Русскоустьинцы
Русскоу́стьинцы (индигирщики, низо́вские), группа русских старожилов на северо-востоке Сибири. Проживают в селе Русское Устье в дельте реки Индигирки, в других мелких посёлках и в посёлке городского типа Чокурдах Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Численность группы подсчитать сложно, т. к. в переписях РФ 2002 г. и 2010 г. они были включены в категорию «русские» и отдельно не указывались.
Первые русские (отряд под командованием И. И. Реброва, позже – отряд под командованием И. Р. Ерастова) пришли на Индигирку в 1638–1640 гг. К концу 17 в. появилось постоянное русское население. Село Русское Устье впервые обозначено на карте 1739 г. Версия о более раннем основании села, тиражированная многими популярными изданиями, имеет легендарный характер и не подтверждается источниками.
К середине 18 в. население Русского Устья (и окрестных небольших зимовий) составляло около 500 человек. Заселение низовьев Индигирки шло с юга; это было связано с несколькими факторами: бегством от эпидемии оспы, свирепствовавшей в 19 в.; истощением охотничьих угодий. В 19 – начале 20 вв. на Индигирке было 29 селений, в каждом из которых жили от двух до семи больших семей. Русскоустьинская группа занимала помимо Русского Устья, селения Косухино, Лобазно, Стариково, Кузьмичево, Осколково и др. Фактически под Русским Устьем следует понимать не одно селение, а совокупность посёлков, разбросанных в дельте реки. В 1885 г. в селе была открыта народная школа, в 1928 г. – первая советская школа. В 1942 г. большинство селений были перенесены на новое место, ставшее селом Полярным. В 1988 г. село праздновало 350-летие со времени основания, и в этом же году оно было вновь переименовано в Русское Устье.
С самого начала переселения русских в этот регион получили распространение смешанные браки с якутскими, юкагирскими и эвенскими женщинами, что не могло не отразиться как на фенотипе потомков, так и на их культуре и хозяйстве: русские колонисты принесли с собой промысловый инвентарь, одежду, способы приготовления пищи, различные культурные навыки и способы передвижения, неизвестные местному населению. В свою очередь, они заимствовали у местного населения многое из пищи, одежды, способов постройки жилья, приёмов охоты и рыбной ловли. В регионе всегда было сильным якутское влияние: практически все жители как верховьев, так и низовьев Индигирки в той или иной степени владели якутским языком наряду с русским; большинство, прежде всего мужчины, говорили по-якутски свободно. Однако русскоустьинцы сохранили элементы традиционной русской культуры и русский язык в существенно большей степени, чем многие другие старожильческие группы северо-востока Сибири (например, походчане): исследователи начала 20 в. (В. М. Зензинов, А. Г. Чикачёв) уверенно утверждали, что эта группа – этнические русские, полностью сохранившие русский язык.
До 1960-х гг. у русскоустьинцев сохранялся местный (нижнеиндигирский) русский говор, обладавший архаичными особенностями Северного наречия русского языка. Он имел ряд фонетических особенностей; в частности, пришепётывание: произнесение «штарый» вместо «старый», «вшё бы пела» вместо «всё бы пела» и т. п. Испытал влияние эвенского, якутского и юкагирского языков. Ныне русскоустьинцы говорят на литературном русском языке.
Как и другим группам русских старожилов, русскоустьинцам присуще возведение себя к первопроходцам. На протяжении всего 20 в., как и в настоящее время, они выделяли себя как группу, сохранившую старые русские традиции, в противовес новопоселенцам. С другой стороны, они противопоставляли себя соседним коренным народам как общность, сохранившую более высокую, чем у окружающих, культуру. Таким образом, русскоустьинцы сочетали в самосознании представления о себе как о традиционной, но при этом высококультурной группе, что считается довольно редким явлением. В середине 20 в. русскоустьинцев перестали называть русскими: с приходом в эти районы тысяч новопоселенцев для обозначения русскоустьинцев появился термин «местнорусские».
В 2004 г. законом Республики Саха (Якутия) русскоустьинцы были включены в категорию, попадающую под распространение положений Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в результате чего русскоустьинцы получили право на рыболовные и охотничьи квоты наравне с коренными малочисленными народами РФ.