Россия. Искусство и культура. Музыкальное искусство. Русский музыкальный фольклор
Ру́сский музыка́льный фолькло́р, культура устной традиции, сложившаяся на всём географическом пространстве России.
Русская народная музыка обладает выраженным единством, но при этом имеет значительные различия в местных традициях (стилях). Основу жанровой системы составляют: трудовой фольклор (трудовые песни, наигрыши и припевки), календарный обрядовый фольклор (музыка календарных обрядов) и семейно-обрядовый фольклор (музыка обрядов жизненного цикла), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями (хороводные песни, плясовые песни), крестьянские и городские лирические песни, инструментальная музыка. Каждый жанр имеет свои песенные типы с устойчивыми ритмоформулами; появление новых мелодических вариантов песен не меняет существа песенных типов. Так, во всех вариантах, записанных среди русских и у других славян, сохраняет свой тип хороводная песня «А мы просо сеяли». Некоторые из множества типовых ритмических формул распространились по всей России, например формула «Камаринской» (она типологически старше текста песни). Как шуточная песня «Камаринская» записана с разными словами, вошла в сочинения композиторов 19–20 вв. («Камаринская» М. И. Глинки, одноимённая пьеса из «Детского альбома» П. И. Чайковского); плясовой наигрыш воспроизводили владимирские рожечники, смоленские скрипачи, псковские гусляры. Среди инструментов есть общерусские (балалайка, гармоника) и характерные только для отдельных регионов (владимирский рожок, народная скрипка, гусли). Устойчивые ритмоформулы встречаются и в старинных лирических песнях («Весёлая беседушка»), в календарных песнях нередки также мелодические формулы.
Различия в местных традициях касаются многих составляющих традиционной устной культуры: соотношения жанров, музыкальной и поэтической стилистики, исполнительской манеры. Географические границы местных традиций весьма гибки и подвержены естественным изменениям. Наиболее общему уровню местных различий соответствует деление по регионам.
Западный регион
Западный регион (Брянская и Смоленская области, прилегающие районы Псковской, Тверской, Калужской, Орловской областей) – заповедник древних традиций земледельческого фольклора, сложившихся в быту предков восточных славян – обитателей Среднего и Верхнего Поднепровья. Здесь много общего с фольклором белорусов и украинцев, есть сходство с культурой западных и южных славян. Основные песенные жанры связаны с календарными и свадебным обрядами, входящими в календарный цикл хороводами. Особенности стиля: малоступенные звукоряды, отточенные ритмические формулы, зависимость музыкальной ритмики от ритмики стиха (силлабический стих с постоянными цезурами), преобладание многоголосия гетерофонного типа. Для исполнительского стиля брянских песен (открытие которых относится к концу 1930-х гг.) характерны яркая подача звука и специфические возгласы («гука́нья»), эффектно звучащие в естественных условиях бытования этих песен – под открытым небом (такой тип мелодики, основанный на интонации зова, определялся изначально магической функцией календарного фольклора).
В западном регионе сохраняется весь годовой цикл календарных песен: зимние – колядки, подблюдные песни, масленичные песни; весенне-летние – веснянки, волочебные, троицкие (связаны с гаданием на венках, поклонением берёзе), русальные (связаны с поверьями о русалках), егорьевские (юрьевские), купальские (песни праздника летнего солнцестояния); летне-осенние – покосные, жнивные. Стилистически близки календарным свадебные песни. Лирические песни крестьянской традиции родственны обрядовым («Весёлая беседушка»). Поздний слой лирической песни имеет признаки городского стиля («Сидел Ваня на диване»). Характерные инструменты: пастушьи трубы, роги, дудки, многоствольная флейта кувиклы (кугиклы), колёсная лира, народная скрипка, бубен. В числе народных певцов – А. И. Глинкина, О. В. Трушина (издана грампластинка «Песни Смоленского Поднепровья», фирма «Мелодия», 1985). О хорошей сохранности западнорусского фольклора свидетельствуют записи С. В. Пьянковой (издана грампластинка «Песни Смоленщины», фирма «Мелодия», 1981), Н. М. Савельевой (экспедиции Московской консерватории; издана грампластинка «Музыкальный фольклор Западной России», фирма «Мелодия», 1990) и др.
Северный регион
Народная музыка северного региона (Новгородская, Ленинградская, Архангельская, Вологодская, Кировская области, прилегающие районы Мурманской, Псковской, Ярославской, Костромской, Нижегородской областей, русские сёла Карелии и Республики Коми) представляет собой сплав двух традиций, специфика которого обусловлена сложным и неравномерным характером освоения Севера русскими и проявлением финно-угорского субстрата. Северо-западная традиция охватывает обширные земли, исторически связанные с распространением культуры Великого Новгорода и Пскова, собственно северная – земли, население которых пришло из Северо-Восточной Руси; границы между ними неопределённы, на локальном уровне традиции нередко сосуществуют чересполосно.
Весь регион отличается распространённостью эпических жанров и плачей, своеобразием колядок («виноградий»), развёрнутым свадебным обрядом, многообразием лирических песен с развитым многоголосием, величавыми хороводами, обилием шуточных песен-скоморошин, старинными пастушьими наигрышами и игрой на гуслях. Календарные обряды с полным годовым песенным циклом сохранились лишь в районах Псковской области, граничащих с западным регионом.
Главная достопримечательность Русского Севера – музыкально-поэтический эпос, веками живший в памяти сказителей, поддерживаемый артельным промысловым бытом. Северная сказительская традиция главным образом одиночная, напевы – речитативного типа. Открытие живой былинной традиции в рыбачьих сёлах Прионежья произошло в середине 19 в. (П. Н. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг). Мастера-сказители Т. Г. Рябинин (основатель сказительской династии Рябининых) и В. П. Щеголёнок в 1871 г. были приглашены в Санкт-Петербург, где поразили аудиторию оригинальными напевами («О Вольге и Микуле», «Как во городе стольно-киевском», «Из того ли города из Мурома»). В 1894 г. в Москве былины с голоса И. Т. Рябинина были впервые записаны на фонограф. Композиторы с энтузиазмом отнеслись к открытию былин, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. С. Аренский ввели их в свои произведения. Так тысячелетняя традиция, сохранившаяся на северной окраине, вернулась в общекультурное движение России, оказала влияние на эпическое направление в профессиональном искусстве.
Среди наиболее известных северных сказительских династий – Крюковы, Чупровы. В 20 в. записано несколько былин онежской традиции («Добрыня и Алёша» сказителя К. Д. Андрианова), пинежско-беломорской («Илья Муромец и Чудище» М. Д. Кривополеновой) и мезенско-печорской («Илья Муромец и Сокольник» сказителя Е. П. Чупрова). Сказительская традиция сохранялась на всём Русском Севере, постепенно угасая, до 1950–1960-х гг.
Свадебный обряд северного региона – драматическое действо с плачами и эмоционально насыщенными прощальными и величальными песнями. В собственно северной традиции плачи значительно преобладают, в северо-западной количественное соотношение песен и плачей сглажено. Различия есть и в стилистике песен. Высокий художественный уровень песенной культуры северо-западной традиции известен по сборникам Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. К. Лядова. Аудиозаписи конца 20 в. показывают, что местами здесь ещё были живы отголоски свадебного обряда. О развитости инструментальной музыки в новгородских землях свидетельствуют тексты песен и былин, иконографические и археологические материалы. В деревнях Новгородской и Псковской областей до настоящего времени живут гусляры, играющие главным образом на инструментах собственного изготовления (обнаружены в 1980-х гг. экспедициями Санкт-Петербургской консерватории).
Центральный регион
Центральный регион объединяет ряд областей вокруг Московской области (Владимирская, Ивановская, Нижегородская, бо́льшая часть Рязанской, Тульской, частично Воронежская, Орловская, Калужская, Ярославская, Тверская, Костромская). Согласно исследованиям В. М. Щурова, для Центрального региона характерна ведущая роль жанра лирических песен, вобравших черты многих местных традиций. Жанровые разновидности лирических песен: протяжные лирические и лирико-эпические песни крестьянской традиции; лирические городские (песни, канты, романсы); песни смешанного типа, сочетающие элементы крестьянской и городской песенности (песня-романс, народный романс, казачий романс). Стилистика лирических песен оказала влияние на другие жанры – свадебные, хороводные, эпические.
Протяжная лирическая песня как оригинальный жанр среднерусского фольклора – одно из кульминационных явлений народного творчества, оказавшее влияние на всю русскую культуру. Народная терминология, обозначающая лирические песни как «долгие», «голосовые», «проголосные», «протяжные», отразила их стилистику: распевы слогов, долгое развёртывание напева. Лирические песни поют и в наши дни, они эмоционально не устаревают, поскольку обращаются к кругу личных переживаний. Тематика их многообразна, много песен посвящено девичьей и женской доле («Весёлая беседушка», «Лучинушка», «Прощай, радость», «Надоели ночи, надоскучили», «Эх ты, Ваня»). Лирико-эпические песни, т. н. молодецкие, отличаются развёрнутыми сюжетами, в их основе – переплетение личной судьбы с событиями общественного значения (самые известные – «Уж вы, горы», «Уж ты, поле», «Уж ты, степь»). Местные варианты различаются деталями сюжета, но сохраняют главную тему: смерть доброго молодца (казака, солдата, ямщика) в дальнем краю. Согласно А. М. Мехнецову и другим исследователям, возникновение молодецких песен связано с эпохой этнической консолидации и борьбой за независимость Руси в 14–15 вв. Текст песни «Не шуми, мати зелёная дубравушка» (в основе сюжета – размышление о своей судьбе накануне царского суда) получил известность благодаря сборнику М. Д. Чулкова (Чулков. 1770–1774), а затем произведениям А. С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»). Первая нотная запись песни сделана В. Ф. Одоевским в начале 1860-х гг. с голоса И. Е. Молчанова (опубликована в 1998). Кроме того, изданы её варианты – подмосковный («Сборник русских народных лирических песен Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина», ч. 1–2, 1889) и донской (записан А. М. Листопадовым). Календарные обряды и песни сохранились не везде и не в полном объёме, среди них преобладают новогодние поздравительные («авсени»), подблюдные и троицкие. Игровые хороводы сопровождаются неторопливыми песнями с изящной прихотливой ритмикой. О разнообразии и красоте свадебных песен можно судить по современным материалам. Множество песен записано в экспедициях Московской консерватории под руководством Н. Н. Гиляровой и др.
Инструментальная музыка представляет собой пастушеские наигрыши на духовых и барабанке (деревянный идиофон), ансамблевую игру разными составами, сопровождающую хороводы и пляски. Ещё в конце 19 в. прославились, выступая в России и за её пределами, ансамбли владимирских рожечников, исполнявшие плясовые, хороводные и лирические песни. Появление ансамбля однородных инструментов («хор» рожков четырёх разновидностей), играющего многоголосные песни, в свою очередь, связано с развитием лирической песенности и подголосочной полифонии, отличающей фольклорную традицию Центрального региона.
Южный регион
Устная музыкальная культура южного региона сложилась в 16–18 вв. в связи с укреплением и заселением южных рубежей Русского государства. Различаются две традиции – казачья донская (образовалась в Области войска Донского; охватывает Волгоградскую и Ростовскую области) и курско-белгородская (главным образом на территории Курской и Белгородской областей). Южнорусские элементы проявляются в фольклоре прилегающих областей (Воронежская, Липецкая, Тульская, Орловская, Калужская, Тамбовская, Рязанская).
В казачьей традиции присутствуют общие для южного региона черты: большая роль воинских и эпических песен, обилие плясовых хороводов, праздничный в целом характер свадебного обряда. Связи с другими традициями объясняются заселением Дона выходцами из разных регионов. Основные особенности: существование многоголосных былин и былинных песен, значительное количество исторических песен разных типов (т. н. беседные и походные), большая роль мужского пения, сложные формы многоголосия (наряду с гетерофонией, подголосочная и контрастная полифония). Основу традиции составляют лирико-эпические песни о воинской судьбе. Донская песенная традиция открыта в начале 20 в. А. М. Листопадовым. Основные жанры казачьей песни и в настоящее время живут в быту не только донских, но и терских, астраханских, кубанских, уральских, сибирских казаков.
Особая ветвь казачьей традиции – фольклор некрасовцев, предки которых в начале 18 в. ушли с Дона (об этом песня «Не заря, заря занималася»). Концертные выступления вернувшихся в Россию некрасовцев (последние группы прибыли в 1962) вызвали сенсацию: их фольклор не только сохранил прежние традиции, но и обогатился «восточными» элементами под влиянием жизни в «Туретчине» (издана грампластинка «Казаки-некрасовцы на чужбине и в России», фирма «Мелодия», 1987). Особенно интересны песенные былины – одноголосные и многоголосные – с развёрнутыми сюжетами и более архаичной стилистикой, чем донские. Излюбленные песни некрасовцев – хороводные «крыловидные» (по местной терминологии), т. е. сопровождающие хороводы специфической формы.
Курско-белгородская традиция изучается с 1930-х гг.; отличается значительной ролью воинских песен и хорошей сохранностью земледельческого фольклора, в том числе обилием плясовых хороводов (местные названия – «танки́», «карагоды», «алелёшные»), приуроченных к датам земледельческого календаря. Среди календарных встречаются песни, сохранившие стилевые признаки раннего, общеславянского, типа. В свадебном обряде наряду с большим количеством плясовых и хороводных сохраняются древние строгие обрядовые песни и причитания. Публикации 1950-х – начала 2000-х гг. (А. В. Руднева, В. М. Щуров и др.) дают полное представление о курско-белгородской традиции, которая до сих пор переживает расцвет (издана грампластинка «Народная музыка Южной России», фирма «Мелодия», 1989). Для неё характерны сильное звучание, активный ритм (народная терминология отразила его своеобразие: «пляска в две ноги», «пляска в три ноги»), 4–5-ступенные целотоновые звукоряды, сложные виды гетерофонии. Для сопровождения карагодов используются кугиклы, двойная жалейка, тростниковые дудки, скрипки и балалайки.
Поволжский регион
Поволжский регион охватывает области по среднему и нижнему течению Волги (Нижегородская, Ульяновская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Астраханская) и русские сёла поволжских республик (Мордовия, Марий Эл, Татарстан, Чувашия). Особенности заселения края русскими и взаимодействие их с культурой других народов сказались на характере фольклора, в целом весьма неоднородном.
Существование старинных песенных типов в обрядовом земледельческом фольклоре Поволжского региона может быть связано с появлением здесь славян в первые века нашей эры. В Нижегородской и Пензенской областях сохранился праздник проводов весны «Похороны Костромы». Поздравительные колядки («авсени», «овсени», «таусени»), характерные для Центрального региона, в Поволжье поются и в русских, и в мордовских сёлах. До настоящего времени бытуют весенние обрядовые хороводы, троицкие песни. Сохранили старинный стиль (малоступенные звукоряды, ангемитоника, типовые ритмоформулы) свадебные песни, в том числе популярная до сих пор «Не было ветру». В своеобразных вариантах существуют прощальные свадебные («Ты река ль моя, реченька», «Из-за лесу, лесу тёмного» с севернорусскими элементами), хороводные («Как по морю», «Во лузях»), протяжные («Не велят Маше»).
Для Поволжья характерна значительная доля жанров, связанных с мужским пением (одиночным и хоровым): трудовые, рекрутские, молодецкие песни, казачьи песни с различной тематикой. Формирование их относится приблизительно к концу 15 – 17 вв. и связано с заселением окраин государства «служилыми людьми» (со временем лирические и лирико-эпические песни перешли в женскую традицию). Молодецкие песни сложились на Дону и в Поволжье и стилистически связаны с казачьей либо крестьянской традицией (в зависимости от среды бытования один и тот же сюжет получал разное музыкально-поэтическое воплощение); самая известная – «Вниз по матушке по Волге». В условиях артельного труда лесосплавщиков и бурлаков, сходившихся на Волгу из разных губерний, сложились трудовые песни и припевки (первые записи сделаны М. А. Балакиревым); самые знаменитые бурлацкие – «Эй, ухнем!» и «Дубинушка» (записана более чем в 70 вариантах). Благодаря вниманию со стороны композиторов и исполнителей (Ф. И. Шаляпин) они вышли за пределы быта и приобрели значение «песен о народе». В качестве трудовых («под ногу») пели также хороводные и плясовые песни («Во лузях», «Катенька весёлая», «Заиграй, моя волынка»), при сплаве леса на плотах – протяжные (рекрутская «Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки»), на досуге – «перегудочные» (плясовые и шуточные под балалайку) и «голосовые» (протяжные). Трудовые припевки до конца 20 в. были популярны среди рыбаков Астраханской области.
В сельском быту живут лирические песни и романсы, многоголосные протяжные «компаньишные» песни, игровые хороводы, пляски под балалайку или гармонь, частушки с инструментальным сопровождением или «под язык» (имитация балалаечного наигрыша), одиночная или ансамблевая игра на гармони, балалайке, мандолине.
Уральский регион
Уральский регион объединяет фольклор переселенцев из разных районов России, сложившийся в 16–18 вв. Основой среднеуральской традиции (Пермская и Свердловская области, где преобладают горнозаводские и есть земледельческие сёла) являются северно- и среднерусские стили, с конца 18 в. также с элементами городской песни. Предуральская (западноуральская) традиция охватывает русские сёла Башкирии и Удмуртии, в ней сохраняется стилистика Центрального, Поволжского и южного регионов. Южноуральская традиция (Оренбургская и Челябинская области) имеет общие черты с казачьим фольклором.
Наиболее ранние нотные записи фольклора Урала и Западной Сибири содержит рукописный сборник 18 в., созданный Киршей Даниловым; его автор записывал песни от казаков, старообрядцев, скоморохов, переселившихся на Урал и в Западную Сибирь из Поморья, Центральной России, с Волги, Украины. Сборник воспроизводит репертуар, бытовавший «в военной или полувоенной среде» (А. М. Мехнецов), это жанры мужской традиции: былины, скоморошины, исторические песни («Щелкан Дудентьевич», «Во Сибирской украине, во Доурской стороне»), бытовые песни на сатирические и драматические (о солдатской службе) сюжеты, духовные стихи («Голубиная книга»).
В Предуралье в 19 в. Н. Е. Пальчиковым зафиксированы (опыт записи многоголосия на слух) устойчивые традиции календарных песен («таусени» и троицкие), свадебных («Из-за лесу», «Не было ветру», «А кто у нас умён»), протяжных («Подуй, подуй, погодушка», «Уж ты, Ваня», «Эко сердце»), хороводных («Просо», «Бояре», «Уж как по мосту, мосточку»), которые сохранялись до конца 20 в.
В 20 в. былины на Урале и в Сибири почти исчезли; единичные записи – «Илья Муромец на Каменном поясе и Сибирской земле» и «Спор сокола с конём». Исторические песни сохраняют прежнее значение, особенно на Южном Урале. Наиболее полно обследован Средний Урал (экспедиции Уральской консерватории). Здесь самым архаичным и цельным пластом, сохранившим севернорусский колорит, являются свадебный и похоронный обряды. Из календарных обрядов встречаются колядование и святочные игры, значительное место занимают приуроченные хороводы (весенние и зимние). Основная жанровая группа – лирические песни: женские (с семейно-бытовой и любовной тематикой) и мужские (рекрутские, солдатские, казачьи, тюремные). Духовные стихи до сих пор живы у старообрядцев. Плясовые песни, частушки и инструментальная музыка (употребительны балалайка, гармонь, мандолина, скрипка, гитара) – атрибуты праздничного быта.
Сибирский регион
В Сибирском регионе в 17–19 вв. сформировались стилистически разнородные переселенческие традиции, изучение которых ведётся с конца 1950-х гг. Основной слой – старожильческая традиция, сформировавшаяся в районах раннего расселения русских к середине 18 в. и единая для разных районов Сибири; в её основе – стили русских Северо-Запада, Поморья и казачья традиция Приуралья. Основное значение имеют неприуроченные лирические песни, главным образом лирико-эпические на исторические и социальные темы. Эти жанры мужской традиции (зафиксированы в сборнике Кирши Данилова) со временем частично перешли в сферу женской певческой культуры и оказали влияние на стилистику свадебных и хороводных песен, образовав единый русско-сибирский стиль. Уникальная староверческая традиция семейских (Забайкалье) представляет собой соединение глубинных слоёв фольклора, главным образом южнорусского («Поселенцы вы наши, бродяги»), с городскими песнями («Не вейтеся, чайки, над морем»). Песенная традиция семейских, представленная преимущественно женскими хорами и ансамблями, включена в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2001).
Песни новосельческого слоя (фольклор поздних переселенцев) сохранили песенные типы разных локальных стилей (например, в Красноярском крае сосуществуют свадебные брянские, исторические казачьи и городские песни). Разностилье Сибирского региона дополняют поздние песни с социальной тематикой, обычно на литературные тексты («Узник», «Бродяга», «Славное море – священный Байкал»), и баллады с семейно-бытовой тематикой.