Неорусский стиль
Неору́сский стиль, направление в русской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве в рамках стиля модерн, основанное на свободной интерпретации мотивов древнерусского искусства. Российский вариант искусства европейского национального романтизма конца 19 – начала 20 вв. Особенность неорусского стиля заключалась в эпической поэтике художественного образа, театрализации формы, наличии в ней элементов гротеска и символической изобразительности. В отличие от русского стиля, ориентированного на образцы 16–17 вв. («царского периода»), мастера неорусского стиля избрали в качестве прообразов в основном домонгольские постройки Великого Новгорода и Пскова, а также деревянное зодчество Русского Севера, воплощавшие национальный идеал воинской героики и святости.
Центрами зарождения неорусского стиля были Абрамцевский художественный кружок, где по проекту художников В. М. Васнецова и В. Д. Поленова создана первая постройка – церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882), и мастерские усадьбы Талашкино (С. В. Малютин, Н. К. Рерих и др.). В начале 20 в. видную роль в утверждении этой стилистики сыграли мастерские Строгановского художественно-промышленного училища. Сфера распространения стиля в 1900-х – 1910-х гг. охватывала как храмовое, так и гражданское строительство, а также декоративное искусство, дизайн мебели и интерьеров, церковную утварь, книжную графику (И. Я. Билибин), сценографию (К. А. Коровин, А. Я. Головин). Новые методы интерпретации древних прообразов были апробированы в деревянной архитектуре временных выставочных павильонов в Нижнем Новгороде («Русский Север», 1896, архитектор Л. Н. Кекушев по проекту К. А. Коровина), Париже («Русская деревня», 1900, архитектор И. Е. Бондаренко по проекту Коровина и Головина) и Глазго (1901, архитектор Ф. О. Шехтель).
Круг заказчиков был обширен – от императорской фамилии до старообрядческих общин. Наиболее яркие образцы архитектуры неорусского стиля созданы представителями петербургской школы, связанными с Академией художеств (В. А. Покровский, А. В. Щусев, Н. В. Васильев и др.) и Институтом гражданских инженеров (А. П. Аплаксин, С. С. Кричинский). Оригинальный вариант стиля сложился в Москве (С. У. Соловьёв, А. А. Остроградский, Н. С. Курдюков и др.). Большим своеобразием отличаются старообрядческие постройки И. Е. Бондаренко, связь которых с древнерусскими прообразами весьма условна [храм Воскресения и Покрова (1905–1908) и церковь Покрова Покровско-Успенской общины (1906–1911) в Москве]. Значительную долю наследия неорусского стиля составляют неосуществлённые проекты, включая градостроительные (Покровский, Васильев).
Среди ключевых построек: Ярославский вокзал в Москве (1902–1904, архитектор Ф. О. Шехтель), Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве (1908–1912, архитектор А. В. Щусев), собор Феодоровской иконы Божией Матери в г. Пушкин (1909–1912), комплекс зданий Государственного банка в Нижнем Новгороде (1911–1913), храм-памятник русским воинам в честь 100-летия «Битвы народов» в Лейпциге (1911–1913, все – архитектор В. А. Покровский).
После 1917 г. неорусский стиль продолжил бытование в церковном строительстве русской эмиграции, став выражением её стремления сохранить на чужбине национальную идентичность: церкви Святой Троицы в Белграде (1924–1925, архитектор В. В. Сташевский) и Успения на Ольшанском кладбище в Праге (1924–1925, архитектор В. А. Брандт и др.), Свято-Владимирский храм в Джэксоне, штат Нью-Джерси (1940–1988, архитектор Р. Н. Верховской) и др.