Старообрядчество
Старообря́дчество (староверие, древлеправославие), ветвь русской православной традиции, сформировавшаяся в середине 17 в. из-за неприятия частью православного населения реформы, проведённой в Русской церкви; совокупность течений и организаций, исповедующих сохранение древнерусских дореформенных чинов и обрядов.
Реформа патриарха Никона (1653)
Основная цель реформы, осуществлённой с 1653 г. патриархом Московским Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича, имела политический характер – согласование обрядовой жизни Русской церкви с церковной практикой восточнославянских народов (украинцев и белорусов), чтобы облегчить их вхождение в Русское государство. Реформа проводилась под девизом возвращения к византийским корням, но за основу был взят текст не древних греческих или славянских книг, как утверждали реформаторы, а греческих изданий 17 в. Созванный в марте или апреле 1654 г. церковный собор под председательством царя Алексея Михайловича и патриарха Никона при участии 5 митрополитов, 4 архиепископов, епископа, 11 архимандритов и игуменов и 13 протопопов поддержал реформу. Выразившего в приписке к соборному деянию сомнение в правильности реформ епископа Коломенского и Каширского Павла извергли из сана и сослали.
Деятельность патриарха Никона вызвала со стороны оппонентов обвинения в отказе от национальной церковной традиции: несогласные были сосланы (протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил). В начале 1660-х гг. репрессии против недовольных реформой ослабли: после ухода Никона (1658) с патриаршего престола протопоп Аввакум и часть его сторонников вернулись в Москву с надеждой на отказ властей от реформы. Но Большой Московский собор 1666–1667 гг., прошедший при участии 2 вселенских патриархов, одобрил реформу, а её противников предал анафеме. Это закрепило преследование старообрядцев законодательно: на них стала распространяться статья Уложения 1649 г., предусматривавшая за преступления против веры и Церкви смертную казнь. С принятием 7(17) апреля 1685 г. 12 статей царей Ивана V Алексеевича, Петра I Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны гонения на старообрядцев приобрели массовый характер. При Петре I отношение государства к старообрядцам смягчилось, но различные меры экономического принуждения и ограничения их гражданских и сословных прав в той или иной мере сохранялись до издания 17(30) апреля 1905 г. императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости».
Реформа патриарха Никона не затрагивала основополагающих догматов православия, а касалась обрядовой стороны церковной жизни. Старообрядцы сохранили обряды, распространённые в древнерусской традиции и закреплённые постановлениями Стоглавого собора 1551 г.: двоеперстное сложение при крестном знамении (после реформы – троеперстие) и архиерейском благословении (имянословное благословение), «однолитерное» написание имени Спасителя «Исус» (в отличие от «Иисус»), сугубую Аллилуйю (в отличие от 3-кратного возглашения в новой традиции), земные поклоны во время церковной службы, направления движения по солнцу (посолонь) при крестных ходах, форму печати на просфорах (круглая, с 8-конечным крестом, в отличие от пореформенной квадратной с 4-конечным крестом). Богослужение велось по старопечатным книгам (изданным до 1654). Также они придерживались эстетики средневековой иконописи и оформления убранства храмов, принципов организации древнерусской церковной жизни (соборность, покаянная семья, а не территориальный приход; тайна исповеди), некоторых бытовых запретов.
Старообрядцы в 18–21 вв.
В 18–19 вв. старообрядчество являлось объектом миссионерской деятельности Церкви; его приверженцев обвиняли в «невежестве», «неучёности», «буквализме». Светские и церковные учёные 19 в. трактовали старообрядчество как форму религиозного или социального протеста. Историк А. В. Карташёв в статье «Смысл старообрядчества» (Сборник статей, посвящённых П. Б. Струве. Прага, 1925) попытался объяснить старообрядчество как религиозное и историко-культурное явление, отразившее русское религиозное «mentalité» и «самую характерную и ценную черту православно-кафолической религиозности русского народа».
В 1800 г. для подчинения старообрядцев в Русской церкви было учреждено единоверие, допускавшее совершение богослужения по старопечатным книгам, но при сильном давлении на старообрядцев (особенно в 1850-х гг.) оно не смогло повлиять на развитие старообрядчества.
На Поместном соборе Русской православной церкви 1917–1918 гг. церковный опыт старообрядцев оказался востребован при обсуждении вопросов восстановления патриаршества и выработки постсинодальных форм церковного управления и организации общин. Предсоборный совет 1917 г. предлагал снять клятвы и «порицательные выражения» на старые обряды, но собор это не поддержал. Попытка «уврачевания язвы разделения» и отмены клятвы соборов 1656 и 1666–1667 гг. была сделана в 1929 г. в «Деянии архипастырей Православной Церкви». В 1971 г. Поместный собор Русской православной церкви окончательно снял клятвы и признал старые обряды «равночестными и равноспасительными». Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) примирилась со старообрядцами через покаяние в участии в дореволюционных гонениях (2000). На архиерейском соборе Русской православной церкви (октябрь 2004) «старообрядческому вопросу» был посвящён доклад «Исконная ветвь русского Православия» митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне патриарх Московский).
Старообрядческие согласия
Как религиозное явление старообрядчество не представляет собой внутреннего единства, что обусловлено проблемами, стоявшими перед старообрядцами, и путями их осмысления. Магистральным является разделение старообрядчества на поповцев и беспоповцев – по признанию или непризнанию священства. Вероучение беспоповцев определяет идея об уже совершившемся воцарении антихриста (в основном трактуется как совокупность различных ересей, проникших в Русскую церковь) и вызванном этим прекращении благодати священства и церковной иерархии, что допускает возможность совершения «нужнопотребных» таинств (крещения, покаяния и причащения) при определённых условиях мирянами. В основе разделения беспоповцев на согласия (поморское, федосеевское, филипповское и др.) – различные подходы к решению ряда вопросов (молитвы за царскую власть, общение с «мирскими» и пр.). Часть старообрядцев, не переживая глубоких эсхатологических ожиданий, принимала священников (беглых попов) из господствующей Церкви. Поповское направление изначально было полностью беглопоповским, но с учреждением в 1846 г. Белокриницкой иерархии «беглопоповскими» стали называться общины, продолжавшие принимать переходивших из официальной Церкви священников. С переходом в старообрядчество в 1923 г. архиепископа Николая (Позднева) образовалась ещё одна старообрядческая иерархия (с 2002 Русская древлеправославная церковь). Наиболее многочисленным объединением в старообрядчестве является Русская православная старообрядческая церковь.
Основные центры старообрядчества стали складываться во 2-й половине 17 в. на окраинах, где старообрядцы искали спасения в эпоху гонений: Юг России (донское казачество), Поморье (Выго-Лексинское общежительство), старообрядческие Керженские скиты в Поволжье, Стародубье и Сибирь. В конце 18 в. крупные центры возникли в Москве (Рогожское кладбище, Преображенское кладбище, Монинская моленная, Братский двор), в Санкт-Петербурге (Косцова моленная, Волково кладбище, моленные на улицах Моховой и Коломенской) и в Поволжье (Иргизские монастыри). Ныне старообрядческие поселения помимо России есть в Китае, Канаде, США, Бразилии, Уругвае, Австралии и др.
После указа 1905 г. старообрядчество пережило золотое десятилетие, когда, впервые получив равные права с остальным населением, старообрядцы активно стали организовывать общины, строить храмы, издавать газеты, журналы, богослужебную и иную литературу, открывать школы, институты, музеи, благотворительные учреждения, участвовать в политической жизни страны.
Вклад старообрядцев в экономику и культуру
Старообрядцы внесли большой вклад в развитие экономики России. Они освоили значительные территории на Севере, в Сибири, участвовали в разведке железных и медных руд, работали на Петровских заводах в Олонецком крае, на Демидовских заводах на Урале и Алтае. Со старообрядческим предпринимательством связан подъём текстильной промышленности в Центральном регионе в конце 18 – начале 19 вв. К старообрядчеству принадлежали известные купеческие династии Морозовых, Рябушинских, Кокоревых, Солдатёнковых, Кузнецовых, Рахмановых, Гучковых, а также видные полемисты, писатели, коллекционеры и др.
Представители старообрядчества сыграли важную роль в сохранении древнерусского культурного наследия – икон, рукописных и печатных книг, предметов церковного быта; создавали собственные высокохудожественные произведения. С работой старообрядческих иконописцев-старинщиков и реставраторов связано открытие древнерусской живописи во 2-й половине 19 в. В богослужении сохраняется знаменный распев (в одноголосном варианте). В старообрядческой среде поныне бытуют духовные стихи.
Старообрядчество привлекало внимание историков и искусствоведов (И. М. Снегирёв, Д. А. Ровинский), писателей (П. И. Мельников-Печерский, Н. С. Лесков), композиторов (М. П. Мусоргский), художников (М. В. Нестеров).