Андрей Рублёв (иконописец)
Андре́й Рублёв (3-я четверть 14 в. – около 1430, Андроников монастырь, ныне Москва), древнерусский живописец; преподобный (канонизирован в 1988).
Исторических сведений об Андрее Рублёве и его искусстве сохранилось мало; ничего не известно о времени и месте его рождения (предположительно родился не позднее 1370). Первое упоминание о нём содержится в Троицкой летописи (1412–1416) и относится к 1405 г.: Андрей Рублёв расписывал (в это понятие могли входить и настенная живопись, и иконы) Благовещенский собор Московского Кремля вместе со старцем Прохором с Городца и Феофаном Греком. Андрей Рублёв назван «чернецом» (монахом), последним в перечне имён (т. е. он был младшим). Вероятно, пострижен в Андрониковом монастыре в Москве незадолго до 1405 г.
В 1408 г. (по той же летописи) расписывал вместе с Даниилом Чёрным Успенский собор 12 в. во Владимире; Андрей Рублёв назван вторым после Даниила, что может означать отношение мастера и ученика [в тексте «Отвещания любозазорным и сказания вкратце о Святых Отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущей» Иосифа Волоцкого (начало 16 в.) учителем Андрея Рублёва также назван Даниил].
Между 1425 и 1428 гг. оба мастера расписывали (фрески и иконостас, по заказу игумена Никона) построенную в 1423–1424 гг. Троицкую церковь в Троицком монастыре (ныне – Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры; свидетельство об этих работах – «Житие Никона» и «Житие Сергия Радонежского» Пахомия Серба, 1440-е – 1450-е гг.; здесь Андрей Рублёв опять назван вторым). После этого художники вернулись в Андроников монастырь, где Андрей Рублёв (уже без Даниила) исполнил свою последнюю работу – роспись церкви Спаса Нерукотворного (построена в 1420-е гг.). Сведения о кончине Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре содержатся в 3-й редакции «Жития Сергия Радонежского» Пахомия Серба (около 1442); здесь же он был погребён (подтверждается источником начала 19 в.).
Сохранившихся произведений Андрея Рублёва, известных по источникам, мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, которая могла быть создана либо около 1410 г. для первоначально деревянной Троицкой церкви, либо между 1425 и 1428 гг. [датировка Третьяковской галереи (ГТГ) – между 1422 и 1427]. Более вероятной представляется последняя дата: стиль «Троицы» адекватен стилю византийской живописи 2-й четверти 15 в.; в деревянной церкви около 1410 г. была предположительно другая икона «Троицы» (возможно, та, что сейчас находится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике); наконец, столь драгоценная икона, скорее всего, была создана для нового большого белокаменного храма, а не для скромного деревянного.
Другие произведения, упоминаемые источниками, не дошли до нас либо принадлежат не самому Андрею Рублёву, а, вероятно, ученикам или членам артели, возглавляемой Даниилом и Андреем Рублёвым. Не сохранились фрески и иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405) – фрески исчезли с перестройкой собора в 1416 г.; иконостас сгорел во время пожара 1547 г. Семь икон существующего ныне иконостаса (левая группа праздничного ряда) ранее считали, а некоторые исследователи и сейчас считают написанными Андреем Рублёвым. В 1635 г. были сбиты также фрески в Троицком соборе Троицкого монастыря; от росписей церкви Спаса Нерукотворного в Андрониковом монастыре остались лишь фрагменты орнамента.
Андрею Рублёву приписывают ряд произведений, об авторстве которых нет исторических свидетельств: обнаруженный в 1918 г. т. н. Звенигородский чин [три иконы – «Спас» («Христос Вседержитель»), «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» (все – около 1400, ГТГ; по датировке музея – около 1408 – 1410-е гг.) из деисусного ряда, состоявшего по меньшей мере из семи икон]; миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало 15 в., Российская государственная библиотека); список Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора во Владимире (около 1408, Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник); несколько икон из деисусного ряда (ГТГ, Русский музей) и одна икона («Вознесение», около 1408, ГТГ) из праздничного ряда иконостаса этого собора; фрагменты фресок на алтарных столпах Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1399; из четырёх композиций работами Андрея Рублёва считаются изображения святых Флора и Лавра); фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде (предположительно 2-я половина 1410-х гг.; авторство Андрея Рублёва считается проблематичным); несколько икон из деисусного и праздничного рядов Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (около 1425–1428).
Многие работы Андрей Рублёв осуществлял совместно с другими мастерами (как это было принято в Средневековье), поэтому встаёт проблема выделения его творений из коллективного ансамбля. Во фресках Успенского собора во Владимире обычно различают работы Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Сохранившиеся росписи – это остатки огромной композиции «Страшный суд» на сводах нефов и на прилегающих к ним столпах, а также фрагменты фресок под сводами на алтарных столпах и в жертвеннике. Принято считать, что «Страшный суд» создали оба мастера: росписи западных сводов центрального нефа выполнил Андрей Рублёв, а южного нефа – Даниил; однако такое разделение работ двух мастеров не бесспорно – сходство типов, стиля и всех приёмов письма во фресках гораздо сильнее, чем небольшие различия между ними, которые могут зависеть от неодинаковой их сохранности. Кроме того, сохранившиеся росписи – это фрагменты единой сцены, и естественно предположить, что всю композицию целиком исполнил один мастер. Возможно, что фрагменты фресок в жертвеннике, несколько отличающиеся по художественным приёмам от композиции «Страшный суд», принадлежат Даниилу; ему, как старшему мастеру, могла быть поручена и роспись алтаря.
Андрей Рублёв, с его безупречным чувством композиции, ритма, отдельной формы, пластики и пропорций, воспринял классические традиции византийского искусства, которое он мог знать по работам греческих мастеров, привезённым или исполненным в Москве, а также по творениям Феофана Грека московского периода. Другой столь же важный исток формирования искусства Андрея Рублёва – иконы 2-й половины 14 – начала 15 вв., создававшиеся в Москве, Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле. Образы мастера в целом адекватны произведениям византийского искусства на рубеже 14–15 вв., но отличаются от них оттенком большей просветлённости, кротости и смирения. Лица – русского типа, с некрупными чертами, без подчёркнутой красоты, однако всегда благообразные; иногда они близки греческому типу (образы архангела Михаила и апостола Павла из Звенигородского чина), но отличаются при этом большей мягкостью. Персонажи Андрея Рублёва пребывают в полном покое, лишённом эмоций, ибо мастер передавал состояние не душевное, но духовное – безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением». В «Отвещании…» Иосифа Волоцкого говорится, что Андрей Рублёв мог «ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». Иногда иконописец сообщал своим образам духовный восторг, отчего взгляд и весь облик кажутся внутренне светящимися (один из трубящих ангелов во владимирской фреске «Страшный суд»; лик второго ангела плохо сохранился). Всякая форма предстаёт у Андрея Рублёва одухотворённой божественными энергиями, что достигается приёмами, общими для всего византийского искусства этого периода: лаконизмом контуров и силуэтов, делающим фигуры невесомыми; замкнутостью параболических линий, сосредоточивающей мысль и настраивающей на созерцание; тонкостью очертаний складок одежд, сообщающей тканям невещественность; световой насыщенностью каждого цвета, придающей колориту своеобразное сияние.
Вместе с тем стиль Андрея Рублёва обладает рядом особенностей, характерных именно для русского искусства конца 14 – начала 15 вв., отличающих его от византийского. Выпуклость формы не подчёркивается, иллюзионистические моменты в её структуре отсутствуют, благодаря чему объёмы и поверхности кажутся преображёнными; повороты фигур и наклоны голов становятся более мягкими, одеяния – более воздушными, в красочной гамме преобладают светлые и мажорные тона, линии становятся более скруглёнными, цельными и текучими. Такие специфически русские черты образов Андрея Рублёва, как проникновенная душевность, расположенность к человеку, доброта, сходны с образами в иконах, создававшихся в различных центрах Северо-Восточной Руси во 2-й половине 14 – начале 15 вв. Истоки такой образности и присущей мастеру созерцательной глубины восприятия – в духовной атмосфере эпохи преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Это было время большого подъёма духовной жизни в русских монастырях, связанного с византийским исихазмом 14 в. и основанного на проповедуемом в монашеской среде внутреннем возрастании человека и его нравственном совершенствовании.
Интонация райской гармонии, пронизывающая творчество Андрея Рублёва, характерна для религиозного искусства христианского мира 1-й половины 15 в. – Византии (фрески монастыря Пантанасса в Мистре, около 1428), Сербии (фрески монастырей Каленич, около 1413, и Манасия, до 1418), Западной Европы (творчество Я. ван Эйка, Фра Анджелико). Просветлённость образов и понимание классических художественных форм как наиболее достойных для воплощения божественно прекрасного, свойственные всему византийскому искусству этого времени, именно в творчестве Андрея Рублёва выражены с наибольшей полнотой и совершенством. Его искусство определило в 15 в. развитие русской школы живописи и особенно большое влияние оказало на мастеров московского круга, вплоть до Дионисия. Почитание, которым Андрей Рублёв был окружён при жизни (как «муж, превосходящий всех в мудрости» и «иконописец преизрядный»), было подтверждено постановлением Стоглавого собора (1551, глава 41, 1-й вопрос): рублёвская икона «Троица» рекомендовалась всем мастерам как образец для подражания.
Память Андрея Рублёва отмечается 4(17) июля; 6(19) июля – в Соборе Радонежских святых.