#Культура славянских народовКультура славянских народовИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКультура славянских народовКультура славянских народовНайденo 33 статьиПолитические деятелиПолитические деятели Геров НайденГе́ров На́йден (1823–1900), болгарский писатель, лингвист, фольклорист, просветитель, дипломат, общественный деятель. Окончил физико-математическое отделение Ришельёвского лицея в Одессе (1845). В 1846 г. открыл школу в Копривштице, где вёл обучение по классно-урочной системе, в 1850 г. основал в Филиппополе (ныне Пловдив) Епархиальное училище. В 1857–1877 гг. на российской дипломатической службе. Активный деятель болгарского национально-церковного движения. В период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. губернатор в освобождённом русскими войсками г. Свиштове. После создания независимой Болгарии принимал участие в становлении системы местной власти в стране, участвовал в работе Учредительного собрания 1879 г. Вскоре отошёл от политической деятельности, подготовил и издал три тома «Словаря болгарского языка с толкованием на болгарском и на русском» (1895, 1897, 1899), впоследствии начатый им труд продолжил его племянник Т. Панчев, опубликовавший 4-й и 5-й тома словаря (1901, 1904).Энциклопедисты Богоров Иван АндреевБого́ров Ива́н Андре́ев (1820–1892), болгарский учёный-энциклопедист, писатель, переводчик, издатель. Переводил и издавал учебники для болгарских школ, составил и опубликовал первую грамматику народного болгарского языка («Първичка българска граматика», 1844). Первым начал издание газет на болгарском языке «Български орел» («Болгарский орёл», 1846–1847), «Цариградски вестник» («Царьградский вестник», 1848–1862). Ратовал за чистоту болгарского языка, выступал против греческих и русских заимствований, стал основателем и редактором журнала «Чистобългарска наковалня за сладкодумство» («Чистоболгарская наковальня красноречия»), в котором продвигал свои идеи. Автор путевых заметок и мемуаров.Персонажи, образы Снегурочка (персонаж)Снегу́рочка, сказочный персонаж восточнославянского фольклора; литературный и художественный образ в русской культуре 19–21 вв.; в советской и постсоветской новогодней обрядности внучка и помощница Деда Мороза, наряду с которым является мифологическим олицетворением и действующим лицом праздника. Обычно изображается в виде красивой девочки или девушки с длинной светлой косой, в белой серебристой шубке и шапке или кокошнике. Голубая одежда в цветовой гамме Снегурочки появилась с 1930-х гг., когда она стала символом Нового года. Персонаж восточнославянских народных сказок. Он был адаптирован и трансформирован русской литературой, широкую известность получил благодаря пьесе А. Н. Островского «Снегурочка. Весенняя сказка». Под влиянием оперной трактовки литературный образ Снегурочки был переосмыслен и усвоен русской культурой к рубежу 19–20 вв. Постепенное включение Снегурочки в сферу рождественской обрядности происходило в русской городской культуре на рубеже 19–20 вв. С середины 1930-х гг. стал формироваться принципиально новый образ Снегурочки в связи с начавшимся конструированием советского сценария празднования Нового года.Религиозные ритуалы, обряды, практики Восточнославянская похоронная обрядностьВосточнославя́нская похоро́нная обря́дность, комплекс обрядов русских, украинцев и белорусов, сопровождающих смерть (завершение жизненного цикла) человека, а также акты поминовения умершего. Состоит из трёх основных этапов: подготовки к смерти, обряда погребения и поминок. Восточнославянский погребальный обряд из всех обрядов перехода сохраняет наибольшее количество архаичных черт; он более однороден, устойчив и единообразен, чем другие обряды жизненного цикла.Персонажи, образы Полевые духиПолевы́е ду́хи, обобщающее название персонажей, связанных с полем, у славян. В их образах отразились представления о персонифицированном духе земного плодородия, духе – хранителе полей и защитнике созревающих зерновых культур от бури, града, насекомых. Полевые духи связаны преимущественно с летним расцветом земли, с солнцем, полднем, ветром. Рассказы о них приурочены почти исключительно ко времени созревания и уборки зерновых. Названия этих мифологических персонажей различаются в зависимости от условий проживания славянских народов, способа хозяйствования, от видов возделываемых культур, влияния соседних культурных традиций. Основные функции полевого духа у славян: продуцирование и/или обеспечение плодородия зерновых; охрана полей от стихийных бедствий, от вредителей и от вытаптывания.Персонажи, образы ПолевикПолеви́к, мифологический персонаж – «хозяин» поля у восточных славян. Полевика представляли в виде старичка с седой бородой или бородой из колосьев, в виде голубоглазого парня с волосами цвета спелой нивы; он мог быть наг и чёрен, как земля, с волосами-травой, а мог быть в белой одежде или покрытым шерстью огненного цвета; мог менять свой рост: в траве он с неё ростом, в жите – ростом с колос. Полевик оберегал поля, следил за их границами (межами), заботился об урожайности полей и сенокосов, прогонял людей с поля в полдень, когда солнце могло им навредить, не давал спать на меже и наказывал нарушителей, укачивая спящих теплом и тишиной, а потом насылая на них болезни. Он благоприятствовал трудолюбивым работникам, отпугивал «шкодников», пытавшихся навредить полю, стерёг полевые клады.Орудия труда, предметы быта Русская печьРу́сская печь, разновидность печи, устройство для отопления, приготовления пищи, место для сна членов семьи, в отдельных случаях – для санитарно-гигиенических и лечебных мероприятий. Распространена на территории Восточной Европы, на Урале и в Сибири. Сформировалась в центральной и северной частях Руси к середине 2-го тыс. н. э. Отличается от других печей (каменка, «голландка», овинная печь) многофункциональностью горнила и устья, что избавляет от дополнительных пристроек к основному сооружению и приспособлений (например, котлов). Наличие печи дало название русскому жилищу [слово «изба» («истьба», «истобка») происходит от слова «истопить»] и конструктивно определяет интерьер избы. С 1-й половины 20 в. русская печь постепенно исчезала в городах; в 1960-е гг. произошёл отказ от печей в крупных сельских населённых пунктах; 1980-е гг. – окончательный отказ от русской печи в сельской местности в пользу дровяных плит со щитками; 2000-е гг. – переход в отдельных местностях на газовое отопление.Концертные организации Можайский культурно-досуговый центрМожа́йский культу́рно-досу́говый центр, муниципальное бюджетное учреждение культуры в Можайске. Создан в 1973 г. В структуре организации – зал на 477 мест, выставочный отдел (макет Можайской крепости в конце 16 в., реконструкция быта и культурной жизни горожан в 19–20 вв., экспозиции памяти Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, деревянные скульптуры резчика по дереву Д. С. Парфентьева), 16 сельских домов культуры в Можайском городском округе. В головной организации: ансамбль народного танца «Калинка» (ведёт историю с 1966, с 1973 в структуре культурно-досугового центра), театр юного зрителя «Надежда» (1973), ансамбль песни «Калинка» (1974), ансамбль песни «Сударушка» (1989 – творческий коллектив художественной самодеятельности при Можайском полиграфическом комбинате, с 2004 в структуре культурно-досугового центра), театр балета «Грация» (1989; классический, народный и современный танец), ансамбль русских народных инструментов «Росы» (2004), группа «Вектор» (2004 – инструментальный ансамбль, 2008 – современное название), ансамбль духовного песнопения «Адельфос» (2022), студия колокольных звонарей (2022) и другие клубные формирования и творческие коллективы.Магические ритуалы, обряды, практики КолядованиеКолядова́ние, обходной обряд у славян. Совершается в зимний период, главным образом на Святки, сопровождается исполнением колядок. В «церковных» формах колядования преобладали рождественские мотивы «славления Христа». Колядники могли носить изображение рождественской звезды, вертеп, украшенное деревце или ветку. Колядников представляли посланцами «потустороннего мира», в их роли часто выступали ряженые, дети, церковнослужители, неженатые мужчины. Колядовали часто в тёмное время суток, дети – обычно ранним утром. Идя по селу, колядники (особенно ряженые) оповещали о себе пением криками, воем и т. п. Дети и «церковные» колядники ходили, напротив, чинно. Пропустить чей-нибудь дом во время обхода считалось дурным предзнаменованием. Во дворе (часто – под окном) колядники исполняли колядки, могли устраивать общие угощение и танцы с домочадцами, в заключение чего хозяин одаривал колядников (обычно едой). Если колядники были недовольны угощением, они могли проклясть хозяина, забросать его дом камнями и т. п. После обхода колядники делили между собой собранные дары, устраивали совместную трапезу, пляски.Научные направления Славянская демонологияСлавя́нская демоноло́гия, система славянских народных представлений о мифологических существах (демонах и духах), людях с демоническими свойствами, а также об их действиях по отношению к человеку. В эту систему вовлекаются также мифологизированные и получившие демонические характеристики в поверьях время и пространство, флора и фауна, предметы быта и т. п. Демонологическая система славян в обобщённом и наиболее полном виде включает: персонифицированных или не персонифицированных духов природного и домашнего пространства, духов, связанных с временем, души умерших, чертей, персонификации состояний и обстоятельств и событий, полудемонов, т. е. людей, обладающих сверхъестественными способностями или особым знанием, «профессионалов»/«специалистов», мифических великанов и гномов, мифических и мифологизированных животных и птиц, растений. В орбиту низшей мифологии включаются также представления космологические и метеорологические. В основе этой системы – одухотворение природы (аниматизм) и культ умерших. 1234