Походчане
Походча́не [колымчане, (нижне)колымские русские], группа русских старожилов на Дальнем Востоке России. Проживают в селе Походск и рабочем посёлке Черский Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). Село Походск, центр муниципального образования Походский наслег, расположено в низовьях реки Колыма, на левом берегу Походской протоки, в 40 км северо-западнее Черского. Численность группы подсчитать сложно, т. к. в переписях РФ 2002 и 2010 гг. они были включены в категорию «русские» и отдельно не указывались.
Впервые русские появились в этом регионе в начале 1640-х гг., когда отряд Д. М. Зыряна основал зимовье на реке Алазея. Летом 1643 г. небольшой отряд продвинулся от устья Алазеи вдоль побережья Ледовитого океана и достиг устья Колымы. В том же году был построен Среднеколымский острог, через год – Нижнеколымский.
Новые места, богатые пушным зверем, привлекали сюда значительное число промышленников и купцов. К 1647 г. русское население на Колыме составляло 396 человек. Большая часть поселенцев в 18 в. прибывала из северных губерний; в конце 20 в. исследователи (В. Г. Богораз) отмечали, что колымское русское население говорит на идиоме, принадлежащей к окающим севернорусским говорам. Обилие смешанных браков обусловило языковое и культурное смешение русского населения с местными коренными жителями, прежде всего с юкагирами, с которыми довольно быстро установились союзнические отношения. Смешанные браки отразились и на внешнем облике потомков походчан, что отмечали практически все исследователи (В. Г. Богораз).
Во второй половине 17 в. в регион с юга пришли якуты. Их приход разделил русских поселенцев на две группы: группа, жившая на Средней Колыме, где якутов было больше, испытала на себе значительное влияние якутской культуры и якутского языка; нижнеколымские русские сохранили в качестве единственного языка общения русский.
Влияние культуры местного населения региона и культуры русских поселенцев было взаимным. Русские, сохранив некоторые существенные черты принесённой из европейской части страны культуры (в том числе православие), заимствовали у местного населения многое в способах охоты и рыболовства (основные занятия в регионе), в средствах передвижения (собачьи упряжки, некоторые типы лодок), в одежде, способах постройки жилья.
К середине 19 в. в 20 населённых пунктах в районе Нижней Колымы жило около 750 русских; с сословной точки зрения нижнеколымские русские относились к крестьянам, мещанам и казакам. Группа имела постоянные контакты с русским старожильческим населением Средней Колымы и менее тесные связи с русскими на Индигирке.
Официально колымчане (независимо от сословия) всегда числились русскими: власти находили признаки, позволявшие считать их русскими, прежде всего язык, а также православное вероисповедание и некоторые особенности быта. В то же время внешний облик колымчан был далёк от стереотипного представления о русской внешности, то же касалось и языка. Их говор имел фонетические особенности: произнесение звука «й» на месте твёрдых и мягких «л» и «р» – т. н. сладкоязычие (например, «Койыма» вместо «Колыма», «хойосо» вместо «хорошо»); соканье. В отличие от индигирщиков, не отказывавшихся от своей русскости, колымчане относились к такой позиции государства в их отношении негативно, т. к. не считали себя русскими.
В 1920-х гг. начался новый этап в формировании (нижне)колымчан как особой группы. В 1928 г. в Походске была открыта школа, в 1929 г. был образован колхоз. Коллективизация сопровождалась укрупнением населённых пунктов, многие жители вынуждены были переехать в Походск. Мелкие посёлки опустели, превратившись в используемые только летом промысловые участки. Политика освоения Севера вызвала в 1950-х гг. и позже наплыв переселенцев из европейской части страны, в основном русских и украинцев. Приезжие старались отмежеваться от колымчан, называя их «местно-русскими», в отличие от себя – «настоящих русских». Размежеванию способствовали различия в привычках, одежде, пище, религиозных практиках колымчан и приезжих, к настоящему времени практически сошедшие на нет и сохранившиеся лишь в виде стереотипных представлений. Также разделению способствовали и сладкоязычие и соканье, отличавшие походский говор от русской литературной нормы значительно больше, чем, например, говор русскоустьинцев.
Важным элементом самосознания походчан на протяжении всего 20 в. и по настоящее время является представление о себе как традиционной, но при этом высококультурной группе. С одной стороны, они противопоставляли себя более поздним переселенцам как сохранившие старые русские традиции. С другой стороны, они считали, что им удалось сохранить более высокую, чем у окружающих их коренных народов, культуру (например, русский фольклор).
В настоящее время основными занятиями населения являются оленеводство, рыболовство, пушной промысел. В Походске есть неполная средняя общеобразовательная школа, клуб, учреждения здравоохранения и торговли.
В 2004 г. законом Республики Саха (Якутия) походчане были включены в категорию, попадающую под распространение положений Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в результате чего получили право на рыболовные и охотничьи квоты наравне с коренными малочисленными народами РФ.