Казанское ханство
Каза́нское ха́нство, татарское государство в Среднем Поволжье в середине 15 – середине 16 вв. Столица – Казань. Официально именовалось в татарских источниках Казанским вилаятом и богохранимыми пределами (буквально – вилайат Газан ва мамалике махруса), а в русских – Казанским царством.
Образование ханства
В историографии существуют две основные точки зрения относительно времени образования Казанского ханства. Согласно первой из них, его основателем являлся бывший ордынский хан Улуг-Мухаммед и историю ханства следует вести с 1437 или 1438 гг. (Г. И. Перетяткович, Ш. Марджани, Н. П. Загоскин, Х. Атласи, М. Г. Худяков, А. Н. Курат, М. А. Усманов и др.). Согласно второй (подтверждается большинством источников), историю Казанского ханства следует начинать с осени 1445 г., с начала правления в Казани Махмуда, сына Улуг-Мухаммеда (В. В. Вельяминов-Зернов, Н. Ф. Калинин, С. Х. Алишев, Р. Г. Фахрутдинов, Б. Л. Хамидуллин и др.). Нахождение самого Улуг-Мухаммеда в Казани не подтверждается; в источниках, как правило, он именуется не казанским ханом, а родоначальником 1-й династии казанских ханов.
Территория и население
Сформировалось из эмиратов Приказанья (по реке Казанка) и Предкамья Булгарского улуса Орды. Источники дают возможность лишь приблизительно очертить границы ханства, явно неодинаковые в разные периоды его существования. На западе они проходили в бассейне западных притоков Суры и Ветлуги, а на севере – в пределах верховьев рек Кама и Вятка, соприкасаясь с владениями Великого княжества Московского; на востоке – по территории современного восточного Башкортостана, соприкасаясь с границами Сибирского ханства; на юге доходили до Самарской Луки, до владений Ногайской Орды. Вся эта территория по географическому и этносоциальному принципам делилась на 4 западные стороны (Арскую, Горную, Луговую и Побережную) и 6 восточных земель (Башкирскую, Беловолжскую, Вотякскую, Камскую, Остякскую и Сылвинскую), а административно-политически – на центральный ханский домен («Болгарский вилаят» / «Болгарской царев юрт») и несколько даруг [Алатскую, Арскую, Атрячскую (Окречскую), Атызскую, Галицкую (Якийскую), Крымскую (Буртасскую), Ногайскую, Чувашскую (Зюрейскую), включавшую в себя Чувашскую Верхнюю и Чувашскую Среднюю (Иски-Юртовскую), и др.], в ярлыке хана Сагиб-Гирея (впоследствии крымский хан Сагиб-Гирей I) от 1 января 1523 г. в совокупности названных Казанским вилаятом и богохранимыми пределами. Площадь около 250 тыс. км2 (1-я половина 16 в.). Города Алабуга (ныне Елабуга), Арча (ныне Арск), Болгар, Жори (ныне село Зюри), Иске (Эчке) Казан, Кашан, Лаеш (ныне Лаишево), Тятеш (ныне Тетюши), Чаллы представляли собой административно-торговые центры страны.
Население ханства составляли добровольно подчинившиеся ханской власти предки казанских татар («казанлылар», «казанстии татары»), башкир, марийцев (черемисы), мордвы, чувашей и удмуртов (вотяки, ары) (общая численность около 400–450 тыс. человек). Широкое распространение в государстве получили полилингвальность и мультикультурность (тюркские, финно-угорские, арабский, персидский языки и традиции). А. М. Курбский, участник взятия Казани в октябре 1552 г., чётко указывал, что «кромѢ Татарска языка, въ томъ царствѢ пять различныхъ языковъ: Мордовскiи, Чюважскiи, Черемискiи, Воитецкiи або Арскiи, пятыи Башкирскiи» [Курбский А. М. Князя А. М. Курбского история о великом князе Московском. Санкт-Петербург, 1913. Стб. 45–46].
Государственное, экономическое и религиозное устройство Казанского ханства
Государственное устройство Казанского ханства основывалось на восточных традициях. Верховная власть принадлежала хану – потомку Чингисхана. Однако хан лишь формально являлся единовластным правителем, реальная власть принадлежала дивану – собранию представителей высшей духовной и светской аристократии, которую составляли потомки пророка Мухаммеда – сейиды, а также карачи-беки, огланы и др. Знать Казанского ханства в совокупности именовалась «ак сояклэр» либо «зур кешелэр» (т. е. «белая кость» или «большие люди»). Военно-служилая знать Казанского ханства включала огланов, беков, эмиров, мурз и казаков, при этом держатель земельного наследственного владения, нёсший службу у своего сюзерена за налоговые льготы и судебный иммунитет, имел титул «сойургал» или «тархан». Эта знать, постоянно пополнявшаяся выходцами из других татарских государств, состояла только из представителей татарских кланов, среди которых выделялись 4 правящих рода – Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак (традиция их существования восходит ещё ко временам хунну), а в 1540–1550-х гг. также род Мангыт. Для решения наиважнейших вопросов собиралась вся знать – курултай («вся земля Казанская»). В Казанском ханстве существовали должности аталыка – воспитателя ханских детей, дворецкого, административные и государственные функции выполняли эмиры, хакимы, бахши и т. д., судебные – казии. На периферийных территориях в управлении участвовала местная аристократия (например, сотники у черемисов или тюро у вотяков).
Податное сословие Казанского ханства составляли государственные крестьяне (кешелэр) и зависимые от конкретного феодала люди и военнопленные (коллар) – «кара халык» (т. е. чёрные люди). Основными занятиями татарского сельского населения, объединённого в общинно-родственные джиены (несколько аулов), были пашенное земледелие, стойловое скотоводство, птицеводство и садоводство; городского населения – ремесло (гончарное, деревообрабатывающее, кожевенное, кузнечное, ткацкое, ювелирное) и торговля, в том числе международная (экспорт: ремесленные изделия, меха, мёд, скот, хлеб, рабы; импорт: соль, благовония, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, ювелирные изделия, бумага, книги). Среди населения периферии Казанского ханства развивались земледелие (горные черемисы, мордва, чуваши), табунное или домашнее скотоводство (башкиры, черемисы, мордва, чуваши), птицеводство, огородничество, пчеловодство, охота, рыболовство и собирательство.
Войско Казанского ханства состояло из 5–10-тысячной татарской конницы, 25–40-тысячной пехоты черемисов (марийцев, чувашей, удмуртов) и ополчений административно-феодальных округов (даруг), а также небольших артиллерии и речного флота.
Основными налогами и повинностями были ясак, амбар-малы, илчи-кунак, харадж и др. Мусульмане платили также гошур и закят, а немусульмане – джизию.
В ханстве преобладали последователи ислама (около половины населения – сунниты, последователи учения Абу Ханифы). Ислам распространялся ненасильственно – в результате усиления этнокультурных контактов. Мусульманское духовенство (шейхи, муллы, имамы и др.) занимало почётное место в Казанском ханстве, а сейид считался вторым после хана лицом в стране, нередко возглавлял правительство в периоды междуцарствия и выполнял серьёзные дипломатические поручения. Духовенство играло важную роль в просвещении населения, чему способствовало наличие медресе при соборной мечети в Казани, а также множества других медресе и мектебов. Соблюдалась полная веротерпимость, что было связано с традициями Волжско-Камской Булгарии, Монгольской империи и Орды. В Казани находилась армянская церковь, а бо́льшая часть финно-угорского и часть тюркского населения исповедовали язычество.
В ханстве активно развивались историописание, юриспруденция (на основе шариата), литература, музыкальное творчество, декоративно-прикладное искусство, о чём свидетельствуют ханские ярлыки и дипломатическая переписка ханов с правителями Великого княжества Литовского, литературно-исторические произведения Аднаша-хафиза, Гарифбека, Кул-Шерифа, Мухаммедьяра, Мухаммед-Эмина и др. Медицинский трактат «Исцеление» с комментариями Мухаммад-Амина ал-Болгари и «Сборник правил арифметики» Мухийтдина Мухаммада ибн ал-Хаджи Атмаджи показывают высокий уровень развития в государстве различных точных наук. Именно это дало возможность С. Герберштейну написать в своих «Записках о Московии» (1549), что «эти [казанские] татары – культурнее других» (Герберштейн С. Записки о Московии. Т. 1. Москва, 2008. С. 407).
Политическая история
Являясь крупным и экономически развитым государством, ханство играло важную роль в политико-экономической истории Восточной Европы и этносоциальной истории Волго-Уральского региона.
Ещё до окончательного оформления ханства, в конце 1444 – начале 1445 гг., начались набеги казанских ханов на земли Московского великого княжества. В Суздальском сражении 1445 г. Махмуд и его брат, Якуб, разгромили войска великого князя московского Василия II Васильевича, обязав его платить дань. После 1448 г. и до конца правления Махмуда и его сына, Халила (1467), между Казанским ханством и русскими княжествами фактически существовали мирные отношения. В это время внутри казанской знати начала формироваться группа, ориентировавшаяся на союз с Москвой.
После смерти Халила ханом стал его брат, Ибрагим (1467–1479), а промосковская знать пригласила на престол царевича Касима, сына Улуг-Мухаммеда, возглавлявшего Касимовское царство. Касим обратился за помощью и разрешением к великому князю московскому Ивану III Васильевичу, который поддержал его, что стало поводом к началу 1-й казанско-русской войны (1467–1469). Однако военная кампания 1467 г. успеха Касиму не принесла, и русское правительство не пыталось в дальнейшем возвести его на казанский престол.
При Ибрагиме Казанское ханство расширило владения в Верхнем Прикамье и Вятской земле. По результатам 2-й казанско-русской войны (1477–1478) хан был вынужден заключить мир на русских условиях.
В начале правления сына Ибрагима, Али (Ильгама) (1479–1487, с перерывами), Казанское ханство поддерживало мирные отношения с Московским великим княжеством. Однако летом 1482 г. они оказались на грани войны, т. к. Москва активно вмешивалась в распрю между сторонниками Али и его брата Мухаммед-Эмина. В результате военного давления (Иван III с удельными князьями расположился во Владимире – пункте сбора всей русской армии; крупные силы были сконцентрированы в Нижнем Новгороде, началось плавание русской рати на судах к Казани) был заключён мир на русских условиях (конкретные статьи договора в источниках не сохранились).
В середине 1480-х гг. московским кандидатом на казанский трон стал сын Ибрагима Мухаммед-Эмин, которому при поддержке русских войск удавалось однажды (или дважды) на время занять трон в Казани в 1485–1487 гг. В результате 3-й казанско-русской войны 1487 г. Иван III Васильевич принял титул «князя Болгарского» и вновь посадил на трон Казанского ханства Мухаммед-Эмина (1487–1495). Условия воцарения определили вассальный статус хана в его отношениях с великим князем московским, союзно-вассальное положение ханства под патронатом Русского государства. Хан Али с семьёй и все его родственники были выданы русской стороне (их отправили в ссылку в Вологду и на Белоозеро), «коромольные казанские князья» были казнены в Москве по приказу великого князя. При этом русские власти не претендовали на земли Казанского ханства и не вмешивались в его внутреннее устройство.
Политика Мухаммед-Эмина спровоцировала в 1495 г. заговор местных беков, в результате которого на казанский престол при поддержке главным образом ногайских, а также сибирских татар был возведён сибирский Чингисид – Мамук (1496–1497), который не сумел удержаться в Казани. Новым ханом стал брат Мухаммед-Эмина – Абд аль-Латиф (1497–1502), активно проводивший промосковскую политику и стремившийся ограничить влияние знати в Казанском ханстве. В 1500 г. ногайские мурзы Муса и Ямгурчи организовали поход на Казанское ханство. Разорение территории Казанского ханства ногаями привело к усилению антирусских настроений. Абд аль-Латиф не сумел противодействовать им, вследствие чего был арестован по приказу Ивана III Васильевича и сослан на Белоозеро.
Казанский трон вновь занял Мухаммед-Эмин (1502–1518). Весной – летом 1505 г. в ходе переговоров в Москве, а затем и в Казани вспыхнул острый конфликт. В итоге Мухаммед-Эмин арестовал русского посла М. С. Кляпика Еропкина. Кроме того, ограбив, он заточил в тюрьму, продал в рабство в Ногайскую Орду или казнил русских торговых людей. В том же году на этот раз казанский хан начал 4-ю казанско-русскую войну. После поражения русских войск, длительных переговоров весной – летом 1507 г., освобождения арестованных русских послов, некоторых купцов, а также попавших в плен в 1506 г. русских воинов был заключён мир, отменивший сюзеренитет Русского государства над Казанским ханством. Мухаммед-Эмин существенно подорвал политико-экономическое влияние знати в Казанском ханстве и этим усилил свою власть. В 1512 г. между Казанским ханством и Русским государством был заключён «вечный мир». В связи с болезнью хана Мухаммед-Эмина в 1516 г. между государствами был заключён новый договор, главным условием которого являлась невозможность избрания кандидата на казанский престол «без ведома» великого князя московского.
После смерти Мухаммед-Эмина (1518) казанская знать во главе с улуг-карачи-беком Булатом Ширином, по предварительному согласованию с великим князем московским Василием III Ивановичем, пригласила на трон касимовского царевича Шах-Али (1519–1521), потомка ханов Большой Орды – противников крымской династии Гиреев и пресекшейся династии Улуг-Мухаммеда. В Казани появился русский гарнизон. Подобная ситуация привела к недовольству знати ханства, которая изгнала Шах-Али.
На казанский престол был призван крымский царевич Сагиб-Гирей (будущий крымский хан Сагиб-Гирей I), который начал активную антирусскую политику. В 1521 г. активизировались набеги казанских ханов на земли Русского государства, ряд из которых был совершён одновременно с походом брата Сагиб-Гирея – крымского хана Мухаммед-Гирея I – на Москву. В 1523 г. в результате похода на земли черемисов великий князь московский Василий III построил на территории Казанского ханства (на правом берегу, в устье реки Сура) Васильгород (ныне рабочий посёлок Васильсурск Нижегородской области), что стало первым шагом на пути покорения Казанского ханства. В 1523 г. Сагиб-Гирей начал 5-ю казанско-русскую войну, однако, после того как до него дошла информация об убийстве ногаями Мухаммед-Гирея I и вспыхнувшей в Крымском ханстве междоусобице, он в 1524 г. был вынужден уехать в Крым.
Казанский престол занял его племянник – Сафа-Гирей (1524–1531). Подписанное в середине августа 1524 г. перемирие между Казанским ханством и Русским государством прекращало военные действия и обязывало Сафа-Гирея (чьё избрание формально было представлено как акт пожалования Василием III в ответ на челобитье «от всей земли Казанской» срочно прислать представительное посольство в Москву [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 34. Москва, 1978. С. 15]. К началу переговоров (ноябрь 1524) Казанское ханство подверглось опустошительному набегу ногайских войск, в Крыму шла вооружённая борьба за трон, так что русской стороне удалось добиться значительных уступок. Весной 1525 г. по настоянию русской стороны хан Сафа-Гирей согласился на перевод торга из Казани в Нижний Новгород. Однако в 1529 г. хан, опираясь на «проногайскую партию» казанской знати, спровоцировал начало 6-й казанско-русской войны, учинив в Казани «срамоту велику» русскому послу А. Ф. Пильемову Сабурову (вероятно, был посажен под арест и ограблен). Длительные переговоры в Москве и Казани (ноябрь 1530 – май 1531), засилье крымцев и ногаев привели к усобице в Казанском ханстве с участием податного населения. В 1531 г. Сафа-Гирей бежал в Ногайскую Орду, а его сторонники были казнены.
Усиление русского влияния в Казанском ханстве привело к тому, что по согласованию с Василием III новым ханом летом 1531 г. (по другим данным, 1532) стал брат Шах-Али – Джан-Али. Он активно проводил прорусскую политику, в ряде случаев признавая и ограничение суверенитета Казанского ханства (например, в 1534 казанские войска направлены в составе русской армии на войну с Великим княжеством Литовским).
Воцарение в Крыму Сагиб-Гирея I (1532) и смерть Василия III Ивановича (1533) привели к резкому ослаблению влияния Русского государства на Казанское ханство, усилению там антирусских настроений, которые были поддержаны Крымским ханством. Заговор 1535 г., организованный Булатом Ширином и хан-бике Гаухаршад (Ковгоршат), привёл к убийству Джан-Али и новому восшествию на престол Сафа-Гирея (1535–1546). В декабре 1535 – январе 1536 гг. русское правительство освободило ссыльного Шах-Али, а в конце 1536 г. направило войска на земли Казанского ханства. Ответом Сафа-Гирея стали новые набеги на русские земли. Под нажимом Сагиб-Гирея I в 1538–1539 и 1541 гг. велись переговоры между Казанским ханством и Русским государством. В 1541 г. Булат Ширин сообщил в Москву о желании знати низвергнуть Сафа-Гирея, т. к. его власть чрезмерно усилилась.
С 1545 г. правительство великого князя московского (с 1547 царя) Ивана IV Васильевича Грозного начало организовывать регулярные казанские походы. Результаты 1-го казанского похода (1545) привели к внутренним смутам в Казанском ханстве, а также выезду многих представителей казанской знати в Москву. В 1545 г. Сафа-Гирей обвинил казанскую знать в измене и казнил Булата Ширина, хан-бике Гаухаршад и других. После этого в 1546 г. он был изгнан из Казани, а отряды крымцев, бежавших из Казани, были разбиты русскими сторожами на Каме при попытке прорваться в Крымское ханство. Казанским ханом вновь стал Шах-Али (июнь – июль 1546), которому казанцы принесли присягу, одновременно присягнув и великому князю московскому Ивану IV Васильевичу. Сафа-Гирей при поддержке крымских, ногайских и астраханских татар пытался вернуть себе казанский трон, но неудачно. Однако очередная усобица в Казани привела к бегству Шах-Али и новому воцарению Сафа-Гирея (1546–1549). Сторонники прорусской ориентации были казнены, диван сформирован только из крымских и прокрымски настроенных татар, а также, видимо, ногайцев. В конце 1546 г. в Москву направились посланцы от местной знати Горной стороны Казанского ханства (черемисов и чувашей) просить, «чтобы государь пожаловалъ, послалъ рать на Казань», с обещанием, что «они съ воеводами государю служити хотятъ» (ПСРЛ. Т. 13, 2-я половина. Санкт-Петербург, 1906. С. 450). С намерением восстановить Шах-Али на престоле Казанского ханства русское правительство организовало новые казанские походы (февраль – март 1547; январь – февраль 1548), однако Сафа-Гирей смог сохранить власть.
После смерти Сафа-Гирея власть в Казанском ханстве перешла к его малолетнему сыну Утемыш-Гирею и ханше Сююмбике (1549–1551), вокруг которых временно объединились различные группировки казанской знати. Не оставляя попыток восстановить власть Шах-Али в Казанском ханстве, русское правительство предприняло казанские походы 1550 и 1551 гг. В 1551 г. на территории Казанского ханства, в устье реки Свияга, возведена русская крепость Свияжск. Расширялось идеологическое обоснование русского наступления на Казань: юридические аргументы (казанцы нарушили присягу, данную в 1546 Шах-Али и Ивану IV) дополнились конфессиональными (во время набегов казанцы разрушали храмы и держали в рабстве множество православных христиан).
Эти походы русских войск вызвали новый всплеск внутриполитической борьбы в Казани, чему способствовали интриги казанских князей-эмигрантов и дипломатическая изоляция Казанского ханства: предложения нового крымского хана Девлет-Гирея I, сделанные с санкции турецкого султана, об антирусском союзе двух ханств и Ногайской Орды в 1549 и 1551 гг. имели предварительный характер; ногайские мурзы в целом признавали приоритетные права на Казань московского кандидата при условии платежей с ханства в их пользу. Казанская знать вступила в переговоры с представителями Ивана IV и под давлением обстоятельств приняла все русские условия, которые включали переход Горной стороны в состав Русского государства, принятие на трон в Казани Шах-Али, союзно-вассальный статус Казанского ханства, выдачу Утемыш-Гирея, Сююмбике, оставшихся лиц их «крымской партии» и их семей в Русское государство, освобождение всех русских пленных и передачу их властям в Свияжске.
Казанский престол вновь занял Шах-Али (1551–1552). В ноябре 1551 г. в ханстве опять обострилась внутриполитическая ситуация. Русское правительство, стремясь к мирному присоединению всего ханства, действовало сразу в двух направлениях. Оно предлагало Шах-Али «укрепить» Казань вводом русских войск, но хан (при условии новых пожалований в Касимове) соглашался лишь на порчу артиллерии и боеприпасов в Казани, устранение наиболее враждебно настроенных лиц при своём «добровольном» уходе в Свияжск. Одновременно русское правительство вело переговоры с противниками Шах-Али из казанской знати, находившимися в Москве в качестве послов или эмигрантов. Они предлагали, чтобы Шах-Али был сведён с трона, а Казанское ханство управлялось бы от имени царя его наместниками, и гарантировали согласие казанцев на это при условии сохранения социального статуса и владений знати, а также традиционных порядков. Идея ввести в Казанском ханстве прямое правление Ивана IV привела в марте 1552 г. к антимосковскому восстанию во главе с эмирами и сейидом Кул-Шарифом, изгнанию Шах-Али и русского гарнизона из Казани. Ханом Казанского ханства стал астраханский Чингисид Ядгар-Мухаммед.
Переворот в Казани вызвал ответные меры русского правительства. На заседании Боярской думы в апреле 1552 г. было принято решение о подготовке очередного казанского похода с целью завоевания Казанского ханства. В результате похода и более чем 40-дневной осады 2 октября 1552 г. Казань была взята, формально всё ханство было присоединено к Русскому государству.
На протяжении нескольких лет на территории ханства возникали очаги сопротивления, которые были окончательно подавлены в начале 1557 г.