Этноконфессиональная общность
Э́тноконфессиона́льная о́бщность, термин для обозначения тесной сопряжённости этнического и религиозного самосознания в идентичности конкретного сообщества. Входит в группу этнографических понятий, детализирующих понятие этническая общность. Впервые был предложен С. И. Бруком, Н. Н. Чебоксаровым и Я. В. Чесновым в 1969 г. В 1970–1990-е гг. концепция этноконфессиональной общности разрабатывалась и уточнялась А. Н. Ипатовым и П. И. Пучковым. В настоящее время понятие связывают с эссенциалистским (примордиалистским) пониманием этничности.
Этнические и конфессиональные общности представляют собой разные виды социокультурных общностей людей и далеко не всегда бывают тесно связаны друг с другом. Крупная этническая общность по своей религиозной структуре редко бывает моноконфессиональной, и, наоборот, бо́льшая часть значительных конфессиональных общностей отличается полиэтничностью.
У этноконфессиональной общности этническое и религиозное переплетаются: этнические черты становятся элементами религиозного культа, а отдельные элементы культа этнизируются. Этноконфессиональная общность порой имеет тенденцию к превращению в отдельные народы. Например, хемшилы, исповедующие ислам, на этой основе сильно обособились от материнской армянской этнической общности. С другой стороны, этноконфессиональные общности могут существовать на протяжении веков и не трансформироваться в отдельные народы. Например, осетины подразделяются на две этноконфессиональные общности: иронцев, исповедующих преимущественно православие, и дигорцев – в основном мусульман-суннитов, – сохраняя при этом общее этническое самосознание.
Признаками этноконфессиональной общности обладают и латгальцы, большинство которых, в отличие от остальных латышей, исповедует не лютеранство, а католицизм и имеют особенности традиционной культуры, закрепляющие особое самосознание. Другой этноконфессиональной общностью в Прибалтике можно считать православных сету, живущих на юго-востоке Эстонии и в примыкающем к этой территории Печорском районе Псковской области России.
В случае этноконфессиональной общности порой происходит слияние этнонима и конфессионима либо изначально конфессиональное название становится и названием этническим. Так, в частности, произошло с маронитами и друзами, обособившимися соответственно от остальных арабов-христиан и арабов-мусульман Ливана.
Религия может становиться «разграничителем» внутри этнических общностей и привести к возникновению этноконфессиональной общности. Такие группы появились, например, среди гуджаратцев, разделившихся на гуджаратцев-индуистов и гуджаратцев-мусульман. Конфессиональная принадлежность может становиться фактором обособления группы от основного этнического массива, но может и, наоборот, способствовать появлению общего этнического самосознания у разных народов. Учитывая этот факт, П. И. Пучков ввёл разделение этноконфессинальных общностей на субэтноконфессиональные и мегаэтноконфессиональные. Субэтноконфессиональными общностями он называл группы, возникающие внутри какого-либо этнического массива и достаточно чётко отличающиеся от него по своей конфессиональной принадлежности и ряду элементов культуры (например, аджарцы-мусульмане среди православных грузин). Мегаэтноконфессиональные общности представляют собой более редкое явление – когда несколько разных, живущих по соседству народов настолько сближает общая религия и они начинают осознавать себя единым целым, но сохраняют своё прежнее этническое самосознание (например, моро на Филиппинах, объединяющие близкие по языку и культуре мусульманские народы).