Русская печь
Ру́сская печь, разновидность печи, устройство для отопления, приготовления пищи, место для сна членов семьи, в отдельных случаях – для санитарно-гигиенических и лечебных мероприятий. Русская печь распространена на территории Восточной Европы, на Урале и в Сибири. Сформировалась в центральной и северной частях Руси к середине 2-го тыс. н. э. Была заимствована представителями тюркских и финно-угорских народов Восточно-Европейской равнины, в силу чего и получила название русской. У сету и татар известны гибридные варианты, в которых русскую печь комбинировали, например, с подвесным котлом над открытым очагом. Поэтому у данных народов в отдельных случаях русской печью называется не вся конструкция, а только устье с горнилом.
Русская печь отличается от других печей (каменка, «голландка», овинная печь) многофункциональностью горнила и устья, что избавляет от необходимости дополнительных пристроек к основному сооружению и использования приспособлений (например, котлов). Наличие печи дало название русскому жилищу [слово «изба» («истьба», «истобка») происходит от слова «истопить»] и конструктивно определяет интерьер избы.
Размеры печи зависели в первую очередь от размеров избы. На Севере, Урале и в Сибири, где избы строились большими, печи тоже были большими. Они имели значительные объёмы нагрева и в силу этого часто снабжались дополнительными внутренними воздуховодами. Они требовали много дров, недостатка в которых в таёжных ландшафтах при разреженном населении не было. Топили избу круглый год: зимой – 2 раза, летом – 1 раз в день. В южных губерниях, наоборот, печи имели небольшой размер. При этом горнило и устье занимали значительно бо́льшую долю от общего объёма. Здесь печь топили только в холодное время года (утром пожарче для приготовления пищи, вечером поменьше). В тёплое время года приготовление переносилось на открытый очаг в летней кухне на тюркский и украинский манер. Летом печь топили только для выпечки хлебов и помывки.
Устройство
С 20 в. сооружается преимущественно из кирпича, первоначально необожжённого, позже обожжённого, ближе к современности огнеупорного. Этнографически известны «битые» глиняные печи, представлявшие собой единый массив из глины, которая во влажном виде «забивалась» колотушками («бабками») в опалубку с «арматурой» из ветвей хвойных деревьев, а затем сушилась.
Печь ставится на подпечье – особый подклет из дерева. В центральных и южных губерниях в подпечье хранили овощи, в морозы в него могли помещать птицу и молодняк скота. На Севере, Урале и в Сибири подклеты были значительно меньше и использовались для сушки малых порций дров.
Печь представляет собой объёмный прямоугольный параллелепипед с пустым пространством внутри – горнилом. В одном его торце находится устье – отверстие с плоским подом (нижняя часть) и полукруглым сводом. Вверху над устьем помещается отверстие для выхода дыма (хайло) и задвижка для сбережения тепла после топки. В глубине печи располагается горнило, частично отгороженное от устья порожком сверху, обеспечивающим поддержание высокой температуры в верхней части горнила.
По принципу выхода дыма выделяются печи «по-чёрному» и «по-белому». При отоплении «по-чёрному» дым выходит через хайло в помещение, скапливается под потолком, а затем через волоковое окно или дымник – на улицу. Такое отопление экономичнее и конструктивно проще. Глинобитная печь может топиться только «по-чёрному», поскольку сделать из глины трубу невозможно. Уже с 19 в. печи «по-чёрному» считались атрибутом бедности и «некультурности». В 1920–1940-е гг. в результате мероприятий по более широкому обеспечению крестьянства дровяным топливом и строительными материалами (кирпичом) печи «по-чёрному» в подавляющем большинстве исчезли. К концу 20 в. оставались только в банях.
При отоплении «по-белому» дым из хайла попадает в надстроенную над печью трубу. Трубы преимущественно строились из кирпича, хотя ещё в 19 в. встречались пожароопасные деревянные трубы. Печь «по-белому» считалась атрибутом состоятельных крестьян и городского населения. Привилегированные сословия с начала 18 в. предпочитали для отопления печи-голландки, а для приготовления пищи – плиты.
При видимой простоте сооружение печи требовало мастерства при выкладке воздуховодов и ограничителей, соблюдения сечений, угла наклона горнила, также принципов организации внутреннего и внешнего пространства печи. Профессия печника была почётна и хорошо оплачиваема даже при натуральном обмене.
Отопление
Русская печь весьма экономична по сравнению с открытыми очагами, что было особенно важно в условиях постоянного увеличения плотности сельского населения и закрепления лесных массивов за помещиками и государством.
Для отопления использовались дрова или торф (реже кизяк, камыш, лузга). Топливо закладывалось в горнило и поджигалось. Сначала нагревалась сама печь, а от неё – постепенно воздух в избе. Тепло сохранялось благодаря деревянным стенам избы, являющимся теплоизолятором. По этой причине русская печь плохо пригодна для построек из камня или кирпича и постепенно была вытеснена «голландкой» при распространении каменного строительства. Наиболее высокая температура достигалась в верхней части помещения, где строились полати, на которых зимой ночевали. Около пола, особенно земляного, температура могла быть такой же, как в неотапливаемых помещениях.
На верхней плоскости печи устраивалась «лежанка», где спали представители старшего поколения и дети. От выступов в печи к стене под потолком настилались полати – широкие доски, где зимой спали сами хозяева и подростки. Летом на лежанке и выше организовывали пространство для сушки как съестных припасов, так и одежды.
Приготовление пищи
Длинная конструкция горнила-устья (1,5–2 м) и высокий свод обеспечивали возможность одновременного выполнения нескольких операций. После того как топливо прогорало, из горнила с помощью кочерги извлекались угли и зола, затем выпекался «подовый» хлеб, который «сажался» в печь на деревянной лопате, а затем переход от устья к горнилу закрывался крышкой.
Варка супов, каш, киселей, тушение мяса, топление молока, вытапливание жира, запекание блинов осуществлялась таким же образом. Для этого использовалась различная посуда. До 19 в. это были глиняные горшки, а затем их вытеснили чугунные (чугунки). Также использовались сковороды (металлические поды), латки, утятницы, кринки (для вытапливания молока или жиров). Традиции приготовления в печи отразились и в словоупотреблении. Принято говорить, что «блины пекут» (по модели русской печи), хотя все современные хозяйки их жарят.
Преимуществом готовки в печи являлась экономия времени: для приготовления щей в чугунок закладывались все ингредиенты одновременно, а через некоторое время вынималось готовое блюдо. В это время хозяйка могла заниматься другими делами. Полуостывшая печь использовалась для запаривания корма скоту, приготовления настоев, подогрева воды в санитарно-гигиенических целях.
Санитарно-гигиеническая функция
В южнорусских деревнях в русской печи мылись (в силу малолесья материалов для строительства и отдельного отопления бань не было): в зимнее время протапливали печь, на пол стелили доски и члены семьи по очереди залезали в печь, где парились и мылись.
Запаривание в печи в лечебных целях встречалось не только на юге, но и в северно-русских губерниях. В случае простуды заболевшего парили прямо в печи в силу более высоких температур и отсутствия необходимости преодолевать пространство между домом и баней (которые строились поодаль в противопожарных целях). В профилактических целях заболевающих или травмированных держали на печи.
Проксемика печи
Печь определяла структуру пространства внутри избы. Во всех случаях она помещалась ближе к входной двери, чем к фасаду дома. В соответствии с наиболее распространённой типологией (Бломквист. 1956) расположение печи справа от входа считается северной традицией, а слева – южной. Обыкновенно печь была смещена к одному углу избы, напротив находился красный угол – место, где хранились иконы и семейные ценности. Здесь же располагалось наиболее почётное застольное место – хозяина и почитаемых гостей.
В свою очередь, печной угол (запечье, бабий кут, шолныша) обладал относительно негативной коннотацией: там было грязно (в моральном, а иногда и в материальном плане) и, по представлениям крестьян, здесь обитала нечистая сила. Там хранился инструмент для уборки, грязная повседневная одежда, печная посуда и принадлежности.
В больших избах оставляли место между стеной от сеней и печью, и устье смотрело в сенную стену. Получалось запечное пространство – место абсолютного господства хозяйки дома. В меньших по размеру избах печь примыкала к сенной стене и устье смотрело в сторону фасадной стены. Перед печью – тоже место хозяйки, но его границы уже проходили по невидимым постороннему глазу демаркационным линиям.
Печь в фольклоре
Печь фигурирует во многих произведениях русского фольклора. Популярными сюжетами стали сидение Ильи Муромца на печи тридцать лет и три года, манипуляции Бабы-яги с посадкой на хлебную лопату около устья печи, поездки Емели (в простонародном оригинале Ивана) на печи. Печь присутствует во многих былинах, сказках, песнях, легендах. Широко используется идиома «плясать от печи». В. И. Даль зафиксировал пословицу «На печи всё красное лето», а также загадку «Полна печь перепечей, а середи печи коровай? (небо, звёзды, месяц)». Во 2-й половине 20 в. фольклоризируется сюжет стихотворения А. Т. Твардовского «Ленин и печник».
Современное бытование
В начале 21 в. русская печь всё реже встречается в сельских постройках России. Чаще всего играет декоративную роль в рамках фольклоризации русской жизни. Главная причина – утеря функциональной необходимости. Функция отопления, наличие специальных тёплых мест для сна зимой оказались невостребованными в силу доступности сырья для отопления (антрацит, бурый уголь, природный газ, электричество). Практика регулярного приготовления нескольких видов пищи была подорвана массовой продажей хлеба на селе. Кроме того, в современном рационе увеличилась роль жареных блюд, каш быстрого приготовления, горячих бутербродов, что не требует длительной топки и поддержания тепла. Удешевление железных изделий – плиты, котлов типа казана – также привело к возможности возведения печей других конструкций. Санитарно-гигиеническая функция компенсируется появлением горячей воды, нагреваемой с помощью газовых колонок.
Место русской печи заняла комбинация из плиты для приготовления пищи и щитка (вертикально вытянутая печь) или «голландки» для обогрева. Иногда к щитку пристраивается лежанка – подтапливаемая постель с отдельным воздуховодом. Отопление с помощью этих приспособлений требует не меньше дров, но преимуществом является уменьшение площади печи, бо́льшая чистота околопечного пространства, а также возможность дифференцированного использования отдельных элементов печи, что важно в условиях современной тенденции к разделению общего пространства избы на небольшие изолированные комнаты.
На примере Пыталовского района Псковской области процесс исчезновения русской печи выглядит следующим образом: 1-я половина 20 в. – исчезновение печи в городах; 1960-е гг. – отказ от печей в крупных сельских населённых пунктах, где появилась хлебная торговля; 1980-е гг. – окончательный отказ от русской печи в сельской местности в пользу дровяных плит со щитками; 2000-е гг. – переход в отдельных местностях на газовое отопление. В других регионах России процесс исчезновения русской печи имеет схожую логику, но датировка этапов может отличаться.