Колхозы
Колхо́зы (коллективные хозяйства), существовавшие в СССР крупные полугосударственные сельскохозяйственные предприятия, в которых обобществлялись труд крестьян и все основные средства производства (инвентарь, хозяйственные постройки, товарно-продуктовый и рабочий скот и др.). Земля, занимаемая колхозами, являлась государственной собственностью, закреплялась за колхозами в бессрочное (вечное) пользование. Первые колхозы появились в РСФСР 1918 г.
В годы коллективизации сельского хозяйства
Колхозы создавались главным образом в 1929–1937 гг. в процессе коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств с целью установления государственного контроля за производством и распределением сельскохозяйственной продукции, замены натурального и мелкотоварного укладов крупным обобществлённым товарным производством сельскохозяйственной продукции. Наряду с совхозами оставались основной формой аграрного производства в социалистической экономике. В 1917–1929 гг. термин «колхоз» нередко употреблялся применительно к любым формам коллективного хозяйства – сельскохозяйственным коммунам, товариществам по совместной обработке земли (ТОЗы), сельскохозяйственным, рыболовецким, охотничьим и другим артелям.
В ходе «сплошной коллективизации» основной формой колхозов в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (5 января 1930) была признана сельскохозяйственная артель с высокой степенью обобществления труда и средств производства (до начала «сплошной коллективизации» подавляющее большинство колхозов существовали в форме ТОЗов, являвшихся простейшими производственными объединениями крестьян), что фактически исключало возможность добровольного объединения товарных хозяйств (в отличие от кооперативов, основанных на добровольном объединении производства, сбыта или кредитных операций). С созданием колхозов в личной собственности крестьян оставались жилые и хозяйственные постройки на крестьянском дворе, мелкий инвентарь, скот в количестве, предусмотренном Примерным Уставом сельскохозяйственной артели (принят в марте 1930, в новой редакции – в феврале 1935), а в пользовании – небольшой приусадебный участок земли для ведения личного подсобного хозяйства. В колхозы принимались крестьяне с 16-летнего возраста, кроме тех, кто был причислен к кулакам, а также лиц, не имевших избирательных прав (исключение при определённых условиях могло быть сделано для их детей).
Обычный колхоз начала 1930-х гг. представлял собой предприятие, организованное на базе инвентаря и тягловых лошадей крестьян, которое, как правило, охватывало одно село. Пахотная площадь колхозов сильно колебалась в зависимости от региона (так в Центральночернозёмной области на колхоз в среднем приходилось 295 га земли, в Нижневолжском крае – 3246 га). Основной формой организации труда в колхозах являлась постоянная производственная бригада – коллектив колхозников, за которым на длительный срок закреплялись земельный участок и необходимые средства производства. Механизированная обработка земли в колхозах осуществлялась с помощью государственных предприятий – машинно-тракторных станций (МТС; массово создавались с 1929). Формально высшим органом управления в колхозах было общее собрание колхозников, которое избирало председателя, правление и ревизионную комиссию. Фактически все важные решения принимались под жёстким административным давлением и контролем партийных и государственных органов. На должность председателя колхоза избирались люди по рекомендации или по прямому указанию райкомов партии, часто – городские жители, слабо разбиравшиеся в вопросах аграрного производства. С введением паспортной системы в СССР (постановление ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932) колхозники были исключены из числа лиц, получавших паспорта, что затрудняло их свободное перемещение и трудоустройство вне колхоза.
Взаимоотношения колхозов с государством первоначально строились на основе контрактационных договоров. Размеры хлебосдачи определялись государственным планом, который составлялся летом в соответствии с видами на урожай и часто менялся в сторону увеличения. В январе 1933 г. были введены обязательные, имевшие силу налога, поставки колхозов государству (заготовки) зерновых, риса, подсолнечника, картофеля, мяса, молока, шерсти, а также погектарное (с 1936 – подоходное) обложение. Учитывался не амбарный урожай, а биологический (был на 20–30 % выше фактических обмолотов). Государственные заготовительные цены, как правило, не превышали затраты колхозов. Оставшуюся после обязательных поставок основную продукцию или некоторые второстепенные виды сельскохозяйственной продукции (пух, перо, щетину и пр.) колхозы могли продать государству по твёрдым (более высоким, чем заготовительные) ценам. Продажа сельскохозяйственной продукции именно государству поощрялась предоставлением колхозам и колхозникам права покупать дефицитные промышленные товары по ценам закупочного фонда. Ещё одним каналом перераспределения сельскохозяйственной продукции в пользу государства являлась обязанность колхозов оплачивать работу МТС зерном, по мере роста численности МТС размеры оплаты росли.
Между членами колхозов продукция распределялась по трудодням на основе остаточного принципа: после расчёта с государством по заготовкам, возвращения семенных ссуд, оплаты МТС, обновления семенного и фуражного фондов и продажи части продукции государству или на колхозном рынке. По такому же принципу распределялся и денежный доход колхозов. Средняя оплата по колхозному трудодню составляла до середины 1950-х гг. около 36 % средней дневной оплаты промышленного рабочего, а годовой заработок был в 3 раза меньше, чем в совхозах, и в 4 раза меньше, чем в промышленности.
Бо́льшую часть потребляемых самими колхозниками продуктов питания, за исключением хлеба, давали личные приусадебные хозяйства (становились единственным источником поступления продуктов для крестьян в неурожайные годы, когда трудодни практически не оплачивались). Часть произведённой в них животноводческой продукции поступала в государственный фонд через натуральные сельскохозяйственные налоги и сборы или реализовывалась крестьянами на рынке. Поэтому государство, с одной стороны, было заинтересовано в развитии приусадебных хозяйств, с другой стороны, опасалось этого развития, видя в приусадебных хозяйствах угрозу возрождения частной собственности и главную причину отвлечения крестьян от работы в колхозах. Постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» и «О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах» (оба – 1939) предписывалось отрезать от приусадебных участков «излишки» сверх установленных норм (в том же году было отрезано 2,5 млн га земли) и было активизировано изъятие у колхозников «лишнего» скота. Действенной формой ограничения размеров личных приусадебных хозяйств являлось налогообложение.
Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы
Великая Отечественная война нанесла тяжёлый удар по колхозам. В 1941–1945 гг. посевные площади и обеспеченность колхозов основными производственными фондами (тракторами, комбайнами и грузовиками) уменьшились почти на треть. Поголовье крупного рогатого скота составляло около 80 % от довоенного, свиней – около ⅓. Основной рабочей силой в колхозах стали женщины и подростки. В помощь колхозникам для сбора урожая стали посылать бригады, сформированные из городских жителей. Несмотря на уход большей части мужского населения колхозов на фронт, трудности военного времени, снижение валовых сборов хлеба и потерю хлебных районов, занятых германскими войсками, колхозы и совхозы в 1941–1944 гг. заготовили свыше 70 млн т зерна (в Первую мировую войну было заготовлено и закуплено свыше 23 млн т).
Оставшаяся после войны в МТС техника была сильно изношена, новые машины в сельское хозяйство фактически не поступали. В результате в колхозах резко упал уровень механизации труда, а общая трудовая нагрузка на каждого занятого трудоспособного работника в 1946 г. возросла почти вдвое по сравнению с предвоенным временем. Плановые задания по заготовкам не выполнялись, росла задолженность и снижалась доходность хозяйств. Выкачивание ресурсов из аграрной сферы диктовалось задачами первоочередного восстановления промышленности и модернизации обороны. Поэтому СССР экспортировал зерновые в значительном количестве (около 8 % заготовленного) даже в голодном 1946 г.
Для того чтобы преодолеть сельскохозяйственный кризис и стимулировать работу крестьян в колхозах, государство ужесточило политику в отношении личных приусадебных хозяйств. В соответствии с постановлением Совета Министров (СМ) СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» от 19 сентября 1946 г. у крестьян вновь экспроприировали излишки приусадебных земель. Были также приняты меры по охране колхозного имущества: его кража, присвоение и растрата карались по указу 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от 5 до 8 лет с конфискацией или без конфискации имущества. 2 июня 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О выселении в отдалённые районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни», на основании которого без суда и следствия сроком на 8 лет в 1948–1953 гг. высланы свыше 33,2 тыс. человек. 18 апреля 1949 г. СМ СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «Трёхлетний план развития общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства (1949–1951 гг.)», в котором ставилась задача в кратчайшие сроки добиться преобладания колхозного и совхозного животноводства над животноводством приусадебных хозяйств (по-прежнему производили животноводческую продукцию, сопоставимую по объёму с колхозной продукцией). Личное приусадебное хозяйство называлось в качестве одного из источников пополнения колхозного поголовья скота.
Нищенское существование колхозников побуждало их к бегству в города (около 8 млн человек в 1946–1953). Для этого люди вербовались на стройки, шахты, заключали фиктивные браки, прибегали к другим способам ухода из деревни. Государство видело путь подъёма колхозов в снабжении деревни тракторами (в 1940 в МТС поставлено 557 тыс. тракторов в пересчёте на 15-сильные; в 1953 – 1007 тыс.), укрупнении колхозов [в 1940–1953 число колхозов (без рыболовецких) сократилось с 235 470 до 91 177] и поддержке передовых колхозов.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. благодаря начавшейся реализации масштабных государственных программ, направленных на укрепление материально-технической базы и совершенствование организации колхозного хозяйства, сельскохозяйственное производство удалось восстановить. В 1952 г. оно составило 101 % к уровню 1940 г. Однако сельская экономика ещё далеко не оправилась от ущерба, нанесённого войной и мобилизационными мероприятиями государства в первые послевоенные годы. Неурожай 1953 г. и угроза нового голода вынудили правительство разбронировать значительную часть государственного резерва для покрытия продовольственных нужд.
Развитие колхозной системы в 1950–1980-х гг.
После смерти И. В. Сталина 5 марта 1953 г. и отмены репрессивных мер, направленных на принуждение крестьян к работе, новое советское руководство по инициативе председателя СМ СССР Г. М. Маленкова для преодоления кризиса сельскохозяйственного производства сделало попытку повысить заинтересованность колхозников в результатах своего труда путём ослабления нажима на колхозы, усиления их экономической самостоятельности, поддержки приусадебных хозяйств. В сентябре 1953 г. пленум ЦК КПСС впервые поставил вопрос о необходимости повышения уровня жизни колхозников, призвал местные органы прекратить практику ущемления их интересов в отношении подсобного хозяйства. С хозяйств колхозников списывались все недоимки по обязательным поставкам животноводческой продукции государству. Были значительно снижены нормы государственных поставок сельскохозяйственных продуктов, существенно повышены заготовительные и закупочные цены. Вместо подоходного налога с личных приусадебных хозяйств, в результате действия которого в убытке оказывались самые рачительные крестьяне, был введён налог с площади приусадебной земли по твёрдой ставке независимо от размера общей суммы доходов. Суммы налога были снижены в 1953 г. на 50 % и в 1954 г. на 30 % с хозяйств, не имевших коров. В то же время для семей колхозников, в которых отдельные члены не выработали в истекшем году установленного минимума трудодней, налог увеличивался вполовину. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» (9 марта 1955) обязывало местные органы власти доводить до колхозов только общие показатели по объёму заготовок, колхозы получили право осуществлять конкретное планирование производства по своему усмотрению.
Изменения, внесённые в Устав сельхозартели в 1956 г., предоставили колхозам право самим определять размеры приусадебных участков крестьян, количество скота, находившегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, вносить изменения в Устав сельхозартели применительно к местным условиям. В колхозах вводилось ежемесячное авансирование труда и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам. 4 июля 1957 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли совместное постановление «Об отмене обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих» (вступало в действие с 1 января 1958). Поставка сельскохозяйственной продукции стала осуществляться в форме государственных закупок на основе долгосрочных планов с распределением плановых заданий по годам. Устанавливалась выдача беспроцентных денежных авансов.
Одновременно руководители государства и КПСС, главным образом Н. С. Хрущёв (продолжил реформирование сельского хозяйства после освобождения Маленкова с поста председателя Совета Министров в январе 1955), сделали ставку на достижение резкого подъёма сельского хозяйства путём создания крупных хозяйств и расширения производства: зернового – за счёт освоения целинных земель (с 1954), животноводческого – за счёт повсеместного распространения посевов кормовой кукурузы (с 1955). Укрупнение колхозов и их преобразование в совхозы сопровождались централизацией руководства, агротехнических, инженерных служб, строительством центральных усадеб; сотни тысяч деревень объявлялись «неперспективными».
В соответствии с Законом «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» от 31 марта 1958 г. колхозам была продана сельскохозяйственная техника упраздняемых МТС, т. е. тем самым колхозы впервые стали собственниками сложной сельхозтехники. Эта оправданная, но поспешная и плохо подготовленная мера привела к непомерным финансовым издержкам, подрыву ремонтной базы колхозов, массовой «утечке» механизаторов из деревни.
За 1953–1958 гг. валовая продукция сельского хозяйства возросла почти в 1,5 раза, объём товарной сельхозпродукции увеличился в 1,7 раза; рост денежных и натуральных доходов колхозников превысил 40 %; однако в 1959 г. началось падение сбора зерновых, в том числе и на целинных землях. Расход зерна впервые превысил государственные заготовки (в 1963 руководство вынуждено было закупить его за рубежом, такая практика приняла систематический характер). Чтобы выполнить завышенные планы по мясо-молочной продукции (в 1957 поставлена задача догнать в ближайшие 3–4 года США по производству мяса, масла и молока на душу населения), колхозы стали прибегать к припискам, а также насильственному выкупу коров у крестьян, угрожая не выделять им корма и пастбища. В свою очередь, крестьяне начали резать скот. Кормовая проблема обострилась: «кукурузная кампания» провалилась (осуществлялась повсеместно, в том числе и в климатически непригодных зонах), а традиционные многолетние кормовые травы были перепаханы. В 1956–1960 гг. поголовье скота в личных приусадебных хозяйствах заметно сократилось (с 34,9 % по отношению к общему поголовью продуктивного скота в стране до 23,3 %), в колхозах – незначительно выросло (с 45,7 % до 49,8 %). Выкупая технику у МТС (часто принудительно), колхозы попадали в долги. Всё это привело к ухудшению продовольственного положения в стране. В 1961 г. в СССР возникла существенная нехватка мяса, молока, масла, хлеба. Пытаясь решить продовольственную проблему, правительство в 1962 г. увеличило закупочные цены на мясо и птицу в среднем на 35 % и соответственно повысило розничные цены на мясо-молочную продукцию на 25–30 %, что привело к волнениям в ряде городов, в том числе в Новочеркасске.
Потребовались меры, направленные на интенсификацию сельскохозяйственного производства на основе широкого применения удобрений, развития орошения, комплексной механизации и внедрения достижений науки и передового опыта для быстрейшего увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Им было уделено серьёзное внимание на пленумах ЦК (в декабре 1963, феврале 1964, марте 1965).
С середины 1960-х гг. вновь предпринимались попытки повысить производительность колхозного производства путём усиления материальной заинтересованности колхозников и расширения хозяйственной самостоятельности колхозов. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на предстоящие 10 лет. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышены в 1,5–2 раза. Предусматривались 50 %-ные надбавки за сверхплановую продукцию, снижены цены на технику и запчасти. С колхозов списали все долги. Количество отчётных показателей, спускаемых сверху, было уменьшено. Колхозам предоставлялось право самостоятельного планирования в пределах государственных заданий. Это привело к увеличению производства сельскохозяйственных продуктов и положительно сказалось на торговле колхозных рынков. Увеличилось поступление мяса, молочных продуктов, овощей, фруктов, заметно снизились цены. В 1964 г. колхозники получили право на государственное пенсионное обеспечение по старости (мужчины в 65 лет, женщины в 60 лет), инвалидности и в случае потери кормильца. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 16 мая 1966 г. «О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства» колхозы с 1 июля 1966 г. стали переходить на гарантированную ежемесячную оплату труда, исходя из тарифных ставок соответствующих категорий работников совхозов (в 1969 перешло более 95 % колхозов). Для обеспечения гарантии в оплате труда Государственному банку СССР было разрешено предоставлять кредиты (при недостатке собственных средств у колхозов) сроком на 5 лет с началом погашения их через 3 года.
Принятый в 1969 г. Примерный Устав колхоза предусматривал установление в колхозах нормированного рабочего дня, введение оплачиваемых отпусков, пособий по нетрудоспособности и другие меры по расширению прав колхозников. Были оптимизированы сроки проведения сельскохозяйственных работ, резко увеличилась поставка минеральных удобрений. Однако в целом реформы 1960-х гг. не привели к ожидаемому повышению эффективности колхозной системы, т. к. оплата труда колхозников не была связана с увеличением объёмов аграрной продукции и снижением её себестоимости.
Стремясь стимулировать производительность труда колхозников, государство в конце 1970-х гг. стало поощрять коллективный подряд, создание коллективов интенсивных технологий, в которых оплата труда зависела от конечного результата. С 1 января 1976 г. в соответствии с постановлением СМ СССР «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР» от 28 августа 1974 г. колхозникам стали выдавать паспорта (до этого колхозникам, уезжавшим на работу в город, выдавались временные паспорта или удостоверения).
Неуклонный рост государственных инвестиций в развитие колхозов и сельского хозяйства в целом (51,4 млрд. руб. в 1961–1965, 204,6 млрд. руб. в 1981–1985) сопровождался уменьшением отдачи от них. Денежные средства и поставляемая в село техника использовались в форме неделимых фондов, экономически не связанных с материальными интересами колхозников. Наращивание объёмов финансирования сопровождалось усилением централизации и, как следствие, бюрократизацией в сфере регулирования сельскохозяйственного производства. Темпы роста среднегодового объёма валовой продукции сельского хозяйства постепенно снижались: 13 % в 1971–1975 гг., 9 % в 1976–1980 гг. и 5,7 % в 1981–1985 гг. К 1980 г. производство 7 из 13 главных видов сельскохозяйственной продукции являлось убыточным. Ежегодное привлечение на помощь колхозам рабочей силы из городов помогало в уборке урожая, но не могло вывести колхозный строй из кризиса.
Продовольственная программа 1982 г. предусматривала оздоровление аграрного сектора на основе агропромышленной интеграции, но не предполагала качественного преобразования колхозно-совхозной системы. Поэтому она имела лишь временный эффект благодаря крупным финансовым вливаниям в агропромышленный комплекс. Во 2-й половине 1980-х гг. был взят курс на масштабное и повсеместное внедрение коллективного, семейного и индивидуального арендного подряда, однако процесс «раскрестьянивания» деревни зашёл слишком далеко и эти меры не помогали.
В 1992–1994 гг. согласно указу Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлениям Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 4 сентября 1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» большинство колхозов были преобразованы в новые формы хозяйственных предприятий – общества и товарищества различного организационно-правового статуса. Часть из них сохранила слово «колхоз» в названии, однако в традиционном понимании таковыми они уже не являются.