Русский стиль
Ру́сский стиль (устаревшее название – «псевдорусский стиль»), один из исторических стилей в архитектуре и искусстве преимущественно 2-й половины 19 в.
Сложился на периферии архитектурного процесса в 1820–1830-е гг. преимущественно как стиль придворных садово-парковых павильонов; с 1850-х гг. применялся в церковном зодчестве; с 1870-х гг. – в архитектуре выставочных сооружений, в том числе за рубежом. Наибольшее развитие получил в России в период «контрреформ» 1880–1890-х гг. императора Александра III как стиль официального строительства (начиная с конкурса на проект храма-памятника Спаса на Крови в Санкт-Петербурге в 1881–1882), сменив в этом качестве русско-византийский стиль.
Идейной базой стиля было представление о незавершённости развития национальной традиции, прерванного европеизацией в эпоху императора Петра I. Архитекторы А. М. Горностаев, Г. И. Котов, Н. В. Никитин, А. А. Парланд, А. Н. Померанцев, М. Т. Преображенский, И. П. Ропет, Н. В. Султанов, Д. Н. Чичагов, А. И. фон Гоген, В. О. Шервуд и др. обращались к русскому зодчеству 16–17 вв., чтобы вернуть архитектуру на стезю «самобытности» в соответствии с консервативным политическим курсом, проводимым императором. Архитектура русского стиля рассматривалась как один из инструментов русификации окраин империи.
Проектно-строительная практика была тесно связана с деятельностью по изучению и описанию памятников древнерусской архитектуры, задачами архитектурной реставрации. Недостаточная изученность средневековой русской архитектуры регулярно указывалась самими архитекторами в качестве основного препятствия на пути развития этого стиля. Позднейшие критики ставили в вину его приверженцам-архитекторам фантастичность и надуманность композиционных и декоративных приёмов. С точки зрения метода проектирования русский стиль представлял собой разновидность эклектики и базировался на идее открытия и практического применения закономерностей древнего стиля, на педантичном цитировании его деталей и т. д. В этом отношении он может рассматриваться по аналогии с неоготикой и неовизантийским стилем в Западной и Центральной Европе, однако уникальность русскому стилю придаёт, во-первых, фантастичность решений, вызванная упомянутым дефицитом знаний о древнерусском зодчестве, а во-вторых, его ограниченность рамками национального заказа (постройки за рубежами Российской империи – почти исключительно выставочные павильоны, храмы-памятники воинской славы и православные храмы в местах компактного проживания российских подданных).
Среди ключевых построек в русском стиле: Успенский собор в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки; 1862–1868, проект А. М. Горностаева, осуществлён И. А. Варнеком), Исторический музей в Москве (1875–1883, архитекторы В. О. Шервуд, А. А. Семёнов), Спас на Крови в Санкт-Петербурге (1883–1907, проект А. А. Парланда, архимандрита Игнатия (Малышева), дорабатывался Д. И. Гриммом), здание Городской думы в Москве (1890–1892, архитектор Д. Н. Чичагов), драматический театр в Самаре (1886–1888, архитектор М. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды в Москве (1889–1893, архитектор А. Н. Померанцев), церковь Святителя Николая в Вене (1893–1899, архитектор Г. И. Котов), собор Святых Петра и Павла в Петергофе (1895–1904, построен В. А. Косяковым по проекту Н. В. Султанова) и др.
В русле т. н. демократической версии русского стиля, актуализировавшей национальную традицию деревянного строительства с характерными для неё живописными планировочными решениями, полихромией, резьбой, работали как поддерживаемые В. В. Стасовым именитые зодчие (И. П. Ропет, В. А. Гартман, М. А. Кузьмин и др.), так и мастера Поволжья и Сибири.
На рубеже 19–20 вв. поиски национальной образности продолжились в русле неорусского стиля, но русский стиль не исчез из палитры архитекторов. Примерами работы в нём в этот период являются постройки В. А. Косякова: церковь Успения на подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге (1895–1900), Свято-Никольский морской собор в Либаве (ныне Лиепая; 1900–1903) и др.