Россия. Искусство и культура. Музыкальное искусство. Устное творчество народов России
У́стное тво́рчество наро́дов Росси́и, нематериальное наследие народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Об устном творчестве русских см. отдельную статью Русский музыкальный фольклор.
Устное творчество народов Европейского Севера и Северо-Запада России
Фольклор народов Европейского Севера представлен сказками, историческими преданиями, мифами, бытовыми рассказами, песнями-импровизациями, обрядовыми песнями, эпосом (свод карело-финно-ижорских рун «Калевала», запись и переработка Э. Лённрота).
К древнейшим фольклорным жанрам народов, говорящих на прибалтийско-финских языках, относятся карельские импровизации (ёйги) и распространённые до конца 20 в. у карел, ижоры и вепсов причитания и плачи. Ядро жанровой системы у большинства прибалтийско-финских народов составляют одноголосные рунические песни с т. н. калевальским стихом (эпические, свадебные, лирические); наиболее архаичны водские рунические песни. В прошлом карельские руны исполнялись двумя сказителями-рунопевцами поочерёдно (возможно, в сопровождении кантеле), впоследствии пелись в одиночку; водские исполнялись запевалой и хором. Живая руническая традиция сохранялась до конца 20 в. в Северной Карелии (сёла Калевальского района), выдающиеся рунопевцы – члены семьи Перттунен (19–20 вв.). Поздний слой фольклора включает лирические, хороводные, танцевальные песни с рифмованным стихом, частушки. Особый жанр песенно-танцевального фольклора финнов-ингерманландцев – рёнтюшки (образовался в ходе слияния черт русских кадрилей, частушек, финских свадебных песен и хороводов). Для сету типично гетерофонное многоголосие, близкое русской и, предположительно, мордовской традиции.
Основные жанры фольклора саамов – лирические и шуточно-сатирические песни-импровизации (йойги), личные песни, песни-легенды, колыбельные. Особые песни поются пастухами оленей, охотниками, рыбаками.
Наиболее устойчивая часть фольклора коми и коми-пермяков включает причитания и песни (преимущественно многоголосные): семейно-обрядовые (свадебные, рекрутские), календарные (зырянские и пермяцкие рождественские круговые и игровые, троицкие; зырянские масленичные, жатвенные, пермяцкие качельные), а также неприуроченные лирические, плясовые. Архаический пласт представляют редкие образцы заклинаний (зырянские «Изгнание репейника-татарника с поля», «Изгнание Клопа Клоповича из избы»), скотоводческих заговоров (обращённых главным образом к коровам), бытовых импровизаций. Локально распространены эпические жанры: ижемские и печорские лирико-эпические импровизации нуранкыы, ижмо-колвинские богатырские сказания («Куим Вай-Вок»), вымские и верхневычегодские эпические песни и баллады («Кирьян-Варьян», «Пёдор Кирон»). Среди локальных традиций коми наибольшим своеобразием обладает ижмо-колвинская, испытавшая влияние ненецкого фольклора; у других групп коми заметно русское влияние. Сходство зырянского и пермяцкого фольклора в наибольшей степени обнаруживает инструментальная музыка. До недавнего времени были распространены струнный смычковый и щипковый сигудок, женские многоствольные флейты (зырянские куима чипсан, пермяцкие пэляннэз) и др.; с начала 20 в. бытует гармоника.
Фольклор ненцев Европейского Севера близок фольклору ненцев Западной Сибири.
Устное творчество народов Поволжья и Приуралья
Устное творчество сохраняет связь с календарной и семейной обрядностью: приуроченные жанры составляют ядро вокальной традиции удмуртов (песни молений, проводов талой воды, проводов льна, праздника плуга Акашка, праздника ряженых Портмаськон), чувашей, бытуют у марийцев, мордвы (песни пазморот, исполняемые во время молений озкс), кряшен. Гостевые и застольные песни широко распространены у чувашей, марийцев, удмуртов и кряшен. Разнообразны трудовые песни чувашей (песни валяльщиков сукна, песни при тканье рогожи). У удмуртов сохранились песни-импровизации на случай (охотничьи, бортничьи, заклинания пчёл, личные песни).
Неприуроченные жанры составляют основу жанровой системы башкирского и татарского фольклора: протяжные песни (озон-кюй у башкир, озын-кюй у татар), «короткие песни» (кыска-кюй), частушки (такмак). У башкир и татар-мусульман распространены эпический жанр баит, религиозно-дидактический мунаджат, напевное чтение Корана, бытовое молитвенное пение. Эпические формы представлены также речитативными башкирскими кубаирами и мордовскими повествовательными песнями кувака морот.
Для фольклора калмыков, как и для тюркских и монгольских культур в целом, существенна оппозиция «долгих песен» (уту дун: многие лирические, свадебные, песни календарных праздников Зул и Цаган Сар, скотоводческие песни-заклинания) и «коротких песен» (ахр дун: шуточные, плясовые). Высокий статус в устной культуре калмыков сохраняет героический эпос «Джангар», исполняющийся профессиональными певцами-сказителями джангарчи, среди которых самый известный – Ээлян Овла (1857–1920).
Традиционная форма пения татар, башкир – монодия; у марийцев, чувашей, удмуртов и кряшен преобладает гетерофония, наиболее развитым многоголосием отличается народная музыка мордвы. Специфический вид традиционного пения, известный у башкир, – сольное двухголосие узляу (сходно с горловым пением алтайцев, тувинцев). В песнях казанских татар, марийцев, чувашей доминирует пентатоника.
Характерные музыкальные инструменты: продольная флейта курай у башкир и татар; инструмент типа гуслей – крезь у удмуртов, ксьле у чувашей, кюсле у татар; смычковые срьме купас у чувашей, ия ковыж у марийцев, гарзе (гайга) у мордвы; щипковые домбра у калмыков и думбыра у башкир; волынки – шувыр у марийцев, шапар и срнай у чувашей, архаическая волынка-пузырь фам у мокши, пувама у эрзи; парный духовой язычковый нюди у мордвы; натуральные трубы – удмуртская охотничья чипчирган, марийская ритуальная пуч, мордовская пастушья торама; варган кубыз у башкир и татар; разного рода ударные, трещотки. С конца 19 в. бытует завезённая русскими гармоника.
Устное творчество народов Западной Сибири
В традиционной культуре народов Западной Сибири прослеживаются взаимовлияния и связи как друг с другом (между кетами и селькупами; хантами и манси; ненцами, энцами и нганасанами), так и с народами других регионов (саамы, эвенки, долганы, юкагиры); южное происхождение предков самодийских народов, угров и кетов объясняет наличие в их фольклоре следов иранской и тюркской мифологии. Под русским влиянием в мифологии получили распространение библейские сюжеты (мотив Всемирного потопа, изготовление из глины человека и вдувание в него души, создание женщины из ребра мужчины и др.) и христианские персонажи (Иисус Христос, Николай Чудотворец).
Cохранились космогонические, антропогонические и этногонические мифы, мифологические рассказы (в том числе циклы о культурных героях-трикстерах), родовые и исторические предания, эпические песни, охотничьи и шаманские легенды, притчи, былички о встречах с духами, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки; различные формы обрядового фольклора, а также малые жанры – загадки, запреты, приметы и т. д. Выделяются эпические, обрядовые и лирические жанры.
Эпос представлен главным образом мифологическими, героическими (например, сюдбабц у ненцев, дастаны у сибирских татар) или жизнеописательными (например, ярабц у ненцев, баиты у сибирских татар) сказаниями. Характерны сюжеты о героическом сватовстве и добывании жены, мести за убитых сородичей, о сражениях с великанами-людоедами, борьбе за оленьи стада, о скитаниях и злоключениях обездоленного героя и т. д. Наиболее масштабные по объёму тексты (исполняемые в течение нескольких часов, а иногда и вечеров) известны у ненцев, от которых, видимо, они в трансформированном виде были заимствованы энцами и нганасанами. У хантов и манси сказания о божественном происхождении медведя, о предках-богатырях и их подвигах могли сопровождаться игрой на местных разновидностях арфы или цитры и включаться в шаманские обряды и Медвежий праздник; у некоторых групп хантов сказители наделялись магическими способностями исцелять больных. Обычно эпос исполняется в речитативной, песенной или смешанной песенно-речитативной форме; часто повествование ведётся от лица героя или героини; специфической особенностью самодийского фольклора можно считать образ повествователя (персонификация «песни» или «слова»), который следит за ходом событий и комментирует их.
К обрядовому фольклору относятся свадебные и похоронные плачи, заклинания перед охотой и др. Особую область обрядового фольклора представляет шаманское пение. Созывание шаманом духов-помощников, обращения к духам, их ответные реплики, описания путешествий шамана в иные миры и т. д. сопровождались ударами бубна и звоном костяных или металлических подвесок-погремушек на костюме, бубне или посохе шамана. Мелодии шаманских песен считались голосами духов, от имени которых камлает шаман (так же как чревовещание, звукоподражание, эмфатическое интонирование).
У сибирских татар старые обрядовые жанры вытеснены пением молитв и сур Корана.
Лирические жанры – личные песни и песенные импровизации об окружающем мире, любовных отношениях, удачной охоте или о событиях жизни, родственниках и др. (т. н. песни судьбы); колыбельные у хантов, песни-восхваления (улилап) у манси, песенные приветствия и благопожелания, «пьяные песни».
Во всех культурах преобладает сольное пение. В исполнении может участвовать помощник (шаманское пение, эпос ненцев). Лирические песни тюркских народов иногда исполняются унисонным или гетерофонным ансамблем или в сопровождении инструмента. Распространены типовые напевы, на которые импровизируются новые тексты; встречаются песни, в которых текст закреплён за напевом. У нганасан известны песенные диалоги – состязания в сочинении песен-иносказаний, уникальных по мелодике и изощрённых по механизму шифровки. Характерны узкообъёмные (от секунды до сексты) и широкие (около октавы и более) звукоряды. Зоны ступеней по ширине могут превышать целый тон. Относительная простота звукорядов компенсируется разнообразием интонационных контуров ступеней – с глиссандированием в начальной и конечной фазах, с мордентообразным движением и др. Ярче всего такие контуры и связанная с ними высотная неопределённость (при легко улавливаемой пентатонной основе звукоряда) проявляются в музыке сибирских татар. Ритмической организации свойственна тенденция к остинатности и повторности квантитативных ритмоформул, которые могут сильно варьироваться, и тогда ритмика воспринимается как внешне непериодичная (например, в эпических и лирических песнях селькупов). Как и в других областях Сибири, большое значение имеет специфическая артикуляционно-тембровая выразительность. Особым ларингализованным (горловым) тембром поются «священные песни» Медвежьего праздника манси.
Основные музыкальные инструменты: смычковые лютни, цитры (мансийское санквылтап), у селькупов и обских угров – арфы (хантыйское тороп-юх, буквально – журавль-дерево; мансийское тарыгсып-йыв – дерево журавлиной шеи), шаманские бубны, варганы, охотничьи манки, звуковые игрушки (свистки, дудочки, пищалки и флейты из полого стебля травы или пера птицы, жужжалки) и др. Повсеместно распространены заимствованные гармоника и (кроме сибирских татар) балалайка. В большинстве культур зафиксированы сольные наигрыши.
Танцы исполняли главным образом на календарных праздниках. Круговые танцы нганасан и энцев во время весеннего праздника Чистого чума сопровождались возгласными напевами на вдох и выдох (т. н. горлохрипение). У хантов и манси на Медвежьем празднике под аккомпанемент цитры или арфы исполнялись танцы, репрезентирующие определённые родовые или территориальные группы, а также «танцы духов» – предков-покровителей этих групп, театрализованные сценки и пантомимы комического и одновременно магического содержания; часть этих театрализованных представлений включала ряжение и элементы театра кукол.
Устное творчество народов Южной Сибири
Устное творчество народов Южной Сибири включает эпические (кроме тувинцев-тоджинцев, тофаларов и сойотов), обрядовые (кроме тофаларов) и лирические жанры. Эпос представлен главным образом героическими сказаниями [алтайский кай чорчок, челканский кай шёршёк, шорский нубак, или нартпак, хакасский алыптых нымах, тувинский тоол, бурятские улигеры (в том числе из общемонгольского цикла «Гэсэр»)], у тюрок – сказками с поющимися фрагментами. К обрядовому фольклору относятся шаманское пение, скотоводческие заговоры, обрядовые песни. У тувинцев, бурят и сойотов распространено ламаистское молитвенное пение. К лирике относятся песни, вокальные колыбельные укачивания и инструментальные наигрыши. В большинстве песенных традиций противопоставляются «короткие» и «длинные», иногда также распевные и подвижные песни.
Эпические сказания либо только поются (южные алтайцы, западные буряты), либо представляют собой чередование речи и пения, иногда хорового (буряты); допускается инструментальное сопровождение (в южноалтайской традиции – у алтайцев и теленгитов – оно обязательно). Мелодические формулы в эпосе шорцев и хакасов имеют определённую семантику (боя, жалобы, мести и т. п.).
Обрядовое пение главным образом сольное, в шаманском обряде бурят с участием гетерофонного хора, в хороводных (ёхор) и родовых песнях западных бурят отмечено многоголосие, в том числе имитационное. В лирике преобладает сольное пение, возможны гетерофонные ансамбли и инструментальный аккомпанемент. Лирические песни тувинцев (о природе, о себе, шуточные) поются в стиле хоомей.
Широко распространены типовые и индивидуальные напевы, на которые сочиняются новые тексты; встречаются импровизации (например, в заговорах) и напевы, закреплённые за текстами. У бурят и тувинцев обнаруживаются устойчивые мелодические обороты, комбинирующиеся в строки и строфы. Для восточных бурят, тувинцев и тоджинцев характерна пентатоника; другие ангемитонные структуры (чаще узкообъёмные) встречаются во всех культурах региона. У северных алтайцев и телеутов распространена широкообъёмная, у южных – узкообъёмная гемитоника. У западных бурят нередки хроматизированные звукоряды. Интонационные контуры ступеней – с глиссандированием в начальной и конечной фазах звучания, мордентообразные, трелевидные и др. (особенно развиты у южных алтайцев, западных бурят и тофаларов).
Эпическое пение тяготеет к остинатным ритмоформулам; песням (в частности, бурятским) и шаманской музыке свойственны сложные схемы временно́го членения. Во многих традициях ритм основан на квантитативных формулах.
Как и в других областях Сибири, большое значение имеют тембр и артикуляция, часто сопряжённые со звуковысотностью и ритмикой. В южноалтайских культурах все жанры имеют отличительные тембровые признаки. Особыми горловыми тембрами маркировано эпическое пение (у тюрок, бурят).
Типичный инструментарий: смычковые лютни – алтайский икили, тувинские игил, бызаанчи, бурятский хур; щипковые – алтайский и теленгитский топшуур, челканский кыл комыс, тувинский дошпулур; тувинская цитра чадаган, поперечные и продольные флейты, варганы, шаманские бубны.
Устное творчество народов Восточной Сибири
Устное творчество народов Восточной Сибири включает мифы, богатырский эпос, исторические предания, сказки (о животных, волшебные и бытовые; сильно влияние русского сказочного фольклора), песни, жанры обрядовой поэзии.
Мифологическая структура мира эвенков и эвенов представляла трёхчастную вертикальную и горизонтальную схему (где три мира связывала «шаманская река»). Среди героев мифов о животных-прародителях выделяются медведь, орёл, ворон. В мифологии якутов прослеживается влияние тюрок Южной Сибири, в более позднее время – христианства.
Героический эпос (якутский олонхо, долганский олонгко, эвенкийский нимнгакан, эвенский нимкан), повествующий о подвигах богатырей и знатных родоначальников, исполняли сказители – олонхосуты, нимкаланы. Якутский эпос олонхо внесён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2005). Исполнение эпоса происходило либо в семейном кругу, либо при значительном стечении народа, на собраниях и праздниках. Начиналось исполнение в вечернее или ночное время и длилось несколько дней подряд. Считалось, что песни со счастливым исходом могли изменить несчастливый ход событий. У эвенков в исполнении могли участвовать слушатели, повторяя отдельные строки за сказителем. В олонхо чередуется речитативное и песенное интонирование; характерно гимническое пение в высокой тесситуре с использованием флажолетного призвука кылысах (буквально – удар по струне). В долганских олонгко песенные мелодии появляются в ритуальных звеньях сюжета и служат индивидуальной характеристикой героев (в отличие от олонхо, где один напев закреплён за группой героев). Эпос эвенков и эвенов включает сказки с песенными вставками (другие названия – нимнгакан и нимкан), историко-бытовые предания (эвенкийские угун, улгур). Почти все поющие персонажи нимканов наделены индивидуальным напевом.
Исторические предания перекликаются с сюжетами героического эпоса: в них отражены реальные события – межродовые войны, столкновения с соседними народами, другие важные события в жизни народа. Таковы предания якутов о переселении на реку Лена с юга прародителей якутов Омогоя и Эллэя, создателя материальной культуры якутов, первого устроителя летнего кумысного праздника Ысыах. Хранили и передавали героические сказания старики и шаманы.
Песенная лирика якутов (ырыа) отличается ситуативной обусловленностью. Используются: пение с распевами слогов, пение тремолированное, метризованное без распевов, с нёбными щелчками языка на двойном вдохе, с характерными хрипами. В песенной культуре долган отдельный пласт составляют песни-обращения, диалоги юношей и девушек (туойсуу ырыата), также распространены колыбельные песни, песни-размышления о прожитой жизни, окружающей природе, людях. Эвенкийская песенная культура (икэн, от ик – звучать) представлена множеством локальных традиций. Различаются «длинные» (давлаавун) и «короткие» (хаан) песни (у западных эвенков); распространены хагаавун – песни описательного содержания с устойчивой тематикой (о местности, реке, человеке). У восточных эвенков сохранились жанры песен-рассказов (икэн) и песен-переживаний (хаган). Песенные жанры эвенов включают: личные песни (икэ); песни-импровизации, которые исполняются обычно в низком регистре и особой вибрационной манере (в том числе тиинмэй – своеобразный разговор с самим собой); песни, воспроизводящие мелодию и текст чьей-либо личной песни (алма); песенные рассказы на родовой напев (гебэлиэ икэ). Мелодии песен строятся на кратких узкообъёмных формулах, повторяющихся в виде строк неравной длины.
Строго регламентированы по структуре, ритмике и интонационности гимнические жанры якутской музыки, исполняемые на общих и семейных праздниках, во время обрядов: тойук (этот масштабный жанр маркируется высоким, сакральным, стилем пения с использованием кылысаха), алгыс (обращение к божествам и духам – покровителям природы, животных и людей), осуохай (сопровождал круговой танец, приуроченный к празднику Ысыах). Структура якутского осуохая, как и долганского охокая (исполняемого во время круговых танцев вокруг шеста), основана на противопоставлении возгласного запева солиста и гетерофонной вторы танцующих в круге людей.
Шаманское интонирование сопровождается игрой на бубне (якутский и долганский дюнгюр, эвенкийский унгтувун, эвенский унгтун, юкагирские еркэе, ялгиль), олицетворяющем у якутов коня, у эвенков и юкагиров – оленя шамана. Якутский ритуал основан на чередовании монолога шамана с изображением «вселяющихся» в него духов-покровителей; во время камлания шаман использует широкий диапазон интонационных приёмов – от подражаний голосам зверей и птиц до утрированной вибрации с резкими мелодическими скачками (аналог этой стилистики – пение богатырей Нижнего мира в олонхо). Пению шамана, как правило, имитационно вторит помощник.
Музыкальные инструменты: металлические варганы (якутский хомус, долганский баргаан, юкагирский ляля), костяные варганы (долганский унгуох баргаан, эвенский иихун), хордофоны (в том числе наиболее архаичные – костяной лук дьирилики муос саа, цитра-бубен дьарыкта, смычковая цитра кылысах у якутов), идиофоны (колокольчики, бубенцы, трещотки, щелевой барабан, полое бревно с подвесками-погремушками), различные мембранофоны и аэрофоны.
Устное творчество народов Приамурья, Приморья и Сахалина
Среди фольклорных жанров условно различают мифы, были, исторические предания, поучения, загадки, скороговорки, сказки (бытовые, охотничьи, волшебные, о животных, героические, с заимствованным сюжетом), песни (в основном импровизационные – колыбельные, путевые, гостевые песни-приветствия, лирические, шаманские и т. д.), заговоры (в том числе обращения к «хозяевам» реки, моря, озера, тайги, неба, горы) и плачи. В числе последних: у ульчей – сонгоу (по утопленнику); у нивхов – черионд (перед сожжением покойника); у нанайцев – буйкинивэ сонгори (по покойнику), камичами сонгори (моления о примирении родов друг с другом), гудиэсими сонгори (плачи сострадания), мактами сонгори (хвалебный плач, исполнявшийся на свадьбе матерью невесты). Охота предварялась вокальными и инструментальными подражаниями голосам птиц, крикам лесных и морских зверей. Лучшими рассказчиками сказок считались мужчины; искусные сказители использовали песенные вставки и звукоподражательные приёмы в повествовании, а также параллельные сюжетные линии со множеством персонажей. Сказки часто рассказывали на промысле в качестве благодарения за добычу. Речитациями, песнями и инструментальными наигрышами сопровождались различные трудовые процессы.
Наиболее архаичные пласты фольклора сопровождают Медвежий праздник нивхов: сакральные зашифрованные тексты, театрализованные действия с песнями о жизни медведя, танцами, пантомимой, инструментальным музицированием; в пении первостепенное значение имеет тембр, скрывающий истинный человеческий голос за счёт глиссандирования, усиленной вибрации. Особые песни в сопровождении ритуального ударного инструмента – бревна (татяд ч’хар) – исполнялись пожилыми женщинами.
Шаманские камлания сопровождались игрой на бубне: унтуху у ульчей; унчухун, унцуху(н) у нанайцев; унту, унэчуху у удэгейцев; унгтивун у эвенков; унту у орочей; кас, к’хас, кяцо у нивхов. Выделяются жанры, приуроченные к различным моментам камлания. Ударами бубна с постепенным динамическим усилением и ускорением темпа сопровождались призывы духов-помощников. Кульминационный момент камлания, связанный с изгнанием злого духа, отличается звуковысотной неопределённостью и специфической манерой интонирования: гортанные звуки, тремоло, придыхания, вибрация, рёв (нивхские шаманы обращались за помощью к «предку», отсюда – подражание рёву медведя).
К неприуроченным жанрам относятся песни, звучащие в театрализованных сказках, легендах и мифах; сопровождающие танец; песни-посвящения (мастерам – резчикам по дереву и кости, вышивальщицам, певцам и др.); любовные песни (иногда откровенно эротические); песни-жалобы (об одиночестве; жалобы младшей жены, на долю которой выпадала самая тяжёлая работа); импровизации о родном крае; женские сатирические песни (высмеивающие неугодных поклонников), а также наигрыши на варгане (муэнэ у нанайцев, мухэлэ у ульчей, канга у нивхов, кумкаи у удэгейцев) и смычковых монохордах (дуучеке у нанайцев, тэнгкэрэ у ульчей, тынгрын у нивхов, дзуланку у удэгейцев), связанные с похоронным обрядом. Традиционные песни на юге региона различаются по типу напевов (речитационный, речитационно-песенный).
Устное творчество народов Северо-Востока России
Традиционная устная культура народов Северо-Востока включает космогонические мифы, исторические предания, повествования о духах, животных, шаманах и др. Мифы чукчей, коряков, ительменов, эскимосов имеют ряд общих сюжетов. Главный мифологический герой коряков, ительменов, части чуванцев – Кутх (Кутхиняку) – прародитель и могучий шаман, наделивший людей всеми благами. Он выступает в образе человека или Ворона. Мифологический цикл о Вороне – трикстере и демиурге – распространён и у чукчей (а также у североамериканских индейцев). У юкагиров и чукчей существовало пиктографическое письмо на бересте (юкагирское тосы), описывающее события на охоте (у мужчин) или передающее любовные послания (у девушек).
Музыкальная культура народов Северо-Востока – монодическая в своей основе. Песенный фольклор включает песни бытовые, обрядовые (исполнявшиеся во время шаманского камлания, на праздниках, по случаю удачной охоты, песни-заклинания, песни-обереги и др.), трудовые, лирические, игровые, шуточные (например, дярган икэ у эвенов, песни-дразнилки у эскимосов), танцевальные (агулясик, атун, сяюн), песни-приветствия, песни-плачи. Эскимосы, ительмены и другие народы устраивали песенно-танцевальные состязания. Сохранилась традиция личных песен (чукотские чиниткин грэп), а также обычай «дарить песню», например колыбельную, своему ребёнку. На основе звукоподражаний голосам животных и птиц возник особый вид пения – т. н. горлохрипение (корякское к’ариг’айн’этык, чукотское пильг’эйн’эн, юкагирское тунмун хонтол); исполняемое обычно женщинами, оно часто сопровождает танцы.
Из музыкальных инструментов повсеместно распространён бубен (корякский яяй, чукотский ярар, эскимосские саяк, сягуяк – в прошлом были в каждой семье); известен как сольный и аккомпанирующий инструмент, применяется в бытовом музицировании, при проведении обрядов, праздников, в магии и в народной обрядовой психотерапии. Реже используются хордофоны: одно-двухструнный смычковый, щипковый, ударный (чукотский эйн’эн’эн); деревянный или костяной варган (корякский ванни-яяй), бубенцы, колокольчики; а также жужжалки, гуделки, погремушки, свистки-манки (последние использовались во время охоты и на праздниках).
Наиболее одарённые сказители, певцы, музыканты, создатели песен, танцоры пользовались особым уважением у окрестного населения (среди них – приморские чукча Атык и эскимос Нутетеин, жившие на северо-восточном побережье Чукотки).
Устное творчество народов Северного Кавказа
В музыкальном фольклоре народов Северного Кавказа, при единстве традиции в целом, сохраняются различия между этническими и конфессиональными группами. Наибольшие различия прослеживаются между северными районами и Южным Дагестаном (сближающимся с азербайджанской традицией). Общей особенностью фольклора народов Кавказа является господство мужской традиции – как в пении, так и в игре на музыкальных инструментах. Наиболее распространённый тип музицирования – одиночное пение под собственный аккомпанемент на струнном инструменте. Характерная для народов Кавказа фигура – певец-сказитель (осетинский кадаганаг, адыгский джегуако, аварский шаэр, даргинский далайла-уста, кумыкский йырчи, ногайский йырау, лезгинский ашуг). Роль одиночного пения возрастает с северо-запада к юго-востоку, роль хорового – убывает. Характерная форма многоголосия – двухголосие; встречаются архаические формы ритмической декламации (например, в обряде вызывания дождя у табасаран), унисонное пение, гетерофония, бурдонное и параллельное двухголосие, антифонное пение.
Из эпических циклов наиболее известен нартский эпос у осетин и у абхазо-адыгских народов, распространённый в несколько редуцированном варианте также у народов, говорящих на нахско-дагестанских и тюркских языках. Он исполняется в виде антифона певцом-сказителем и хором в сопровождении смычкового инструмента. Бытуют героические и исторические песни (о погибших в бою воинах, прославленных старцах и др.), в Дагестане – сказания о Шарвили у лезгин, о Парту Патимат у лакцев и др. Фольклор включает также предания, сказки, пословицы, поговорки, загадки.
Система песенных жанров отличается разнообразием и дифференцированностью трудовых и обрядовых песен. Специфические для локальных стилей жанровые разновидности: адыгские и осетинские песни пахарей, погонщиков волов при молотьбе, косарей, пасечников, песни при чесании шерсти, изготовлении бурки, прополке кукурузы; балкарские и карачаевские песни при обмолоте зерна и сбивании масла; песни горских евреев, сопровождающие ритуал окрашивания ногтей невесты перед свадьбой (бенигору); чеченские и ингушские застольные песни (дотта-галлийн йиш) и т. д. До недавнего прошлого сохранялись охотничьи песни-гимны с обращением к владыке леса (у осетин, адыгейцев, карачаевцев, балкарцев), песни вызывания дождя (адыгский обряд ханцегуашу).
Характерные музыкальные инструменты: архаические арфы (осетинская дуадастанон-фандыр, кабардинская пшина декуакуа), смычковые (адыгский шичепшин, балкарский кыл-кобуз, осетинский киссын-фандыр, дагестанские чагана, кеманча, чеченский и ингушский атух-пондур), щипковые типа лютни (адыгский апепшин, осетинский дала-фандыр, дагестанский агач-кумуз, чеченский и ингушский дечиг-пондур), пастушеские продольные флейты (адыгские бжами и камыль, карачаевская сыбызга, осетинская уадынз, дагестанская кшул), трещотки (адыгская пхачич, осетинская карцганаг); некоторые из них используются в обрядах врачевания, поиска утонувшего (кабардинская психага – «плач на воде»), погибшего под снежной лавиной и др. Для чеченцев и ингушей характерны духовой язычковый инструмент зурна и ударные – разновидности бубнов, барабанов, литавр. Традиционные струнные инструменты вытесняются заимствованными у русских гармоникой (с середины 19 в.) и балалайкой (с конца 19 в.). У чеченцев распространены инструментальные наигрыши программного содержания на гармонике или дечиг-пондуре (ладуга йиш).
Танцы сопровождаются обычно ансамблем из трёх инструментов с участием ударного или трещотки. Характерны хороводные и сольные танцы; повсеместно распространён во множестве локальных разновидностей парный танец, за пределами региона называемый лезгинкой. Мужские танцы отличаются уникальной пальцевой техникой.