Бобров Сергей Рудольфович
Бобро́в Серге́й Рудо́льфович (род. 6.9.1963, Москва), российский артист балета, хореограф, заслуженный артист РФ (2007).
В 1981 г. окончил Московское академическое хореографическое училище (класс Л. Т. Жданова). Учился на балетмейстерском факультете ГИТИСа, в 1993 г. окончил балетмейстерский факультет Московской государственной академии хореографии (педагог Ю. Н. Григорович).
В 1981–2001 гг. в Большом театре. Благодаря темпераменту, энергии, умению через пластику и жест передать образ быстро занял положение характерного солиста. Среди партий: Сальери («Моцарт и Сальери» на музыку В. А. Моцарта и А. Сальери), Дон Хуан («Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова), Лезгинка («Гаянэ»), один из Пастухов («Спартак», оба – А. И. Хачатуряна), Хлестаков («Эскизы» на музыку А. Г. Шнитке), Матрос и Конферансье (оба – «Золотой век» Д. Д. Шостаковича), Индийская кукла («Щелкунчик»), Злой гений («Лебединое озеро» в версии Григоровича), Испанский и Неаполитанский танцы («Лебединое озеро» в версии В. В. Васильева), Принц Фортюне и Каталабют («Спящая красавица», все – П. И. Чайковского), Венгерский танец («Раймонда» А. К. Глазунова), один из Опричников («Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева), Бирбанто («Корсар»), Ганс («Жизель», оба – А. Адана), Болеро («Дон Кихот» Л. Минкуса), Принц Лимон («Чиполлино» К. С. Хачатуряна), Мазурка и Краковяк («Польский бал» в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин»).
Лауреат 1-й премии Межрегионального конкурса балетмейстеров и артистов балета (1991, Москва), 2-й премии 1-го Международного конкурса имени С. Лифаря в Киеве (1994), 2-й премии 9-го Международного конкурса артистов балета и хореографов (2001, Москва).
Среди постановок: «Электра» на музыку Р. Штрауса (1992, совместно с А. А. Меланьиным, труппа «Большой театр – студия Юрия Григоровича», Москва), «Антигона» на сборную музыку (1995), «Инфанта и шут» на музыку А. Г. Шнитке (1996; балет был показан на посвящённом 50-летию ООН Международном фестивале в Сан-Франциско и положил начало международной карьере С. Р. Боброва). В этих постановках проявил себя как один из ярких хореографов своего поколения, продолжающий традиции русского балета с его интересом к серьёзной драматургии, большой литературе, академической музыке, языку классического танца и формам классического балета.
В 1999 г. дебютировал в Красноярском театре оперы и балета постановкой спектакля «Царь-рыба» В. Я. Пороцкого. В 2003 г. стал главным балетмейстером труппы, в 2006–2022 гг. художественный руководитель театра. Среди постановок: «КонТУРданс» (балетный дивертисмент, 2000), «Дочь Эдипа» на сборную музыку (2000; лауреат Красноярского краевого фестиваля «Театральная весна», 2001), «Щелкунчик» (2001), «Лебединое озеро» (2002, новая сценическая редакция – 2014; лауреат Красноярского краевого фестиваля «Театральная весна», 2015; оба – П. И. Чайковского), «Кармен» на музыку Ж. Бизе (2002), «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Спящая красавица» П. И. Чайковского (оба – 2003), «Баядерка» Л. Минкуса (2004), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (2005, спектакль выдвинут на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в 3 номинациях, в том числе за работу хореографа, 2006; лауреат фестиваля «Театральная столица края», 2006), «Жизель» А. Адана (2006), «Золушка» Прокофьева (2007), «Инфанта и шут» на музыку А. Г. Шнитке (2008), «Весна священная» И. Ф. Стравинского (2010, новая хореографическая редакция, 2018), «Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова (2011, совместно с Ю. Г. Малхасянц), «Электра» на музыку Р. Штрауса (2012), «Катарина, или Дочь разбойника» Ч. Пуньи (2021, совместно с Малхасянц). Режиссёр балетов «Ханука» на популярные еврейские мелодии (2017, специальный приз жюри «За творческий поиск» Красноярского краевого фестиваля «Театральная весна», 2018), «Чёрный человек» О. Л. Проститова (2022).
Работает как режиссёр оперы: «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского (2007), перформанс-феерия «Lumen Magicus» (2008), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (2009), опера-балет «Кармен» на музыку Ж. Бизе (2013, «Лучшая премьера сезона в музыкальном театре», «Лучшая работа режиссёра-постановщика в театре оперы и балета» Красноярского краевого фестиваля «Театральная весна», 2014).
Автор новой сценической редакции и хореографии оперы «Кавказский пленник» Ц. А. Кюи (2017, Национальная российская оперная премия «Онегин» в номинации «Событие. Возрождение/Традиции», 2017; лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска», 2018; приз Красноярского краевого фестиваля «Театральная весна» в номинации «Лучшая работа балетмейстера-постановщика в спектакле музыкального театра», 2018), «Груди Терезия» Ф. Пуленка (2019; номинант Российской национальной театральной премии «Золотая маска», 2020).
Автор новой сценической редакции спектакля режиссёра Б. А. Покровского «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (2012).
Куратор постановки оперы «Борис Годунов» в первой редакции Мусоргского (2014).
Режиссёр по хореографии оперы А. В. Чайковского «Ермак» (2019).
Организатор и художественный руководитель международных форумов «Балет XXI век», которые ежегодно проходят в Красноярске с 2010 г. На форуме, посвящённом 85-летию Ю. Н. Григоровича, исполнил партию Северьяна в балете «Каменный цветок» С. С. Прокофьева (2012). Инициатор ежегодного международного оперного фестиваля «Парад звёзд в оперном» (Красноярск).
Поставил балеты «Электра» на музыку Р. Штрауса и «Антигона» на сборную музыку в Софийской национальной опере (2013).
В 2014–2015 гг. главный балетмейстер Варненской оперы (Болгария), где поставил «Танец Кармен» на музыку Ж. Бизе (2014), «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Дон Кихот» Л. Минкуса (оба – 2016).