#Культура народов Европы
Культура народов Европы
Тег

Культура народов Европы

Культура народов Европы
Найденa 71 статья
Константин Зимин. Русские святки. Гадание
Магические ритуалы, обряды, практикиМагические ритуалы, обряды, практики
Святки
Свя́тки, в славянском народном календаре период у православных от Рождества [25 декабря (7 января)] до Крещения [6(19) января], у католиков от Рождества (25 декабря) до праздника Богоявления, более известного как День трёх королей (6 января); один из наиболее важных календарных циклов, содержащий широкий круг продуцирующих, прогностических, матримониальных, охранительных, очистительных обрядов, магических действий, примет, запретов и предписаний. Мифологический статус святок определяется «пограничным» временем, на которое они приходятся: это время зимнего солнцеворота, означающее завершение старого и начало нового года, которое в народном мировоззрении трактуется ещё и как «рождение» нового года и нового солнечного цикла. Значимость обрядового святочного периода объясняется влиянием всех совершаемых на святках действий на события всего последующего года, судьбу и здоровье людей, урожай и благополучие хозяйства.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Этнофутуризм
Этнофутури́зм, направление в искусстве, литературе и философии, распространённое в культуре современных финно-угорских народов Европы (эстонцев, финнов, саамов, венгров, ливов) и России (коми, удмуртов, марийцев, мордвы), а также некоторых тюркских народов России (чувашей, татар). Концептуально в творчестве этнофутуристов нашли отражение идеи этнической идентичности финно-угорских народов и противостояния их ассимиляции со стороны массовой культуры, а также стремление создать современную городскую культуру финно-угорских этнических общностей. Этнофутуристическое искусство вдохновлено образами мифического прошлого, в его основе лежат эпические и легендарные сюжеты. Для стилистики творчества этнофутуристов характерны зооморфные и антропоморфные образы мифологии финно-угорских народов, изобразительные черты пермского звериного стиля.
Искусство
Магические ритуалы, обряды, практики
Масленица
Ма́сленица, в славянском традиционном календаре праздник перед Великим постом, знаменующий собой границу между мясоедом и постом, а также между зимой и началом нового весенне-летнего вегетативного и хозяйственного сезона. Православная церковь не считает Масленицу праздником и видит в Сырной седмице, на которой она справляется, время подготовки в Великому посту. Масленица широко отмечается в русской и западнославянской традициях, а также у южных славян-католиков; в меньшей степени – у сербов, болгар и македонцев; в календаре белорусов и украинцев представлена довольно слабо. Основной смысл масленичных ритуалов – побуждение всех сил природы к плодоношению и воспроизводству, воздействие на вегетацию культурных растений, на фертильность людей и скота. Это объясняет оргиастический, продуцирующий характер праздника, сохранившего ряд дохристианских ритуалов и смыслов с доминантной темой обильной, сытной пищи и гиперсексуальности, а также временного освобождения от правил повседневного поведения. Наиболее типичными ритуальными формами, характерными для Масленицы, являются: изготовление масленичных чучел и масок, символизирующих праздник, разведение костров, ряжение и обходы домов группами ряженых, обильные трапезы с жирной пищей, а также набор продуцирующих магических практик, направленных на активизацию всеобщего плодородия.
Борис Кустодиев. Масленица. 1916
Нательная одежда
Хитон
Хито́н, основной вид мужской и женской одежды в Греции античной эпохи. Первоначально хитон изготавливали из тонкого льна, что указывало на высокий социальный статус и богатство его обладателя. Со временем хитон стал повсеместно использоваться людьми разного социального статуса и изготавливаться из разных тканей. Античные источники различают более традиционные шерстяные дорийские хитоны и более роскошные льняные ионийские.
Керамический алабастр с изображением девушки в хитоне
Исторические народы
Маркоманы
Маркома́ны, германские племена, выделившиеся из группы свевов. К 1 в. до н. э. заняли земли в среднем течении реки Эльба и в верхнем и среднем течении Майна. В этот же период участвовали как наёмники в борьбе кельтских племён. После победы Цезаря над германцами, перешедшими Рейн, покинули Галлию и осели на территории современной Чехии, создав своё государство во главе с Марободом. В 1–2 вв. н. э. боролись с римлянами (Маркоманские войны), в 3–4 вв. – в союзах с другими германскими племенами. К 6 в. осели на территории современной Баварии.
Сцены из истории маркоманских войн на колонне Марка Аврелия, Рим. Между 176 и 192
Исторические народы
Луканы
Лука́ны, древнеиталийские племена оскского корня, родственные самнитам и бруттиям. После 420 г. до н. э. луканы заняли южную гористую область, граничившую с Апулией, Самнием, Кампанией и Бруттием, дав ей название Лукания. Занимались охотой, пастушеством, на прибрежных равнинах – земледелием; промышляли грабежом. Жили в разрозненных населённых пунктах. Объединяясь для военных действий, выбирали общего правителя-командующего. Луканы постоянно нападали на соседей и греческие города, участвовали в крупных войнах, часто меняли союзников.
Пиршественная сцена. Фреска из «Гробницы ныряльщика», Пестум (Италия). 5 в. до н. э.
1
2
3
4
5