В качестве дополнительного (наряду с сеньоратом Изяслава Ярославича) политического механизма, стабилизировавшего эту систему уделов, было создано специфическое соправительство в общерусских вопросах трёх старших Ярославичей, которое закреплялось разделом между ними среднеднепровского ядра Древнерусского государства и получило в науке название «триумвирата». Особое положение занимал Полоцк, выделенный ещё Владимиром Святославичем своему сыну Изяславу Владимировичу (ум. 1001), чей сын Брячислав Изяславич (княжил в 1001–1044) и внук Всеслав Брячиславич (княжил в 1044–1067, 1071–1101) унаследовали полоцкий стол. «Триумвират» приобрёл законченные черты после скорой смерти младших Ярославичей (Вячеслава – в 1057, Игоря – в 1060), так что делению на 3 части подверглась даже Киевская митрополия: в Чернигове и Переяславле были временно учреждены собственные митрополичьи кафедры. После некоторых успешных совместных действий (решительной победы над торками в 1060) соправительство Ярославичей начало испытывать трудности.
Впервые дал о себе знать типичный для сеньората конфликт между дядьями и племянниками: в 1064 г. Ростислав Владимирович, сын старшего брата «триумвиров», новгородского князя Владимира Ярославича (ум. 1052), силой отнял у Святослава Ярославича Тмутаракань, которую удерживал до своей гибели в 1067 г. Всеслав Брячиславич, разграбивший в 1066 г. Новгород, в следующем году был разбит и пленён общими силами Ярославичей. В 1060-х гг. на южных границах Руси возникла новая угроза со стороны половцев, борьба с которыми стала насущной задачей более чем на полтора века. Летом 1068 г. войска трёх Ярославичей потерпели от половцев серьёзное поражение под Переяславлем. Нерешительность Изяслава Ярославича при отражении кочевников вызвала Киевское восстание 1068 г., в ходе которого киевляне освободили Всеслава из заключения и провозгласили киевским князем, а Изяслав бежал к племяннику жены – польскому князю Болеславу II. Весной 1069 г. Изяслав с польской подмогой вернул себе Киев. На Руси тем временем произошло существенное перераспределение владений в ущерб Киеву (так, принадлежавший Изяславу Новгород оказался в руках Святослава), что неизбежно должно было повести к конфликту между Ярославичами. Торжественное перенесение мощей новопрославленных святых Бориса и Глеба (сыновей князя Владимира, погибших в усобице 1015) в новую каменную церковь в Вышгороде, в котором 20 мая 1072 г. приняли участие все трое братьев, оказалось последним актом «триумвирата». В 1073 г. при поддержке брата Всеволода Святослав Ярославич изгнал Изяслава из Киева, но вскоре умер (1076). На киевский стол в 1077 г. вернулся искавший до того без особого успеха поддержки в Польше, Священной Римской империи и у папы Римского Григория VII Изяслав, который погиб уже в 1078 г. в битве на Нежатиной Ниве с сыном Святослава Олегом Святославичем и другим своим племянником – Борисом Вячеславичем. Киевским князем надолго (1078–1093) стал Всеволод Ярославич, правление которого было наполнено сложным внутриполитическим маневрированием с целью удовлетворить запросы племянников (Изяславичей – Святополка и Ярополка, а также Давыда Игоревича) и подросших сыновей Ростислава Владимировича (Рюрика, Володаря и Василько). После смерти Всеволода в 1093 г. киевский стол занял генеалогически старший в княжеском роде Святополк Изяславич (1093–1113). Смертью Всеволода воспользовался наиболее воинственный из Святославичей – Олег (с 1083 при поддержке Византии княжил в Тмутаракани), который в 1094 г. с помощью половцев силой вернул себе Чернигов, вытеснив оттуда в Переяславль сына Всеволода – Владимира Всеволодовича Мономаха.
В этой сложной ситуации собрался общерусский Любечский съезд 1097 г., призванный усовершенствовать учреждённый Ярославом Мудрым киевский сеньорат. В дальнейшем княжеские съезды стали способом коллективного разрешения общих проблем. Постановление Любечского съезда «Каждый да держит отчину свою» означало, что владения Ярославичей по завещанию Ярослава Мудрого закреплялись за их сыновьями: за Святополком Изяславичем – Киев, за Олегом, Давыдом и Ярославом Святославичами – Чернигов (Тмутаракань в 1090-х гг., видимо, перешла под власть Византии), за Владимиром Всеволодовичем – Переяславль и Ростов (помимо них в руках Мономаха оказались ещё Новгород и Смоленск), за Давыдом Игоревичем – Волынь, за счёт южной и юго-западной части которой (будущего Галицкого княжества) были, однако, наделены также Ростиславичи. Эффективность установленной системы была немедленно продемонстрирована в силовом урегулировании конфликта на Волыни, развязанного Давыдом Игоревичем: Святополк Изяславич был вынужден отказаться от попыток захватить владения Ростиславичей, а Давыду пришлось лишиться своего стола и довольствоваться Дорогобужем. Другим положительным следствием съезда стали инициированные Владимиром Мономахом совместные действия против половцев, набеги которых резко активизировались в 1090-х гг. после смерти Всеволода Ярославича. В результате победоносных половецких походов 1103, 1107, 1111 и 1116 гг. половцы почти на полвека заняли подчинённое место союзников тех или иных русских князей в их междоусобной борьбе. Решения Любечского съезда не затрагивали сеньората – генеалогического старейшинства как принципа наследования киевского стола; они лишь исключили Святославичей из числа его потенциальных наследников, так как де-юре Киев не был для них отчиной, коль скоро киевское княжение Святослава Ярославича считалось узурпацией. Это привело к фактическому соправительству на Руси Святополка Изяславича и Владимира Всеволодовича Мономаха до смерти первого из них в 1113 г., после чего киевское княжение перешло в руки второго.
Киевское княжение Владимира Мономаха (1113–1125) и его сына Мстислава Владимировича (1125–1132) было временем внутриполитической стабилизации Древней Руси. Владимир Мономах объединил в своих руках господство над большей её частью, за исключением Чернигова (где княжил Давыд Святославич), Полоцка (где под властью потомков Всеслава наряду с Полоцком выдвинулся новый центр – Минск), Волыни (она была уделом Ярослава Святополчича) и галицкой окраины Ростиславичей. Попытки вооружённого протеста против этого господства со стороны минского князя Глеба Всеславича (в 1115 – 1118 или 1119) и Ярослава Святополчича (в 1117–1118) окончились их гибелью, что ещё более укрепило положение Мономаха, приобретшего Волынь. Тогда же был заранее решён вопрос о киевском столонаследии: в 1117 г. Владимир Мономах перевёл своего старшего сына Мстислава из Новгорода в киевский пригород Белгород, а Новгород отдал старшему сыну Мстислава – Всеволоду Мстиславичу. Цель этой меры стала ясна после того, как со смертью Владимира Мономаха в 1125 г. Киев был унаследован сначала Мстиславом Владимировичем, а затем, в 1132 г., следующим по старшинству Мономашичем – Ярополком Владимировичем. Решив «полоцкий вопрос» путём изгнания в 1129 г. практически всего потомства Всеслава Брячиславича в Византию, Мстислав Владимирович оставил младшему брату, казалось бы, вполне устроенное наследство.
Экономическое и социально-политическое развитие
С начала 11 в. происходили принципиальные изменения в экономическом укладе Древнерусского государства, повлекшие за собой и социально-политические последствия. На рубеже 10–11 вв. прекратился приток на Русь арабского монетного серебра, лишь на новгородский север в течение 11 в. продолжало поступать серебро из Западной Европы. Это означало кризис ориентированной на международные рынки древнерусской экономики. В начале 11 в. быстро и повсеместно приходили в упадок торгово-ремесленные поселения протогородского типа, по соседству с ними вырастали новые города – центры княжеской власти (Новгород – рядом с Рюриковым городищем, Ярославль – рядом с Тимерёвом, Ростов – рядом с Сарским городищем, Смоленск – рядом с Гнёздовом и т. п.). По письменным источникам, на Руси 11 в. известно о 64 городах (25 в 10 в.). Экономической основой этих городов служило, по всей вероятности, аграрное производство окружавших их волостей, а также ориентированное преимущественно на местный рынок ремесленное производство. О высоком уровне развития товарно-денежных отношений на этих местных рынках свидетельствует широкое распространение ростовщичества. В правление Святополка Изяславича оно приобрело характер очевидного социального зла, против которого княжеская власть при Владимире Мономахе вынуждена была принимать ограничительные меры. Население крупных городов было разбито на административные единицы – сотни, возглавлявшиеся сотскими. Высшим звеном княжеской администрации в городах был тысяцкий. В то же время города обладали известным самоуправлением в форме веча, которое при определённых условиях могло вступать в конфликт с княжеской властью. Наиболее ранним примером самостоятельных политических действий городского веча было возведение в 1068 г. на киевский стол Всеслава Брячиславича. В 1102 г. Новгород отказался принять на княжение сына киевского князя Святополка Изяславича. Именно в Новгороде вечевое самоуправление приобрело наиболее законченные формы: после Новгородского восстания 1136 г. и изгнания князя Всеволода Мстиславича (возможно, даже несколько ранее) сложилась новгородская «вольность в князьях» – право новгородцев самим приглашать к себе князя, власть которого была ограничена договором. В дальнейшем это стало юридической основой политического строя Новгорода.
Превращение аграрного производства в важнейшую составляющую хозяйственной жизни имело неизбежным следствием преобразования в области землевладения. Основную массу составляли земли сельских общин (вервей), обрабатывавшиеся свободными землепашцами-общинниками – смердами. Наряду с общинными землями появилось землевладение княжеское, боярское, церковных корпораций (епископских кафедр, монастырей), приобретённое ими в собственность путём освоения ранее неосвоенных земель, купли или дарения. Лица, обрабатывавшие такие земли, часто находились в той или иной зависимости от владельца (рядовичи, закупы, холопы). Целый ряд статей Русской правды Пространной редакции, установленных при Владимире Мономахе,
регулировал статус именно этих социальных групп, тогда как в Краткой редакции, кодифицированной при Ярославичах (вероятно, в 1072), подобные нормы ещё отсутствовали. Пригородные княжеские сёла составляли основу дворцового хозяйства – не только сельского, но и ремесленного.
Появление и развитие землевладения на основе частного права внесло изменения и в характер отношений внутри правящей верхушки Древнерусского государства. Если ранее княжеская дружина была в имущественном отношении неразрывно связана со своим князем, выделявшим для её содержания часть государственного дохода, то теперь состоятельные дружинники, приобретая землю, получили возможность становиться самостоятельными собственниками. Это предопределило постоянное ослабление зависимости старшей дружины (бояр) от князя (со временем это привело к столкновению их интересов, особенно в Галицком и Владимирском княжествах во 2-й половине 12 в.). Нет достаточных данных для определённого ответа на вопрос, в какой мере в формировании экономического и социально-политического статуса боярства играли роль условные земельные пожалования со стороны князя (феоды). Это не позволяет безоговорочно характеризовать общественный строй Древнерусского государства 10–12 вв. как феодальный в государственно-политическом смысле.