Россия. Искусство и культура. Балет: конец 20 – начало 21 вв.
Бале́т в Росси́и в конце́ 20 – нача́ле 21 вв.
На рубеже тысячелетий в поисках новых идей российский балет развивался разнонаправленно. На ведущих сценах оказались представлены практически все имеющие общемировое значение жанры, художественные течения и стили.
Конец 1990-х – 2000-е гг.
Первым собственную модель развития предложил Мариинский театр (балет возглавил М. Х. Вазиев, его ассистентом стал П. Д. Гершензон). Труппа начала последовательно осваивать опыт, почти за столетие накопленный зарубежным балетом, в первую очередь сфокусировала внимание на освоении наследия Дж. Баланчина («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, 1996; «Аполлон» И. Ф. Стравинского, «Серенада» на музыку П. И. Чайковского, оба – 1998; «Драгоценности» на музыку Г. Форе, И. Ф. Стравинского, П. И. Чайковского, 1999; «Блудный сын» С. С. Прокофьева, 2001; «Фортепианный концерт № 2» на музыку Чайковского и «Четыре темперамента» П. Хиндемита, оба – 2004) и балетов У. Форсайта («Steptext» на музыку И. С. Баха, «Approximate Sonata» Т. Виллемса, «Головокружительное упоение точностью» на музыку Ф. Шуберта, «Там, где висят золотые вишни» Виллемса и Л. Штука, все – 2004). В этом репертуаре сформировалось выдающееся поколение танцовщиков: У. В. Лопаткина, Д. В. Вишнёва, С. Ю. Захарова, Д. В. Павленко, В. А. Парт, М. В. Думченко, Н. А. Сологуб, В. В. Самодуров, А. Г. Фадеев, И. П. Колб, Л. Д. Сарафанов, Е. Н. Иванченко, И. В. Кузнецов, М. Ю. Лобухин и др.
Наследие Дж. Баланчина привлекло внимание Пермского театра оперы и балета, где ведущее положение занимали Е. Ф. Кулагина, Я. А. Араптанова, Н. Г. Ахмарова, Н. А. Моисеева, Ю. А. Машкина, Л. В. Шипулина, А. П. Боровик, В. М. Баранов, А. Б. Гуляев, В. Е. Дик, В. Д. Полещук и др. Репертуар труппы включал балеты «Кончерто Барокко» на музыку И. С. Баха (1996), «Сомнамбула» на музыку В. Риети и «Доницетти-вариации» на музыку Г. Доницетти (оба – 2001), «Балле Империаль» (2002) и «Серенада» (2004), оба – на музыку П. И. Чайковского, «Рубины» на музыку И. Ф. Стравинского, «Симфония в трёх движениях» на музыку Стравинского (оба – 2014).
Балетная труппа Большого театра (ГАБТ) начала выходить из многолетней стагнации, когда в 1998–2000 гг. художественным руководителем балета был А. Н. Фадеечев, который при поддержке Н. Г. Ананиашвили начал пополнять репертуар балетами Дж. Баланчина, а также заказывать оригинальные спектакли. Были поставлены балеты Баланчина «Моцартиана» на музыку П. И. Чайковского (1998), «Агон» И. Ф. Стравинского, «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (оба – 1999), позднее – «Кончерто Барокко» на музыку И. С. Баха (2004), «Серенада» на музыку Чайковского (2006), «Рубины» на музыку Стравинского (2010), «Драгоценности» на музыку Форе, Стравинского, Чайковского (2012) и др. Для труппы были созданы балеты «Дочь фараона» Ч. Пуньи (2000; фантазия французского хореографа П. Лакотта на тему классического балета М. И. Петипа, ставшая одной из эмблем репертуара Большого театра) и «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера (2000, хореограф Б. Я. Эйфман).
Эту репертуарную линию продолжил и Б. Б. Акимов (художественный руководитель балетной труппы ГАБТ в 2000–2003). В этот период созданы балеты «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского (2001, хореограф Р. Пети), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (2003; хореограф Р. Поклитару, режиссёр Д. Доннеллан). В этих спектаклях заявили о себе А. А. Антоничева, М. Е. Аллаш, М. А. Александрова, Н. А. Капцова, С. А. Лунькина, Е. В. Шипулина, А. С. Яценко, Д. В. Белоголовцев, К. А. Иванов, Д. К. Гуданов, А. М. Волчков, Р. В. Скворцов, Г. П. Янин. Наиболее важными для труппы оказались премьеры молодого хореографа А. О. Ратманского – «Каприччио» на музыку Р. Штрауса (1998, программа «Новогодние премьеры»), «Сны о Японии» на музыку японских композиторов (1998), «Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича (2003). Успех этих спектаклей позволил генеральному директору Большого театра А. Г. Иксанову пригласить Ратманского возглавить балетную труппу. Короткий период его руководства (2004–2008) отмечен формированием разносторонней программы развития труппы, направленной на модернизацию коллектива и его имиджа. Репертуар в первую очередь был обновлён за счёт постановок, созданных специально для Большого театра. Они принадлежали не только Ратманскому («Болт» Д. Д. Шостаковича, 2004; «Игра в карты» И. Ф. Стравинского, 2005), но также Р. Поклитару («Палата № 6» на музыку А. Пярта), Ю. М. Посохову («Золушка» С. С. Прокофьева, 2006), К. Уилдону («Misericordes» на музыку Пярта, 2006) и др. Впервые в отечественной практике для поиска молодых постановщиков в 2004–2008 гг. существовала мастерская современной хореографии, открывшая в новом качестве В. В. Самодурова, Ю. П. Бурлаку; в ней также участвовали А. Г. Мирошниченко, К. А. Симонов, Н. В. Дмитриевский, А. А. Абалихина и др.
Мариинский театр в этот период сосредоточился на освоении важнейших достижений западного балета 20 в. В его репертуар вошли культовые постановки Р. Пети («Юноша и Смерть» на музыку И. С. Баха и «Кармен» на музыку Ж. Бизе, обе – 1998), К. Макмиллана («Манон» на музыку Ж. Массне, 1999), Дж. Ноймайера («Весна и осень» на музыку А. Дворжака, «Тогда и теперь» на музыку М. Равеля, обе – 2001), Х. Ландера («Этюды» на музыку К. Черни), В. Ф. Нижинского («Весна священная» И. Ф. Стравинского), Б. Ф. Нижинской («Свадебка» Стравинского, все – 2003) и др. Важной работой, демонстрирующей уникальную классическую школу труппы, стала «Ундина» Ч. Пуньи в постановке П. Лакотта (2006).
Большой театр также продолжил освоение западной классики 20 в.: вечер хореографии Л. Ф. Мясина (2004), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети (2004, хореография Дж. Ноймайера), «В комнате наверху» на музыку Ф. Гласса (2006, хореография Т. Тарп) и др.
Одним из важнейших событий, определившим развитие российского балета в начале 21 в., стала постановка «Спящей красавицы» П. И. Чайковского (1999) в соответствии с записями спектакля М. И. Петипа, созданными в 1900 г. в Санкт-Петербурге по системе В. И. Степанова и хранящимися в Театральной коллекции Гарвардского университете (США). Работа, осуществлённая балетмейстером С. Г. Вихаревым, исследователем П. Д. Гершензоном и др., вызвала международный резонанс и была продолжена постановками «Баядерки» Л. Минкуса (2002) и «Пробуждения Флоры» Р. Дриго (2007), созданными в Мариинском театре той же бригадой. Она же осуществила постановку «Коппелии» Л. Делиба в Новосибирском театре оперы и балета (2000) и новую редакцию этого спектакля в Большом театре (2009).
А. О. Ратманский поддержал интерес к постановкам на основе исторических источников. Таким образом были поставлены «Корсар» А. Адана (2007, балетмейстеры Ратманский и Бурлака) и Большое классическое па из «Пахиты» Минкуса (2008, балетмейстер Бурлака), задумана «Эсмеральда» Ч. Пуньи (2009, балетмейстеры В. М. Медведев, Бурлака).
Большой театр стал инициатором возвращения на сцену традиций советского балета, в первую очередь драмбалета. В дополнение к «Светлому ручью» и «Болту» Д. Д. Шостаковича Ратманский поставил «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (2008). Театр последовательно восстанавливал и репертуар Ю. Н. Григоровича, составлявший его основу в 1960–1980-х гг.
В этих спектаклях Ратманский выдвинул новое поколение артистов, часть которых была приглашена из зарубежных компаний и региональных хореографических училищ: Н. П. Осипову, Е. В. Крысанову, А. М. Никулину, И. В. Васильева, Я. В. Годовского, В. М. Лопатина, А. Н. Меркурьева, Д. А. Савина, а также перешедшую из Мариинского театра С. Ю. Захарову.
Этот период отмечен активной деятельностью Театра балета Бориса Эйфмана. Б. Я. Эйфман создал собственный стиль балетного спектакля, балансирующего между неоклассическим танцем, танцем модерн, акробатикой и эстрадой. Среди его наиболее значительных постановок: «Чайковский» на музыку П. И. Чайковского (1993), «Карамазовы» на сборную музыку (1995), «Мой Иерусалим» на сборную музыку (1998), «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского (2005), «Чайка» на музыку С. В. Рахманинова и А. В. Ситковецкого (2007), «Онегин» Чайковского, Ситковецкого (2009), «Роден» на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне (2011), некоторые из них вошли также в репертуар зарубежных балетных компаний. Исполнительский коллектив театра обладал невероятной чуткостью и пониманием стиля хореографа, который, в свою очередь, создавал ведущие партии в расчёте на индивидуальность таких танцовщиков, как А. Е. Галичанин, И. А. Марков, О. А. Марков, В. Г. Арбузова, Е. А. Кузьмина, Ю. Г. Ананян, О. С. Габышев, Ю. А. Смекалов, М. Ю. Абашова, Л. В. Андреева и др.
2010–2020-е гг.
Большой и Мариинский театры продолжили развиваться в направлении, заданном в предыдущее десятилетие.
Среди наиболее значимых постановок в Большом театре: мировые премьеры балетов «Утраченные иллюзии» Л. А. Десятникова (2011, хореограф А. О. Ратманский), «Укрощение строптивой» на музыку Д. Д. Шостаковича (2014, хореограф Ж.-К. Майо), «Герой нашего времени» (2015) и «Нуреев» (2017; оба – И. А. Демуцкого, хореограф Ю. М. Посохов, режиссёр К. С. Серебренников), «Ундина» Х. В. Хенце (2016, хореограф В. В. Самодуров), «Чайка» Демуцкого (2021, хореограф Посохов, режиссёр А. А. Молочников), «Мастер и Маргарита» на музыку А. Г. Шнитке и М. Лазара (2021, хореограф Э. Клюг); а также «Херман Шмерманн» Т. Виллемса (2010), «Артефакт-сюита» на музыку Э. Кроссман-Хехт и И. С. Баха (2018; оба – хореограф У. Форсайт), «Симфония псалмов» на музыку Стравинского (2011) и «Забытая земля» на музыку Б. Бриттена (2017; оба – хореография И. Килиана), «Chroma» Дж. Тэлбота и Дж. Уайта (2011, хореограф У. Макгрегор), «Драгоценности» на музыку Форе, Стравинского и Чайковского (2012, хореография Дж. Баланчина), «Квартира» на музыку Fleshquartet (хореограф М. Эк) и «Весна священная» Стравинского (хореограф Т. В. Баганова; оба – 2013), «Онегин» на музыку П. И. Чайковского (2013, хореография Дж. Кранко), «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (2014) и «Анна Каренина» на музыку Чайковского, Шнитке, К. Стивенса (2018; оба – хореограф Дж. Ноймайер), «Совсем недолго вместе» на музыку М. Рихтера и Л. ван Бетховена (2016, хореографы С. Леон и П. Лайтфут), «Клетка» на музыку Стравинского (2018, хореография Дж. Роббинса), «Этюды» на музыку К. Черни (2017, хореография Х. Ландера), «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха и М. Розенталя (2019, хореография М. Бежара), «Зимняя сказка» Дж. Тэлбота (2019, хореограф К. Уилдон), «Жизель» А. Адана (2019, новая хореографическая версия А. О. Ратманского).
Мариинский театр в этот же период выпустил переносы на свою сцену балетов «Парк» на музыку В. А. Моцарта (2011, хореография А. Прельжокажа), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона (2012, хореография Дж. Баланчина), «Сильвия» Л. Делиба и «Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа (оба – хореография Ф. Аштона), «Инфра» на музыку М. Рихтера (хореограф Макгрегор), «Адажио Хаммерклавир» на музыку Л. ван Бетховена, «Вариации для двух пар» на сборную музыку, «Пять танго» на музыку А. Пьяццоллы, «Соло» на музыку И. С. Баха (все – 2014, хореография Х. ван Манена), «Push Comes to Shove» на музыку Й. Гайдна и Дж. Лэмба (2019, хореография Т. Тарп) и др.
Отзываясь на интерес к наследию советского времени, Мариинский театр восстановил шедевры драмбалета «Шурале» Ф. З. Яруллина (2009) и «Спартак» А. И. Хачатуряна (2010; оба – хореография Л. В. Якобсона). Важным было сотрудничество с хореографом Ратманским, дебютировавшим в Мариинском театре ещё в конце 20 в. постановками «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского, «Поэма экстаза» на музыку А. Н. Скрябина, «Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона (все – 1998), затем поставившим специально для труппы «Золушку» С. С. Прокофьева (2002) и «Конька-Горбунка» Р. К. Щедрина (2009), перенёсшим на его сцену свои постановки разных лет – «Анна Каренина» Щедрина (2010), «Concerto DSCH» на музыку Д. Д. Шостаковича (2013), «Лунный Пьеро» на музыку А. Шёнберга (2020), «Семь сонат» на музыку Д. Скарлатти (2020).
С 2012 г. в Мариинском театре начала работу «Творческая мастерская молодых хореографов». Среди спектаклей её участников, вошедших в репертуар: «Бемби» на музыку А. И. Головина и «В джунглях» на музыку А. Л. Локшина (оба – 2015), «Скрипичный концерт № 2» на музыку С. С. Прокофьева (2016; все – хореограф А. А. Пимонов), «Глина» на музыку Д. Мийо (2015), «Ярославна. Затмение» Б. И. Тищенко (2017), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (2019), «Бык на крыше» Мийо (2020; все – хореограф В. В. Варнава), «Времена года» на музыку М. Рихтера (2017), «Пульчинелла» Стравинского (2018; оба – хореограф И. И. Живой), «Балет № 2» на музыку А. Н. Цфасмана, «Дивертисмент короля» на музыку Ж.-Ф. Рамо (оба – 2015), «Русские тупики – II» на музыку Н. А. Хрущёвой (2020), «Байка», «Мавра» и «Поцелуй феи» Стравинского (2021; все – хореограф М. В. Петров).
На рубеже 2000–2010-х гг. ведущую роль в расширении интересов в хореографии принял на себя Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ), открывшийся после реконструкции. Он стал инициатором активного сотрудничества с хореографом Дж. Ноймайером («Чайка» на музыку Д. Д. Шостаковича, А. Н. Скрябина, Э. Гленн, 2007; «Русалочка» Л. Ауэрбах, 2011; «Татьяна» Ауэрбах, 2014, совместная постановка с Гамбургским балетом). На этой сцене состоялись российские дебюты постановок Ф. Аштона («Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа, 2009), Н. Дуато («В лесу» на музыку Э. Вила-Лобоса и В. Тизу, 2009; «За вас приемлю смерть» на музыку испанских композиторов, 2011), И. Килиана («Шесть танцев» и «Маленькая смерть» на музыку В. А. Моцарта, 2010, премия «Золотая маска» за лучший балетный спектакль, 2011; «Бессонница» на музыку Д. Хаубриха, 2012; «Восковые крылья» на сборную музыку, 2013). По инициативе худрука балета И. А. Зеленского в репертуар вошли постановки Р. Пети, Дж. Роббинса, К. Макмиллана, в середине 2010-х гг. обозначив МАМТ как российского лидера в знакомстве с традицией западной хореодрамы 20 в. Сменивший Зеленского на посту худрука балетной труппы Л. Илер значительно расширил репертуар, куда наряду с классикой попала новейшая современная хореография О. Нахарина, Ш. Эяль, М. Гёкке и др. Впервые в России были поставлены балеты в хореографии С. Лифаря («Сюита в белом» на музыку Э. Лало, 2017) и Р. Х. Нуреева («Дон Кихот» Л. Минкуса, 2019).
Другую линию развития предложил Михайловский театр (Санкт-Петербург). Его лидером в 2009 г. стал долгие годы живший на Западе российский педагог и балетмейстер М. Г. Мессерер. Он восстановил легендарные советские спектакли «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (2009, редакция А. А. Горского), «Лауренсия» А. А. Крейна (2010), «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (2013), «Класс-концерт» на сборную музыку (2014), «Коппелия» Л. Делиба (2020) и др. В 2011 г. труппу Михайловского театра возглавил Н. Дуато, первый в современной истории иностранец на посту художественного руководителя российской балетной труппы. Он поставил «Nunc Dimittis» на музыку А. Пярта и Д. Азагры и «Прелюдию» на музыку Г. Ф. Генделя, Л. ван Бетховена, Б. Бриттена (оба – 2011), перенёс свои постановки «Без слов» на музыку Ф. Шуберта, «Дуэнде» на музыку К. Дебюсси (обе – 2011), «Многогранность. Формы тишины и пустоты» на музыку И. С. Баха и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (обе – 2012), «В лесу» на музыку Э. Вила-Лобоса и В. Тизу (2013), «Белая тьма» на музыку К. Дженкинса (2014). Ради сотрудничества с ним в Михайловский театр перешёл Л. Д. Сарафанов. На ведущее положение выдвинулись Е. Г. Борченко, А. Э. Воронцова, О. Ф. Бондарева, И. В. Перрен, А. М. Соболева, В. А. Лебедев, М. Р. Шемиунов. Несколько лет с труппой выступали Н. П. Осипова и И. В. Васильев, приглашёнными солистами были Д. В. Вишнёва, П. Семионова, И. П. Колб, Ф. Фогель, Н. М. Цискаридзе и др.
В 2010-х гг. статус лидера перехватили Пермский театр оперы и балета и «Урал Опера Балет». Их балетные коллективы возглавили соответственно А. Г. Мирошниченко (с 2020 – А. А. Пимонов) и В. В. Самодуров, привнёсшие в традиционные региональные театры актуальные тенденции. Обе труппы обладают комплектом основного классического репертуара. В то же время регулярно выпускают оригинальные премьеры [«Вариации на тему рококо» на музыку П. И. Чайковского, «Шут» С. С. Прокофьева, обе – 2011; «Оранго» и «Условно убитый» на музыку Д. Д. Шостаковича, обе –2015; «Золушка» Прокофьева, 2016; «Щелкунчик» Чайковского, 2017 (все – Пермь, хореограф Мирошниченко); «Вариации Сальери» на музыку А. Сальери, 2013; «Цветоделика» на музыку Чайковского, Пярта, Пуленка, 2014; «Занавес» на музыку О. Респиги, 2015; «Ромео и Джульетта» Прокофьева, 2016; «Пахита» Ю. В. Красавина (хореография Самодурова совместно с С. Г. Вихаревым), 2018; «Приказ короля» А. А. Королёва, 2018; «Конёк-горбунок» Королёва (хореография совместно с Пимоновым), 2021 (все – Екатеринбург, хореограф Самодуров)]. В то же время обе труппы включают в репертуар балеты Дж. Баланчина. В Перми осваивают постановки И. Килиана, У. Форсайта, Ф. Аштона, К. Макмиллана. Екатеринбургский театр первым в России поставил балеты Х. ван Манена («Пять танго» на музыку А. Пьяццоллы, 2013), С. Леон и П. Лайтфута («Осторожной поступью», 2015), пригласил Вихарева («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, 2015), включает в репертуар хореографию А. Бурнонвиля.
Регулярно внимание привлекает деятельность Новосибирского и Красноярского театров оперы и балета. В Новосибирске поставлены балеты Баланчина, Пети, Тарп, возобновлены «Ромео и Джульетта» Прокофьева в версии О. М. Виноградова (2016), созданной для этой труппы; на постановки были приглашены хореографы Э. Льянг, П. де Бана, Э. Клюг, Н. Дуато. В Красноярске с конца 1990-х гг. работает С. Р. Бобров. Среди его постановок: «Царь-рыба» В. Я. Пороцкого (1999), «Дочь Эдипа» на сборную музыку (2000), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (2001), «Ромео и Джульетта» (2005), «Золушка» (2007; оба – С. С. Прокофьева), «Инфанта и шут» на музыку А. Г. Шнитке (2008), «Весна священная» И. Ф. Стравинского (2010), «Электра» на музыку Р. Штрауса (2012), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (новая сценическая редакция, 2014), «Катарина, или Дочь разбойника» Ч. Пуньи (2021, совместно с Ю. Г. Малхасянц). Труппа исполняет также балеты Ю. Н. Григоровича, В. В. Васильева и др.
Отдельными громкими акциями заявляют о себе Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона, Башкирский, Воронежский, Самарский, Татарский, Марийский театры оперы и балета, Ростовский и Карельский музыкальные театры и др.
Пришло новое поколение исполнителей, с одной стороны, продолжающих развитие русской школы, с другой – стремящихся к синтезу лучших мировых достижений: Н. Г. Балахничёва, Е. А. Березина, И. Н. Билаш, П. Б. Булдакова, Е. В. Воробьёва, Н. А. Домрачева (де Фробервиль), Н. А. Ершова, А. А. Жарова, О. В. Кардаш, Е. Б. Кондаурова, Г. Г. Мавлюкасова, О. Г. Новикова, А. Е. Оль, Т. Б. Предеина, Е. А. Свинко, О. В. Скорик, О. В. Смирнова, А. А. Сомова, Н. М. Сомова, В. В. Терёшкина, А. С. Беляков, Г. П. Болсуновский, Кимин Ким, В. В. Лантратов, С. Ю. Мануйлов, А. В. Меркушев, А. В. Овчаренко, Р. Ю. Полковников, С. В. Полунин, А. В. Сергеев, Г. А. Смилевски, Д. С. Соболевский, С. С. Чудин, В. А. Шкляров.
В 21 в. во многом под влиянием новых технологий ощутимо расширяется зрительская аудитория. Становятся многообразнее формы балетного театра и его пропаганды. Растёт число хореографических училищ, частных балетных студий и школ для непрофессиональных занятий хореографией. Множатся телевизионные проекты: «Большой балет» (ВГТРК – канал «Культура К»), «Болеро» (Первый канал), Всероссийский телеконкурс молодых исполнителей «Русский балет». Форму 4-летнего цикла приобрёл Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, проходящий каждый год в разных номинациях (классический балет, народно-характерный танец, современный танец, хореография). Профессиональная балетная критика сведена к минимуму, но большим спросом пользуются популяризаторские интернет-ресурсы и лекции. Постепенно возрождается научный интерес к балету и танцевальному искусству в целом, проводятся научные конференции и выставки, издаются книги о разных аспектах темы.
С 1994 г. ежегодно присуждается профессиональный балетный приз «Душа танца» (учреждён журналом «Балет» и Министерством культуры РФ).
Среди крупнейших конкурсов и фестивалей, возникших в этот период: Международный фестиваль балета «Мариинский» (с 2001, Санкт-Петербург), Международный фестиваль балета Dance Open (с 2001, до 2007 – Всероссийский; Санкт-Петербург), Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» (с 2002, Челябинск), Международный Дягилевский фестиваль (с 2003, Пермь), Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (с 2006, Сочи), Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов (с 2013, Москва), Международный конкурс балета «Гран-при Сибири» (с 2014, Красноярск).