Сказка
Ска́зка, один из основных жанров фольклорной прозы с установкой на вымысел; известен у всех народов. В основе сказки лежит антитеза между мечтой и действительностью; её сюжет строго последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя, победа которого обязательна, и состоит из ряда повторяющихся мотивов; персонажи сказки – статичные образы-типы, которые полностью зависят от своей сюжетной роли и чётко разделяются на добрых и злых. Сказки обладают национальными особенностями, отражая исторические и природные условия жизни каждого народа; в то же время сюжетные типы большинства сказок интернациональны.
Выделяются 3 основные группы сказок: о животных, волшебные и бытовые. У многих народов на формирование сказок о животных оказали влияние архаичные мифы о зооморфных культурных героях; в сказках нередко используется приём наделения зверей речью и разумом, а человек выступает как равноправный участник событий. Одна из самых крупных повествовательных форм традиционного фольклора – волшебная (мифическая, чудесная, фантастическая) сказка; её исторические корни восходят к раннему земледельческому периоду, на что указывают следы мифологических культов солнца, земли, воды; в ней также трансформированы и более древние, тотемные представления. Сюжеты волшебных сказок, генетически связанные с обрядами инициации, сохраняют единообразие композиции – путешествие героя в «иное царство», приобретение там сказочных ценностей и чудесной невесты, возвращение. В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а события повседневной жизни; фантастические образы (чёрт, Горе), появляющиеся иногда в бытовых сказках, нужны лишь для того, чтобы выявить реальный жизненный конфликт. В центре сюжета – столкновение героя со сложными жизненными обстоятельствами, из которых он выходит невредимым благодаря неожиданной удаче или собственной изворотливости. Бытовые сказки подразделяются на анекдотические и новеллистические. Анекдотические сказки (о ловком воре, шутах, глупцах, злых жёнах, хозяине и работнике, попах, суде и судьях и др.) – сатирические или сатирико-комические; в них широко используются гротеск, приём реализованной метафоры, пародия. Новеллистические сказки, испытавшие литературные влияния, внесли в повествовательный фольклор интерес к внутреннему миру человека; их герои связаны любовными или родственными отношениями; их основные сюжеты – о женитьбе или замужестве, об испытании женщин, о разбойниках. Среди сказок выделяются также авантюрные, богатырские, легендарные, солдатские, лубочные и др. Особый тип представляют собой докучные сказки («Про белого бычка») – разновидность небылиц, короткие пародии на сказочное повествование.
С изучением сказки во многом было связано возникновение фольклористики как научной дисциплины (мифологическая школа, миграционная школа). Сказковедение оформилось в 19–20 вв. в русле различных научных направлений: труды братьев Гримм, Т. Бенфея, И. Больте – в Германии; А. Н. Афанасьева, Александра Н. Веселовского, В. Я. Проппа – в России и др. Заметный вклад в выработку принципов международной систематизации сказок внёс А. А. Аарне, выпустивший в 1910 г. «Указатель сказочных типов». В 1928 г. на его основе С. Томпсон создал многонациональный сводный «Указатель сказочных типов», а в 1929 г. Н. П. Андреевым был составлен русский «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне». Система Аарне – Томпсона легла в основу вышедшего в 1979 г. «Сравнительного указателя сюжетов» восточнославянских сказок Л. Г. Барага, И. П. Березовского, К. П. Кабашникова, Н. В. Новикова. Важнейшие издания русских сказок подготовили А. Н. Афанасьев, Д. К. Зеленин, Н. Е. Ончуков, Д. Н. Садовников, братья Б. М. и Ю. М. Соколовы, И. А. Худяков. Темы, сюжеты и образы народных сказок нашли отражение в литературных произведениях для детей и взрослых: творчество Х. К. Андерсена, В. Гауфа, братьев Гримм, Ш. Перро, Э. Т. А. Гофмана, Э. По, О. Уайльда; в России – В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, В. И. Даля, П. П. Ершова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Толстого и др. К сюжетам сказок обращаются художники, композиторы, драматурги, кинематографисты.