Владимир Святославич
Влади́мир Святосла́вич (Владимир Святой, Владимир Креститель; в крещении Василий) (ум. 15.7.1015, село Берестово близ Киева, ныне в черте Киева), князь новгородский (около 969 – 978), киевский (978–1015); русский святой. Из династии Рюриковичей. Сын Святослава Игоревича. Брат Ярополка Святославича и Олега Святославича. Отец Ярослава Владимировича Мудрого, Мстислава Владимировича, Бориса Владимировича и Глеба Владимировича. Приёмный отец Святополка Владимировича.
Матерью Владимира Святославича, согласно «Повести временных лет» (ПВЛ; основной источник сведений о нём), была Малуша – «ключница» киевской княгини Ольги, а его «дядькой» (воспитателем) – Добрыня, брат Малуши.
Биография до 978 г.
Около 969 г., когда его отец выделил сыновьям уделы, Владимир Святославич получил Новгород (второй по важности стол после киевского), что свидетельствует о том, что княжич, вероятно, был следующим по старшинству после Ярополка Святославича, получившего Киев.
Возможно, Владимир Святославич и Олег Святославич (погиб около 977) в 970-х гг. участвовали на стороне чешского князя Болеслава II и польского князя Мешко I в длительной и ожесточённой борьбе германского императора Оттона II против чешско-польской коалиции, а их брат Ярополк Святославич оказался на стороне германского императора. И Владимир Святославич, и Ярополк Святославич стремились привлечь каждый на свою сторону Полоцк, где правил тогда независимый от Киева князь Рогволод. Опасаясь старшего брата, Владимир Святославич бежал «за море», после чего Новгород оказался в руках киевского князя. Однако около 978 г. вернулся с наёмным варяжским войском и снова овладел Новгородом, после чего совершил успешный поход против Ярополка, изгнав его из Киева. Осадив Ярополка в г. Родень (по одной из версий – городище Княжая гора вблизи г. Канев), заставил его сдаться, после чего убил и вокняжился в Киеве (11 июня 978).
На киевском княжении
Военные походы конца 970-х – середины 980-х гг.
Междоусобица 970-х гг. сопровождалась ослаблением, а возможно, и полным прекращением даннической зависимости от киевского князя ряда восточнославянских племён. В связи с этим Владимир Святославич предпринял успешные походы против вятичей (981/982 и 982/983) и радимичей (984/985). К 979 г. относится захват киевским князем Червенских городов. Примерно в 983/984 г. он победил балтское племя ятвягов. Поход Владимира Святославича против Волжско-Камской Булгарии завершился заключением долгосрочного русско-булгарского мира (около 985/986).
Языческая религиозная реформа
Принял меры по внутренней консолидации Древнерусского государства. Осуществил т. н. языческую религиозную реформу: на Старокиевской горе, рядом с княжеским двором, были возведены «кумиры» – деревянные статуи Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, им были установлены жертвоприношения, в том числе человеческие. С этим святилищем ряд современных археологов отождествляет обнаруженную в 1975 г. близ фундаментов Десятинной церкви каменную вымостку (1,75×7 м) с 6 полукруглыми выступами (по числу идолов) и остатками большого кострища. Капище было вынесено за пределы княжеского дворца, тем самым богослужение из частного, династического, стало публичным государственным актом.
Крещение Руси
Важнейшим событием княжения Владимира Святославича стало Крещение Руси. В связи с мятежом Варды Фоки, вспыхнувшим в Византийской империи в 987 г. после катастрофического поражения от болгар летом 986 г., император Василий II Болгаробойца отправил посольство к Владимиру Святославичу с просьбой о помощи. Киевский князь согласился, но настаивал при этом на заключении брака с принцессой Анной – родной сестрой императора. Василий II был вынужден принять условие киевского князя, однако, в свою очередь, Владимир Святославич должен был принять христианство. Источники сообщают противоречивые сведения о месте и времени крещения Владимира Святославича [согласно «Корсунской легенде», в 988 в г. Херсонес (Корсунь; ныне в черте г. Севастополь), по другим данным, в 986 в Киеве, и др.].
Летом 988 г. отправил в Византию русское войско и у Днепровских порогов до осени дожидался принцессы Анны. Однако она не прибыла, и разгневанный Владимир Святославич выступил к Херсонесу, который захватил после продолжительной осады между апрелем и июлем 989 г., после чего Василий II был вынужден выполнить своё обязательство. Принцесса Анна прибыла в Херсонес, где состоялось её бракосочетание с Владимиром Святославичем (по-видимому, в том же 989).
Не позднее 996 г. в Киеве учреждена митрополия Константинопольского патриархата, что, очевидно, предусматривалось договором Владимира Святославича и Василия II или явилось его непосредственным следствием. Одновременно с митрополичьей кафедрой учреждено несколько епископских кафедр: в Новгороде, также, вероятно, в Белгороде (Киевском; ныне село Белогородка Бучанского района Киевской области, Украина) и Чернигове, а возможно, и в Полоцке и Переяславле (Русском, ныне г. Переяслав).
При Владимире Святославиче началось деревянное храмостроительство, вероятно, возникли и первые русские монастыри. В 990/991 г. (или в 991/992) в Киеве заложена первая каменная Десятинная церковь во имя Пресвятой Богородицы (освящена в 995 или 996); в неё были переданы мощи святого Климента Папы Римского, вывезенные Владимиром Святославичем из Херсонеса; в ней служили греческие священники.
Для обеспечения Церкви русскими священнослужителями Владимир Святославич насильственно отбирал детей знати, чтобы отдать их «на оученье книжное» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. Москва, 2001. Стб. 118–119].
В ведение церковного суда перешли нарушения в области брачного и семейного права, преступления т. н. церковных людей (в эпоху Владимира Святославича прежде всего клириков и членов их семей), преступления против нравственности, ведовство.
После крещения начал чеканку в Киеве золотой и серебряной монеты, которая по внешнему оформлению воспроизводила современные ему византийские образцы, а по весу была ориентирована на привычный для Руси арабский чекан.
Уделы сыновей
На рубеже 10–11 вв. Владимир Святославич посадил 12 своих сыновей на княжение в ключевых центрах Древнерусского государства, что, с одной стороны, соответствовало представлению о государственной территории как о коллективном владении княжеского семейства, а с другой – служило своеобразным способом административного управления территориями из Киева (княжич выступал в качестве посадника, наместника сидевшего в Киеве отца) и способствовало их христианизации. Первоначально, вероятно около 988 г., владения получили четыре старших Владимировича: Вышеслав – Новгород, Изяслав – Полоцк, Святополк – Туров, а Ярослав – Ростов. Позднее Глеб был посажен в Муроме, Святослав – в Древлянской земле, Всеволод – во Владимире (Волынском), Мстислав – в Тмутаракани. После смерти Вышеслава в Новгород перешёл Ярослав, а в Ростов – Борис. Первоначальные владения Станислава, Судислава и Позвизда в источниках не зафиксированы.
Укрепление рубежей государства
В течение всего правления Владимира Святославича продолжалось русско-печенежское противостояние. В связи с этим предпринял строительство по берегам притоков Днепра как на правобережье (по реке Стугна), так и на левобережье (по рекам Десна, Сула, Трубеж, Остёр и др.) грандиозной фортификационной системы, состоявшей из крепостей («градов»), соединённых сплошными земляными валами с деревянным тыном. Обновлялись и расширялись крепостные укрепления в Белгороде, Переяславле; были основаны города Василёв (ныне г. Васильков), Городец-Остерский, Воинь и др. В Киеве были возведены новые крепостные стены, при этом серьёзно увеличилась площадь города (новая часть Киева получила название «город Владимира»).
Внешняя политика
После Крещения Руси был пересмотрен неблагоприятный для Руси договор 971 г. с Византией (текст нового договора не сохранился). К Руси перешла непосредственная власть над Керченским проливом и прилегающими землями, составившими Тмутараканское княжество. Союз с Византией обусловил участие русских войск в болгаро-византийской войне 990-х гг.
Согласно ПВЛ, в 992 г. совершил поход к русско-польскому пограничью [летописная дата похода – 992 – пересмотрена А. С. Щавелёвым, относящим эти события к 998–1000 (или предположительно к весне – лету 1000): Щавелев. 2020. С. 383–392], связанный с вступлением на престол нового князя Болеслава I Храброго и закрепивший приобретения Руси, сделанные в 979 г. Поддерживал в целом дружественные отношения с венгерским королём Иштваном I и чешским князем Олдржихом. Они характеризовались нейтралитетом Древнерусского государства в практически не прекращавшейся после вступления на престол германского императора Генриха II польско-германской войне и были закреплены браком Святополка Владимировича с дочерью Болеслава I (скорее всего, между 1005 и 1010; согласно А. С. Щавелёву, около 1013).
Последние годы. Попытка реформы столонаследия
В конце правления предпринял неудачную попытку «византинизации» киевского столонаследия. По всей видимости, задумывал учреждение сеньората – номинального политического главенства одного из братьев – и планировал передать киевский стол одному из своих младших сыновей – Борису. Вероятно, этим были вызваны почти одновременные выступления против Владимира Святославича туровского князя Святополка Владимировича (около 1012/1013; оказался в заключении по приказу отца) и новгородского князя Ярослава Владимировича (1014). Осуществление задуманной реформы было прервано скоропостижной смертью Владимира Святославича в разгар конфликта с Ярославом.
Семья и дети
Языческий период
Источники (не только древнерусские, но и латиноязычная «Хроника» Титмара Мерзебургского) уделяют много внимания женолюбию Владимира Святославича языческого периода. Помимо многочисленных наложниц в загородных резиденциях киевского князя (Вышгороде, Белгороде и Берестове) летописный перечень сыновей Владимира Святославича называет также «водимых» к князю, ставших матерями его сыновей. Смысл слова «водимыя» не вполне ясен; во всяком случае оно означало отнюдь не только жён по браку. Полонянками (несвободными) были Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода (мать князей Изяслава, Ярослава и Всеволода), и, вероятно, «болгарыня» (мать князей Бориса и Глеба). О «грекине», вдове князя Ярополка и матери князя Святополка, летописец прямо говорит, что Владимир «залеже ю не по браку» (ПСРЛ. Т. 1. Москва, 2001. Стб. 78). Таким образом, собственно жёнами Владимира-язычника были, видимо, две неизвестные по имени «чехини»: 1-я – мать князя Вышеслава и 2-я – мать князей Святослава и Мстислава.
Христианский период
После принятия христианства также был дважды женат: 1-м браком (вероятно, с 989) на Анне (ум. 1011/1012), сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII; 2-м браком на неизвестной по имени княгине (матери княжны Добронеги-Марии, впоследствии жены польского короля Казимира I).
Был похоронен в Десятинной церкви в Киеве.
Церковное почитание
Церковное почитание Владимира Святославича как равноапостольного (день памяти – 15 июля ст. ст.) прослеживается по крайней мере с середины – 2-й половины 13 в.; к этому времени (вероятно, вскоре после 1240) относится древнейшая церковная служба святому Владимиру. Однако уже в Похвале князю Владимиру Илариона (1040-е гг.) киевский князь сравнивается с апостолами и равноапостольным императором Константином I Великим. Возможно, в первое время почитание Владимира Святославича пребывало в тени рано установившегося празднования святым Борису и Глебу, так что церковное поминовение его происходило не самостоятельно, под 15 июля, а в дни памяти его сыновей-страстотерпцев. В «Слове похвальном на перенесение мощей святых страстотерпец Бориса и Глеба» (2-я половина 12 в.) наряду со святыми князьями Борисом и Глебом произносится похвала «святому Володимеру, приведъшу къ Богу тысяща тысящами и тьмы тьмами душь праведных» (Памятники литературы Древней Руси : XII век. Москва, 1980. С. 338). Житие князя Владимира под 15 июля появляется в Прологах уже в 1-й половине 13 в. (старший древнерусский список, по палеографическим наблюдениям А. А. Турилова, датируется началом – серединой 13 в.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг ... Вып. 1. Москва, 2002. Прил. 2. № д60. С. 653).
Первое известие о храме, посвящённом Владимиру Святославичу, относится к 1311 г., когда архиепископ Давид поставил в Новгороде «на воротех» каменную церковь «святого Володимира» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. 1950. С. 93). В начале 15 в. на княжеском дворе «в садех» за Москвой уже существовала каменная церковь во имя равноапостольного князя Владимира (упоминается во второй духовной грамоте великого князя московского Василия I Дмитриевича, составленной около 1417; см.: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Москва ; Ленинград, 1950. № 21. С. 58), в 1514–1516 гг. построена заново с тем же посвящением (архитектор Алевиз Новый; см.: ПСРЛ. Т. 30. Москва, 1965. С. 141). Церковь во имя равноапостольного князя Владимира была возведена также в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре (1554). В 1766–1789 гг. в Санкт-Петербурге построен Князь-Владимирский собор.
В 1854, 1862–1888 гг. Владимирский собор построен в Севастополе (архитекторы А. А. Авдеев, К. А. Тон). 15(27) июля 1862 г., в год празднования 1000-летия России и в день памяти князя Владимира, в Киеве был заложен собор равноапостольного князя Владимира (1862–1882, освящён в 1896; архитектор А. В. Беретти). Как памятник 900-летию Крещения Руси Владимирский собор построен в Астрахани (1895–1902, архитекторы Вас. А. Косяков, Н. Э. Икавитц, П. И. Коржинский).
В 1850 г. в Херсонесе открыт мужской монастырь во имя равноапостольного князя Владимира (упразднён в 1924), в нём с 1861 г. строился Владимирский собор (освящён в 1891; архитектор Д. И. Гримм). В 1903 г. был учреждён иркутский Князь-Владимирский мужской монастырь (закрыт в 1922, восстановлен в 1990-х гг.). В 2014–2015 гг. близ деревни Дудкино Смоленской области основан Свято-Владимирский мужской монастырь на истоке Днепра. В 2022 г. в г. Туран Пий-Хемского района Республики Тыва основан мужской монастырь в честь равноапостольного князя Владимира.
Историческая память
Уже в первые столетия после смерти Владимира Святославича вокруг его образа сложился былинный цикл. Народная память сохранила представление о нём как о радушном, хлебосольном князе, «Красном Солнышке», стольный город которого охранялся от нападений кочевников богатырскими заставами; среди богатырей наряду с Ильёй Муромцем выделялся Добрыня Никитич, в котором угадываются черты дяди Владимира Святославича, брата его матери.
Первый памятник князю Владимиру установлен в Киеве на высоком правом берегу Днепра в парке, впоследствии получившем название Владимирская горка (1853, скульпторы П. К. Клодт, В. И. Демут-Малиновский, архитектор Ал. А. Тон). Фигура Владимира Святославича дважды помещена на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862, автор проекта – М. О. Микешин).
Памятники князю установлены в Москве (1988, скульптор А. И. Рукавишников – в московском Данилове во имя преподобного Даниила Столпника мужском монастыре; 2016, скульптор С. А. Щербаков, архитектор И. Н. Воскресенский – на Боровицкой площади), Астрахани (2013, скульптор Н. К. Алиев, А. Н. Ковальчук), Батайске (2015, С. М. Исаков), Белгороде (1998, скульптор В. М. Клыков), Владимире (2007, скульптор С. М. Исаков), Новосибирске (2018, скульптор О. В. Песоцкий), Новочебоксарске (2003, скульптор М. А. Виноградов), Севастополе (1994, скульптор В. М. Клыков), Смоленске (2015, скульптор В. С. Гращенков), Туле (2012, скульптор Ю. А. Уваркин) и др.
Памятники Владимиру Святославичу, помимо Киева, также установлены в ряде других городов Украины, в том числе в Днепре (2010, скульптор А. А. Зобенко), Коростене (2015, скульпторы В. Н. Рожик и В. И. Фещенко) и Кривом Роге (2018, В. И. Токарь). В 1988 г., в год празднования 1000-летия Крещения Руси, были открыты монументы в Буэнос-Айресе (скульптор А. И. Рукавишников), Лондоне (скульптор Л. Мол), Торонто (скульптор Л. Мол) и Брисбене [скульптор Дж.-М. Вирин (Ю. М. Езерский)]. Памятники князю есть также в Гданьске (2015, скульптор Г. А. Ершов) и Риме (2015, скульптор Л. Мол).
В 1782 г. императрицей Екатериной II был учреждён орден Святого равноапостольного князя Владимира. В 1957 г. Русской православной церковью учреждён орден Святого равноапостольного князя Владимира.
Образ князя Владимира нашёл отражение в кинематографе: художественных фильмах «Илья Муромец» (1956) и «Руслан и Людмила» (1972) режиссёра А. Л. Птушко, с А. Л. Абрикосовым в роли князя Владимира, и мультипликации: «Василиса Микулишна» (1975; режиссёр Р. В. Давыдов), «Князь Владимир» (2006; режиссёр Ю. Л. Кулаков) и др. В художественных фильмах «Владимир Святой» (1993; режиссёр Ю. В. Томошевский, в роли Владимира В. И. Стржельчик) и «Викинг» (2016; режиссёр А. Ю. Кравчук, в роли Владимира Д. В. Козловский) предпринята попытка представить событийную канву жизни Владимира Святославича, в большей степени основываясь на летописных известиях.