Неорусский стиль
Неору́сский стиль, направление в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве в рамках стиля модерн, основанное на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства. Российский вариант искусства европейского национального романтизма конца 19 – начала 20 вв. Особенность неорусского стиля заключалась в эпической поэтике художественного образа, театрализации формы, наличии в ней элементов гротеска и символической изобразительности. В отличие от русского стиля, ориентированного на образцы 16–17 вв. («царского периода»), мастера неорусского стиля избрали в качестве прообразов в основном домонгольские постройки Великого Новгорода и Пскова, а также деревянное зодчество Русского Севера, воплощавшие национальный идеал воинской героики и святости.
Храм Святого Духа, Талашкино (Смоленская область). 1902–1914.Центрами зарождения неорусского стиля были Абрамцевский художественный кружок, где по проекту художников В. М. Васнецова и В. Д. Поленова создана первая постройка – церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882), и мастерские усадьбы Талашкино (С. В. Малютин, Н. К. Рерих и др.). В начале 20 в. видную роль в утверждении этой стилистики сыграли мастерские Строгановского художественно-промышленного училища. Сфера распространения стиля в 1900-х – 1910-х гг. охватывала как храмовое, так и гражданское строительство, а также декоративное искусство, дизайн мебели и интерьеров, церковную утварь, книжную графику (И. Я. Билибин), сценографию (К. А. Коровин, А. Я. Головин). Новые методы интерпретации древних прообразов были апробированы в деревянной архитектуре временных выставочных павильонов в Нижнем Новгороде («Русский Север», 1896, архитектор Л. Н. Кекушев по проекту К. А. Коровина), Париже («Русская деревня», 1900, архитектор И. Е. Бондаренко по проекту Коровина и Головина) и Глазго (1901, архитектор Ф. О. Шехтель).
Круг заказчиков был обширен – от императорской фамилии до старообрядческих общин. Наиболее яркие образцы архитектуры неорусского стиля созданы представителями петербургской школы, связанными с Академией художеств (В. А. Покровский, А. В. Щусев, Н. В. Васильев и др.) и Институтом гражданских инженеров (А. П. Аплаксин, С. С. Кричинский). Оригинальный вариант стиля сложился в Москве (С. У. Соловьёв, А. А. Остроградский, Н. С. Курдюков и др.). Большим своеобразием отличаются старообрядческие постройки И. Е. Бондаренко, связь которых с древнерусскими прообразами весьма условна [храм Воскресения и Покрова (1905–1908) и церковь Покрова Покровско-Успенской общины (1906–1911) в Москве]. Значительную долю наследия неорусского стиля составляют неосуществлённые проекты, включая градостроительные (Покровский, Васильев).
Николай Омелюстый. Воскресенский кафедральный собор, Тверь. 1912–1913.
Владимир Брандт. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище, Прага. 1924–1925.Среди ключевых построек: Ярославский вокзал в Москве (1902–1904, архитектор Ф. О. Шехтель), Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1912, архитектор А. В. Щусев), собор Феодоровской иконы Божией Матери в г. Пушкин (1909–1912), комплекс зданий Государственного банка в Нижнем Новгороде (1911–1913), храм-памятник русским воинам в честь 100-летия «Битвы народов» в Лейпциге (1911–1913, все – архитектор В. А. Покровский).
После 1917 г. неорусский стиль продолжил бытование в церковном строительстве русской эмиграции, став выражением её стремления сохранить на чужбине национальную идентичность: церкви Святой Троицы в Белграде (1924–1925, архитектор В. В. Сташевский) и Успения на Ольшанском кладбище в Праге (1924–1925, архитектор В. А. Брандт и др.), Свято-Владимирский храм в Джэксоне, штат Нью-Джерси (1940–1988, архитектор Р. Н. Верховской) и др.