Философы

Соловьёв Владимир Сергеевич

Соловьёв Влади́мир Серге́евич [16(28).1.1853, Москва – 31.7(13.8).1900, усадьба Узкое, ныне в черте Москвы], русский философ, поэт, публицист, литературный критик, основатель религиозно-философского направления в русской философии 2-й половины 19 в.

Сын . После окончания историко-филологического факультета (1873) в течение года был вольнослушателем . В 1874 г. в Санкт-Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)», содержавшую призыв к возрождению и вызвавшую широкий общественный резонанс (отклики , , , ). С 1874 г. приват-доцент Московского университета. Получив стажировку, в мае 1875 г. отправился в Лондон изучать в памятники индийской, средневековой и гностической мысли. Планируя написать диссертацию по истории раннехристианского , Соловьёв едет в Египет (Каир), а затем в Италию (Сорренто), через год возвращается в Россию с черновиком трактата «мистико-теософо-философо-теурго-политического содержания и диалогической формы» «София» (на французском языке), содержащим следы визионерского опыта (о своём видении в Египте Софии, или Вечной Женственности, он рассказал в поэме «Три свидания»), и набросок философской системы. В 1876–1877 гг. читает лекции в Московском университете, покидает его из-за несогласия с увольнением профессора и переезжает в Санкт-Петербург, где поступает на службу в Учёный комитет , преподаёт на Высших женских курсах. В 1880–1882 гг. приват-доцент Санкт-Петербургского университета. В 1877 г. публикует «Философские начала цельного знания», в 1878 г. выступает с циклом публичных лекций по философии религии «Чтения о Богочеловечестве» (опубликовано в 1878–1881). В 1878 г. совместно с посещает (встреча с ), философскому осмыслению творчества Достоевского посвящены «Три речи в память Достоевского» (1881–1883). В докторской диссертации «Критика отвлечённых начал» (1880) в каждой философской системе выделяется её ключевая идея, которая имеет относительную истинность лишь будучи включённой в целостную, «всеединую» систему.

Во время публичной лекции 28 марта 1881 г. Соловьёв, считая смертную казнь несовместимой с христианской нравственностью, обратился к царю с призывом помиловать цареубийц – участников покушения на . После ухода вслед за этим из университета и Учёного комитета Соловьёв занялся публицистической деятельностью. Он постепенно отходит от лагеря и сближается с , выступает с критикой «зоологического национализма» и концепции (сборник «Национальный вопрос в России», выпуск 1–2, 1884–1891), видя всемирно-историческое призвание России в объединении христианского мира. Христианский (призыв к соединению церквей вокруг Рима в силу апостольского преемства римского епископа – цикл статей «Великий спор и христианская политика» в журнале «Русь», 1883) у Соловьёва сочетается с идеей теократии, предполагающей политический союз государства, церкви и общества («История и будущность теократии», 1885-1887). В книге «La Russie et l’Eglise universelle» (1888, запрещена цензурой; в русском переводе – «Россия и Вселенская церковь», издана в 1911) идеи его церковной публицистики 1880-х гг. были представлены европейской аудитории. Соловьёв активно общается с иезуитами – боснийским епископом и другими, в 1886 и 1888 гг. посещает Хорватию, Австро-Венгрию, Германию, Францию, Польшу, выступает в Париже с лекцией «Русская идея» (1888), посылает папе Римскому промеморию о соединении церквей. В 1896 г. Соловьёв совершает акт присоединения к Римско-католической церкви, не отрекаясь, однако, от православия.

С 1891 г. Соловьёв возглавлял отдел философии в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (автор более 160 статей), активно сотрудничает с журналом «Вопросы философии и психологии» (статьи «Красота в природе», «Смысл любви», «Жизненная драма Платона» и др.), переводит сочинения (совместно с и братом М. С. Соловьёвым). В 1891 г. выступает в с докладом «Об упадке средневекового миросозерцания», резко критикуя историческое христианство за отход от идеалов Христа (публикация запрещена цензурой). В (1897) Соловьёв постулирует априорные начала нравственности, которая рассматривается как источник права («минимум добра» – «Право и нравственность», 1897; считал Соловьёва основателем московской школы ). В эсхатологических «Трёх разговорах о войне, прогрессе и конце всемирной истории, с приложением Краткой повести об Антихристе» (1899–1900) критикуется этика непротивления злу насилием и рисуется образ конца истории, которому предшествует нашествие на Европу монголов, отступничество от веры в Христа и воцарившийся вслед за ним глобальный социалистический миропорядок Соединённых штатов Европы с просвещённым филантропом-антихристом во главе.

В своей синкретической религиозно-философской системе Соловьёв исходил из единства мистических откровений, оказавших влияние на возникновение философии в Древней Индии и Древней Греции. Испытав серьёзное влияние немецкого (прежде всего , и ), он ещё в диссертации «Кризис западной философии» высказал намерение соединить «c логическим совершенством западной формы» «полноту содержания духовных созерцаний Востока». Развивая принцип древнегреческой «одно во всём», воспринятый им через , и немецкий романтизм, Соловьёв отличает сверхбытийное сущее всеединое и от бытия как его проявления, и от идеи, или сущности, как его содержания.

В учении о Соловьёв развивает идеи и Шеллинга о тёмной основе в Боге, которая в творении обособляется и становится источником зла, проявляющегося в эгоизме и своеволии. , по Соловьёву, содержит в себе два полюса, или центра, – апофатическое ничто, положительную мощь, и отрицательную возможность бытия вне Бога, «иное» Бога, или первую материю. Под влиянием раннехристианского гностицизма Соловьёв называет этот принцип Софией, отпадение которой от Бога, возникновение Души мира («антитип Божественной Премудрости») и последующее постепенное возвращение к Нему (становящееся Абсолютное) и составляет основное содержание исторического процесса, центральным событием которого является воплощение Божественного Логоса в богочеловеке Иисусе Христе. Человеческая активность способна повлиять на ход и темпы этого процесса: «человечество обязано не созерцать божество, а само делаться божественным» (испытав влияние «философии общего дела» , Соловьёв считал его идеи «первым движением вперёд человеческого духа по пути Христову»). Учение о Софии (развёрнутое изложение в книге «Россия и Вселенская Церковь») оказало влияние на последующую русскую . София представлялась Соловьёвым «живой идеей», Божественной личностью, с которой он находится в медиумическом общении.

В системе Соловьёва, наряду с «теософией» (богомудрием, предполагающим синтез веры, разума и опыта и основанных на них религии, философии и положительной науки) и теократией (боговластием, которое, по Соловьёву, должно стать истинной формой правления, соединив в себе власть царя, первосвященника и пророка), присутствует «теургия» (богодействие – совместное действие Бога и человечества по пересозданию последнего из плотского и природного в духовное и божественное). Концепцию Соловьёва отличает эсхатологизм и спиритуалистический характер – мировой процесс должен привести к «уничтожению вещественного мира как вещественного и восстановлению его как царства духов, во всеобщности духа абсолютного». В силу воспринятого Соловьёвым учения об (всеобщем спасении и восстановлении падших духов в конце мировой истории), отрицающего необходимость ада и вечных мучений, он был назван в ряде критических исследований «русским ».

В Соловьёв выступил как критик и кантовского . Вслед за он рассматривал волю как метафизическую реальность, которую индивид открывает в себе. Первоначальное понимание человеческого «я» как субстанциального начала в духе (Соловьёв последовательно истолковывал его как атом, , идею) в конце жизни сменяется представлением о том, что человечество как единый субъект реальнее отдельного индивида, а сознание обладает универсальным характером и не принадлежит никому либо принадлежит высшему трансцендентальному субъекту (полемика с , упрекавшим Соловьёва в ). Выстраивая систему «философских начал» посредством (где начало является при этом не только логической категорией, но и онтологическим принципом, идеей), Соловьёв располагает традиционные философские и богословские понятия «добро, истина, красота», «сущее, бытие, сущность», «дух, ум, душа», «воля, представление, чувство» на основе «органической логики», воспроизводящей всеединство. В ней, в отличие от формальной логики, объём и содержание понятий находятся в прямой, а не в обратной взаимной зависимости: наиболее универсальное является и наиболее индивидуальным.

В этике Соловьёв выступал с критикой отвлечённого субъективизма, отстаивая принцип автономии морали, при этом действительность нравственного миропорядка он основывал на существовании сверхчеловеческого безусловного добра в Боге. К первичным основаниям нравственности Соловьёв относил половой стыд, жалость и благочестие, индивидуальное, социальное и религиозное целомудрие, которые в социальном пространстве образуют общество, государство и Церковь. Последовательный противник смертной казни, Соловьёв выступал за гуманизацию права и уголовного наказания. Определяя право как «свободу, обусловленную равенством», Соловьёв видел его задачу «вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад» (Соч. М., 1990. Т. 1. С. 454). Cоловьёв отстаивал естественные права человека – право на достойное существование, на свободу совести, участвовал в общественном движении против антисемитизма, видел «грехи России» в ограничении прав евреев, поляков, отсутствии религиозной свободы, выражающейся в притеснении старообрядцев и сектантов. В «Русской идее» (1888) миссией России считал осуществление «социальной троицы» – органического единства Церкви, государства и общества.

Эстетические взгляды Соловьёва выражены в его статьях 1890-х гг. «Красота в природе», «Общий смысл искусства», а также в литературно-критических статьях, посвящённых творчеству , , , , , и других авторов, где он отстаивал реальную силу красоты, её активную роль в преображении мира.

Поэзия Соловьёва наследует традициям русской лирики Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого. Софийные стихи («Три свидания», «У Царицы моей есть высокий дворец», «Das Ewig-Weibliche» и др.) сочетаются с лирикой любовной (он был увлечён женщинами, носившими имя Софии, – С. П. Хитрово, С. М. Мартыновой) и философской, шуточными стихами и мистериями, в которых присутствует влияние салонной поэзии эпохи. Поэзия Соловьёва оказала большое влияние на русский (, , и др.). Философия всеединства во многом определила целое направление русской религиозной философии (С. Н. и Е. Н. Трубецкие, , , , , и др.).

  • Философия в России