Пост (религиозная практика)
Пост, временное обрядовое воздержание (полное или частичное) от пищи, питья, сексуальных отношений, увеселений и другого; одна из аскетических практик. Пост распространён практически во всех культурах и религиях. Рассматривается в качестве очищения перед совершением значимых ритуалов, средства покаяния и способа установления более тесного контакта с божеством.
Пост часто сочетается с жертвоприношением как одна из его форм. Обычно составляет часть переходных обрядов (особенно инициаций), обрядов обретения духа-покровителя (например, нагуаль), сопровождает погребальные и поминальные ритуалы; к посту прибегают предсказатели, шаманы и др. Пост был известен в Древнем Египте: согласно Плутарху, египетские жрецы могли не употреблять мяса и вина, с тем чтобы интерпретировать божественные откровения; по сообщению Ямвлиха, предсказательницы перед пророчествами воздерживались от пищи три дня. В античном мире пост предварял мистерии. Древнегреческие философы (например, пифагорейцы и неоплатоники) полагали, что пост способствует откровению богов. В Древнем Китае пост (чжай) предшествовал совершению жертвоприношений, но впоследствии акцент с ограничения пищи сместился на сдерживание эмоций и страстей («ограничение сердца»), особенно в даосизме.
В буддизме пост (упосатха), который, по преданию, соблюдался самим Буддой Шакьямуни, предшествует принятию учения этой религии, а также практикуется уже принявшими его каждое новолуние, полнолуние и четвертьлуние (обычно по одному дню или более при крайнем пределе в 8 суток). Он нацелен на физическое и духовное очищение, прекращение власти тела над умом. В индуизме (главным образом в вишнуизме) и джайнизме пост (эка́даши, буквально «одиннадцать») соблюдается в 11-й день после полнолуния и новолуния, который считается особенно благоприятным для аскезы.
В Священном Писании, используемом т. н. авраамическими религиями (иудаизм, христианство, ислам), в целом подчёркивается, что пост – не самоцель, а только средство, при помощи которого человек может смирить свою душу и раскаяться в грехах, и это раскаяние должно проявиться в его поступках (Иоил. 2:13; Иона 3:8).
В иудаизме пост (цом, таанит) считается ритуалом раскаяния (тешува), мольбы, траура и духовного очищения. Различают два вида поста: в течение полных суток – от захода до захода солнца [в Йом Киппур и 9-е ава (июль – август; в память о разрушениях Первого и Второго Иерусалимского храма)] и в течение светлого времени суток – от восхода до захода солнца (все остальные посты). В Торе установлен пост в Йом Киппур, являющийся основным и самым строгим (помимо запрета еды и питья он исключает многие виды работы, умывание, использование косметики, ношение кожаной обуви и супружескую близость). От обязанности поститься освобождены дети, беременные и кормящие женщины и больные. В пророческих книгах добавлены ещё четыре поста в память об особо значимых событиях в истории еврейского народа, в том числе 9-го ава. Согласно книге Эстер (Есфирь), введён пост перед праздником Пурим. Помимо этого, существуют многочисленные раввинские предписания о локальных постах, соблюдаемых в определённых местностях в память о тех или иных событиях, также семейные посты перед заключением брака, при рождении ребёнка и т. п. Ограничения пищи правилами кошера или запрет заквашенных продуктов на Песах в иудаизме не рассматриваются как постные предписания.
В христианстве пост имеет ряд взаимосвязанных значений: очищение (катарсис), покаяние, духовное обновление, аскеза. Таким образом, сочетающий телесный и духовный аспекты пост преследует цель умерщвления в человеке страстей, избавления от грехов для последующего соединения с Богом (обо́жение). Обязательный пост традиционно предшествовал таинствам (особенно крещению и Евхаристии – т. н. евхаристический пост). В христианских конфессиях исторически сложились различные практики поста. В древней Церкви пост был строгим и обязательным. С течением времени на Западе жёсткая регламентация поста ослабела, а на Востоке, скорее, усилилась, хотя имеет особенности в различных национальных традициях. В целом в православии, католицизме, древних восточных церквах во время поста предписывается воздерживаться от чувственных удовольствий, развлечений, соблюдать пищевые ограничения (у католиков в основном отказ от мяса, у православных и представителей древних восточных церквей – кроме мяса, также от яиц и молочных продуктов), посвящать себя молитве, чтению Священного Писания и другой духовной литературы, более усердно посещать богослужения и участвовать в церковных таинствах. Кроме того, могут соблюдаться и более строгие нормы поста [например, в монашеской традиции чередование дней, в которые употребляется только неварёная пища (сухоядение), с днями, когда разрешено есть варёную без масла и варёную с маслом пищу]. Допускаются послабления в посте или несоблюдение его для больных людей, беременных и кормящих женщин, детей (например, у католиков – до 14 лет), путешествующих и др.
В православии в течение церковного года имеют место четыре длительных поста: Великий пост, Рождественский пост (40 дней перед Рождеством Христовым), пост апостолов Петра и Павла или Петров пост [от 8 до 42 дней, в зависимости от даты Пасхи; заканчивается перед днём памяти святых апостолов Петра и Павла – 30 июня (12 июля)], Успенский пост [14 дней до дня Успения Пресвятой Богородицы 15(28) августа]. Предписаны также однодневные посты – каждую среду в воспоминание предательства Иуды и каждую пятницу в воспоминание дня осуждения, страдания и крестной смерти Иисуса Христа. Евхаристический пост (говение) обычно длится три дня или устанавливается частной пастырской инициативой. Окончательно система постов в православии была установлена на Константинопольском соборе (1166). Всего за год насчитывается до 200 постных дней.
В Римско-католической церкви, согласно Кодексу канонического права, различаются два вида покаянной практики: собственно пост («строгий», «количественный и качественный», пост) – отказ от мясной пищи с ограничением числа приёмов пищи до одного раза в сутки досыта и 2 раза не досыта [обязателен в Пепельную среду (день начала Великого поста у католиков) и в Великую пятницу] и воздержание от мяса (канон 1251). Порядок поста и воздержания от определённых видов пищи регламентируется, как правило, местной конференцией епископов. Церковным правом определяются обязательные ограничения, что не лишает верующих возможности руководствоваться собственной духовной потребностью в области поста. Существует Кодекс канонического права для восточных католических церквей, иногда более строгий в вопросах покаянных практик. Основной пост в Римско-католической церкви – Великий пост, Адвент (4 воскресенья до Рождества Христова), пятницы всего года (за некоторыми исключениями) и кануны некоторых великих праздников; евхаристический пост длится минимум 1 ч.
В протестантских церквах (кроме англиканской) соблюдение поста, как правило, не обязательно и специально не регламентируется. Например, в лютеранстве существует два поста: Адвент и Великий пост.
В древних восточных церквах длительность, число и названия поста варьируют в зависимости от традиций каждой из церквей. Так, в Армянской апостольской церкви помимо Великого, Рождественского и Успенского постов есть также недельные посты перед праздниками Воздвижения Креста Господня, Преображения Господня, в честь Григория Просветителя и др. В Коптской церкви и в сирийских церквах помимо Великого поста особый акцент делается на предрождественском посте, посвящённом Богородице, которая, по преданию, распространённому в этих церквах, постилась длительное время перед рождением Иисуса Христа.
В исламе пост рассматривается как возможность духовного очищения, испытание воли, как путь к уничтожению греховных склонностей, раскаянию и подчинению воле Аллаха. Существует обязательный пост в месяц рамадан (араб. саум, тюрк. ураза), являющийся одним из пяти столпов веры. Установлен в 624 г. в память о Ночи предопределения. Предполагает 30-дневное полное воздержание от принятия пищи, питья, интимной близости и других чувственных удовольствий от восхода до захода солнца; возможно совершение дополнительного ежедневного 6-го намаза. Этот пост разрешается не соблюдать только в силу объективных обстоятельств (пребывание на чужбине, болезнь, война и т. д.), а также людям, не отвечающим за свои поступки (невменяемые), и тем, кому он может нанести вред (престарелые, беременные и кормящие женщины). К посту не допускаются мусульмане, находящиеся в состоянии ритуальной нечистоты (женщины во время менструаций, не отбывшие наказания преступники и прочие). Временно освобождённые от поста обязаны возместить его впоследствии, а нарушившие пост – покаяться. Также существуют различные индивидуальные посты (по обету, во искупление грехов и т. п.) и рекомендуемые однодневные посты (каждый понедельник и четверг, в дни полнолуний и т. д.).