Русский балет Дягилева
Ру́сский бале́т Дя́гилева (франц. Les Ballets Russes de Diaghilev), труппа, созданная С. П. Дягилевым на основе Русских сезонов.
Фактически первые балетные премьеры в рамках Русских сезонов проходили с 1909 г. Однако официально труппа под названием Les Ballets Russes de Diaghilev основана в 1911 г. Базировалась в Монте-Карло, гастролировала по Европе. В труппе работали балетмейстеры и танцовщики: М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, В. Ф. Нижинский, Б. Ф. Нижинская, Дж. Баланчин, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, О. А. Спесивцева, А. Д. Данилова, А. Маркова, С. Лифарь и др.; художники: А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, П. Пикассо, А. Матисс и др. С труппой сотрудничали дирижёры: Н. Н. Черепнин, П. Монтё, Э. Ансерме, Р. Дезормьер и многие другие.
Среди постановок: балеты И. Ф. Стравинского («Петрушка», 1911; «Весна священная», 1913; «Свадебка», 1923; «Аполлон Мусагет», 1928), К. Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна», 1912; «Игры», 1913), Э. Сати («Парад», 1917), С. С. Прокофьева («Стальной скок», 1927; «Блудный сын», 1929).
Со смертью Дягилева в 1929 г. труппа прекратила существование, дав импульс к возникновению на её базе в 1930-х гг. других русских балетных трупп: «Балле рюс де Монте-Карло», «Балле рюс дю колонель де Базиль», «Балле 1933».
Роль Русского балета Дягилева в истории мировой хореографии огромна. Выросший из Русских сезонов 1908–1910 гг., он начал своё существование в период, когда балетный театр Европы находился в упадке. Прославив русских мастеров, труппа одновременно показала Западу пути развития собственных возможностей, всемерно содействуя возрождению балета во всём мире. Началось это возрождение с освоения идей нового (в духе «Мира искусства») балета, восприятия тех форм, которые были предложены во время Русских сезонов и в первые годы существования Русского балета Дягилева. Повсеместно стали складываться самостоятельные балетные коллективы вместо балетных трупп при оперных театрах, как было принято ранее. Основным типом спектакля стал одноактный балет, решённый в единой стилистике, предполагающий активное сотрудничество балетмейстера, композитора, художника. Огромное внимание стало уделяться музыке. Дягилеву принадлежала честь открытия для балета таких композиторов, как Стравинский и Прокофьев, он заказывал музыку М. Равелю, Р. Штраусу, композиторам «Шестёрки». Возросший интерес композиторов к балетной музыке привёл к созданию во многих странах выдающихся балетных партитур. Одновременно плодотворной оказалась практика сочинения балетов на не предназначенную для танца музыку, что постепенно стало одним из основных методов работы хореографов на Западе.
Огромное влияние оказали спектакли Русского балета Дягилева на сценографию. Русские художники продемонстрировали совершенно новый подход к декорационному искусству, основанный на принципе синтеза: сценография стала частью сценического действия, в некоторых случаях даже определяющей. Результатом политики Дягилева был приход в театр французских художников-станковистов.
Благодаря Русскому балету Дягилева традиции русского балета стали распространяться по всему миру, дав толчок к повсеместному освоению школы классического танца. Постепенно в каждой стране балет и классический танец становились явлением национального искусства.
Русский балет Дягилева сыграл заметную роль и в приобщении зрителя за рубежом к русскому классическому наследию. Несмотря на преобладание постановок современных хореографов, труппа имела в репертуаре в отдельные периоды также «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу» П. И. Чайковского и др. Благодаря Русскому балету Дягилева отечественная классика 19 в. заняла прочное место в репертуаре многих западноевропейских коллективов. Балет был реабилитирован как искусство, став эстетической силой, воздействовавшей на самые разные области культуры.
В рамках спектаклей Русского балета Дягилева ставились оперы – «Соловей» (1914) и «Мавра» (1922) Стравинского, ряд одноактных французских опер (1924).