Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
Екатеринбу́ргский госуда́рственный академи́ческий теа́тр о́перы и бале́та, один из крупнейших оперно-балетных театров России. Открыт в 1912 г. С 1919 г. Государственный театр имени А. В. Луначарского, с 1924 г. Государственный оперный театр имени А. В. Луначарского, с 1931 г. Свердловский государственный театр оперы и балета имени А. В. Луначарского, с 1966 г. академический. В 1991 г. получил современное название. Известен также как «Урал Опера Балет» (с 2018).
Предыстория, открытие, первые годы работы
Открыт в 1912 г. в специально построенном здании Нового городского театра (архитектор В. Н. Семёнов) как Опера городской театральной дирекции. Открытию театра предшествовали музыкальные и театральные антрепризы, гастролирующие труппы (в том числе оперная труппа П. М. Медведева, дирижёр У. И. Авранек, сезон 1879/1880), деятельность екатеринбургского музыкального кружка.
Свой 1-й сезон под руководством Екатеринбургской театральной дирекции во главе с П. Ф. Давыдовым театр открыл 29 сентября (12 октября) 1912 г. оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя» (дирижёр С. Барбини, режиссёр А. Я. Альтшуллер). Уже в 1-м сезоне было поставлено 37 опер, среди множества популярных классических произведений встречались и репертуарные редкости: «Жидовка» Ф. Галеви, «Андре Шенье» У. Джордано, «Заза» и «Латинский квартал» Р. Леонкавалло, «Африканка» Дж. Мейербера. Екатеринбургский оперный театр с самого рождения ориентировался на формирование собственного репертуарного лица.
В 1914 г. хореограф Ф. Ф. Трояновский поставил 1-й балетный спектакль «Волшебная флейта» с музыкой Р. Дриго.
Оперный театр имени А. В. Луначарского
Летом 1919 г. театр поступил в ведение городского совета и получил имя А. В. Луначарского; открылся оперой «Фауст» Ш. Гуно.
В 1920-е гг. в театре работали: дирижёры – А. Э. Маргулян, А. М. Пазовский, В. В. Бердяев, Л. П. Штейнберг, И. О. Палицын; режиссёр Н. Н. Боголюбов; артисты оперы – Д. С. Аграновский, Ф. С. Мухтарова, В. Г. Ухов, А. Н. Ульянов, Е. С. Сливинская. Свой творческий путь здесь начинали певцы С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, братья Алексей С. Пирогов и Г. С. Пирогов, режиссёры В. А. Лосский и Л. В. Баратов. Среди оперных постановок: «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Аида», «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Фауст» Ш. Гуно, «Орлиный бунт» А. Ф. Пащенко, «Дубровский» Э. Ф. Направника, «Декабристы» В. А. Золотарёва, 1-я опера уральского автора – «Овод» В. Н. Трамбицкого. Хореографы П. К. Йоркин, затем М. Ф. Моисеев ставили балетную классику: «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Лебединое озеро» Чайковского, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, балеты современных композиторов – «Мирра» Л. П. Штейнберга и «Красный мак» Р. М. Глиэра.
Театр оперы и балета
Опера
В 1931 г. Государственный оперный театр имени А. В. Луначарского первым среди нестоличных театров отказался от посезонного набора труппы и перешёл на стационарную форму существования, завершив формирование оперной и балетной трупп. В том же году приобрёл новый статус и получил новое название – Свердловский государственный театр оперы и балета имени А. В. Луначарского. Тогда же состоялись и первые гастроли – в Воронеже.
Перед началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. театр имел репутацию одного из крупнейших в стране. Художественную политику определяли дирижёры А. Э. Маргулян и А. А. Людмилин, режиссёры И. И. Келлер и Л. В. Баратов, художники А. В. Дубровин и В. А. Людмилин. Среди постановок тех лет: «Тоска» Дж. Пуччини, «Лоэнгрин» Вагнера, «Фауст» Гуно, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Кармен» Бизе, советские оперы – «Орлёна» Трамбицкого, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. И. Дзержинского. Работали певцы: Д. Т. Спришевская, И. М. Горелов, А. П. Месняев, А. В. Новиков, А. А. Шидловский, А. В. Колодуб, Д. Я. Пантофель-Нечецкая, М. Р. Глазунова, Н. Ф. Щегольков. В мае 1937 г. прошли первые гастроли театра в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
В годы войны театр работал практически без выходных, хотя часть коллектива ушла на фронт. Артисты дали более 4 тыс. концертов. Репертуар пополнялся русской и зарубежной классикой, операми современных композиторов – «Надежда Светлова» Дзержинского, «Суворов» С. Н. Василенко, «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля, наибольший успех снискала «Гроза» Трамбицкого. 100-летнему юбилею Н. А. Римского-Корсакова было посвящено несколько спектаклей, в том числе и редко идущая опера «Псковитянка» с прологом «Вера Шелога» (1944). В связи с постановкой оперы «Отелло» Верди (дирижёр Маргулян, режиссёр Е. А. Брилль, художник А. А. Кузьмин, солисты Н. И. Киселевская и А. Г. Азрикан) театр удостоился Сталинской премии первым из нестоличных театров (премия 2-й степени за 1945, присуждена в 1946).
В послевоенные годы театр под руководством М. Е. Ганелина (директор театра в 1948–1969) взял курс на обновление. Музыкальными лидерами стали дирижёры С. С. Бергольц и сменивший его А. Д. Шморгонер, вместе с ними работали режиссёры Б. М. Кушнир, М. Л. Минский, художник Н. В. Ситников. Любимцами свердловской публики стали солисты оперы В. А. Китаева, Н. К. Даутов, Я. Х. Вутирас. В труппу пришли выпускники Уральской консерватории певцы В. М. Нестягина, Л. Э. Краснопольская, И. П. Семёнов, а также А. П. Равковская, А. П. Никитин, Л. Т. Коновалова, Г. М. Зелюк. Здесь начинали свою карьеру крупнейшие советские певцы И. К. Архипова, Б. Т. Штоколов, Ю. А. Гуляев, Е. В. Алтухова.
Театр продолжал современную репертуарную линию, были поставлены оперы «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1951), «В бурю» Т. Н. Хренникова (1952), «Таня» Г. Г. Крейтнера (1954), «Охоня» Г. Н. Белоглазова (1956), «Тропою грома» М. Я. Магиденко (1959), «Бравый солдат Швейк» А. Э. Спадавеккиа (1962). В 1955 г. театр одним из первых в стране осуществил постановку оперы Верди «Симон Бокканегра» (дирижёр А. А. Людмилин, режиссёр Минский, художник В. А. Людмилин).
В 1958 г. прошли первые гастроли театра в Москве, ведущие работники театра получили почётные звания. Праздничная декада в честь 50-летия театра в 1962 г. открылась премьерой оперы К. А. Кацман «Половодье», для участия в спектаклях приехали давние солисты театра – знаменитости И. К. Архипова и И. С. Козловский.
В 1960-е гг. выдвинулся постановочный дуэт в лице дирижёра К. К. Тихонова и режиссёра М. Л. Минского, осуществивший постановки опер «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева, «Даиси» З. П. Палиашвили. Работали дирижёры Е. В. Манаев и Э. И. Красовицкий, пришли молодые В. М. Горелик и В. Г. Васильев. Репертуар вновь обогатился образцами современной советской оперы: «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина (1964), «Оптимистическая трагедия» (1966) и «Анна Снегина» (1967) А. Н. Холминова; оперный цикл К. В. Молчанова – «Ромео, Джульетта и тьма» (1967), «Русская женщина» (1979), «Зори здесь тихие» (1975); детская опера «Ай да Балда» Б. П. Кравченко (1974), состоялись премьеры оперных произведений уральских композиторов: «Товарищ Андрей» Б. Д. Гибалина (1967), «Мальчиш-Кибальчиш» К. А. Кацман (1969), «Орлёна» В. Н. Трамбицкого (3-я редакция оперы, 1973). Солисты оперы в этот период: О. В. Клёнов, В. И. Анисимов, И. И. Щетинин, А. С. Шабунио, Н. Н. Голышев, Л. А. Громыко, С. В. Зализняк, О. А. Агафонов, А. Р. Бондарец, О. С. Плетенко, Л. Г. Владимирова (Васильева), В. Ю. Писарев.
В 1974 г. в Свердловском театре оперы и балета состоялась первая в СССР постановка оперы Р. Штрауса «Арабелла» (дирижёр К. К. Тихонов, режиссёр В. А. Курочкин, художник В. А. Людмилин). Несколько сезонов в театре проработал дирижёр Е. В. Колобов (в 1977–1981 главный дирижёр). Большим художественным достижением была признана постановка оперы «Травиата» Верди (1975), выдвинувшая молодых солистов – Т. И. Бобровицкую и А. П. Жилкина и ставшая спектаклем-долгожителем. Опера А. П. Петрова «Пётр I» (1978) – новая вершина в истории театра, в ней проявили себя молодые певцы В. М. Огновенко, О. И. Соловьёва, Н. С. Моисеенко, хормейстер Н. Г. Попович. В 1979 г. Колобов впервые в Свердловске поставил итальянскую оперу на языке оригинала – «Сила судьбы» Верди. Обе постановки стали кульминационными в московских гастролях 1979 г. В числе других дирижёрских работ Колобова – оперы «Служанка-госпожа» Дж. Перголези (1978), «Верность» К. В. Молчанова (по повести В. П. Астафьева) и несомненные удачи в балетном репертуаре: «Сотворение мира» и «Пушкин» Петрова, «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
С марта 1981 по февраль 1983 гг. театр находился на капитальной реконструкции (автор проекта А. Е. Заславский): существенно модернизированы сцена, зал, служебные и репетиционные помещения. В период директорства В. С. Вяткина (1981–2004), кроме того, было сформировано новое звено художественных лидеров: главный дирижёр Е. В. Бражник (1982–2006), главный режиссёр А. Б. Титель (1985–1991), главный балетмейстер А. А. Дементьев (1983–1993), главный хормейстер В. А. Копанев (1981–1988, 2007–2010). В качестве сценографов выступали Э. Д. Гейдебрехт и Ю. С. Устинов (в 1980–1988 главный художник), позднее также В. Я. Левенталь.
Ставка на молодых, талантливых и амбициозных творцов сработала: Свердловский театр оперы и балета целое десятилетие (1981–1991) приковывал к себе внимание местной публики и столичной критики, получил славу новаторского и негласный титул «свердловский феномен». В этот период едва ли не каждый оперный спектакль становился событием в масштабах всей страны, это «Борис Годунов» Мусоргского (1983), мировая премьера оперы В. А. Кобекина «Пророк» (1984, первая в истории театра Государственная премия СССР, 1987), «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (1985), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1986), «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (1987), «Антигона» В. П. Лобанова (1989, мировая премьера), «Обручение в монастыре» Прокофьева (1991) и др. В этих спектаклях выдвинулось поколение певцов-актёров: Т. И. Бобровицкая, А. П. Жилкин, В. П. Петров, В. И. Тюменцев, А. М. Баскин, С. И. Вялков, М. Б. Хохлогорская, В. М. Добровольская. Продолжилось содружество с уральскими авторами – Кацман («Сёстры мои», 1985) и Кобекиным (дилогия «Шут и Король» и «Счастливый принц», 1991). В декабре 1987 г. театр с успехом показал оперы «Пророк» и «Сказки Гофмана» на 1-м Всесоюзном фестивале музыкальных театров «Театр и время» в Минске. В октябре 1990 г. выступил в московском Большом театре на фестивале «Оперная панорама» («Катерина Измайлова», «Антигона»).
После отъезда А. Б. Тителя в Москву (1991) оперная труппа лишилась главного режиссёра и не имеет его поныне (по данным на 2023). В 1990-е гг. лидер театра Е. В. Бражник сотрудничал с разными постановщиками: итальянским режиссёром М.-Ф. Сичилиани («Тоска» Пуччини, 1992, «Трубадур» Верди,1995), немецким – П. Виттигом («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, 1995), с отечественными режиссёрами – Г. Г. Исаакяном (оперы Чайковского «Пиковая дама», 1993, «Мазепа», 1999, «Иоланта», 2001; «Русалочка» А. Дворжака, 2000), К. С. Стрежневым («Сорочинская ярмарка» Мусоргского, 1994, «Фальстаф» Верди, 2005), Д. А. Бертманом («Царская невеста» Римского-Корсакова, 2002), П. И. Кобликом («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, 2001, «Дочь полка» Г. Доницетти, 2002). «Травиату» Бражник поставил сам (1998). Его соратниками стали В. С. Давыдова (в 1990–2007 главный хормейстер), С. И. Фесько (в 1996–2010 главный художник). Удача в детском репертуаре – «Морозко» В. М. Бочарова (2003); композитор выступил и в качестве дирижёра. В театре в эти годы работали также дирижёр В. Э. Лягас, режиссёры Л. А. Якушев, В. А. Фадиев, сотрудничали художники В. А. Окунев, Т. Г. Тулубьева и И. А. Нежный, А. И. Нежный. Ведущие певцы этого периода: Е. С. Борисевич, А. В. Борисевич, Г. В. Горчакова, Н. С. Дацко, Н. Ю. Рыжкова, С. Ю. Пастухова, Н. И. Шляпникова, Е. М. Нейжмак, Н. В. Мокеева, Н. А. Карлова, В. А. Полторак, А. И. Григорьев, Г. А. Куклин, И. Ф. Наумова, В. П. Захаров, В. А. Могилин, Ю. А. Девин.
С начала 1990-х гг. сцена Екатеринбургского театра оперы и балета неоднократно принимала международный фестиваль «Ирина Архипова представляет...», а позднее – ежегодную «Всероссийскую ярмарку певцов» под эгидой Г. П. Вишневской.
В 2006 г. произошла полная смена руководства театра, с этого времени его возглавляет директор А. Г. Шишкин (данные на 2023). В начальный период его деятельности на постановки активно приглашались дирижёры – В. Пяхн, М. Гюттлер, А. А. Людмилин, М. Г. Грановский, С. В. Стадлер, Ф. Мастранджело, А. Н. Лазарев, режиссёры – А. О. Степанюк, И. А. Габитов, Б. А. Морозов, У. Шварц, М. А. Панджавидзе, Ю. К. Лаптев и др. Результат работы приезжих постановщиков – репертуар с преобладанием классики, решённой в традиционном, а порой и «музейном» ключе: это оперы – «Снегурочка» (2006) и «Царская невеста» (2009) Римского-Корсакова, «Хованщина» Мусоргского (2007), «Пиковая дама» Чайковского (2008), «Руслан и Людмила» Глинки (2010), «Князь Игорь» Бородина (2011), «Травиата» Верди (2007); «Тоска» (2007), «Мадам Баттерфляй» (2008) и «Богема» (2010) Пуччини; «Свадьба Фигаро» (2009) и «Дон Жуан» (2010) Моцарта; несколько разнообразили афишу опера «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка (2009) и др.
Перелом в художественной стратегии наступил в 2011 г. Появились оперные постановки, в которых проявились черты современного режиссёрского театра: «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (2011, режиссёр У. Шварц), «Граф Ори» Россини (2012, режиссёр И. Г. Ушаков), «Борис Годунов» (2012, режиссёр Титель), «Летучий голландец» Вагнера (2013, режиссёр П. Каррен), «Кармен» Бизе (2015, режиссёр Титель). Большой резонанс имели оперные постановки: «Сатьяграха» Ф. Гласса (2014, российская премьера), «Пассажирка» М. С. Вайнберга (2016, российская сценическая премьера), «Греческие пассионы» Б. Мартину (2018, российская премьера; все – режиссёр Т. Штрасбергер, США), «Три сестры» П. Этвёша (2019, российская премьера, режиссёр К. Олден), а также «Риголетто» Верди (2019, режиссёр А. Б. Франдетти), «Любовь издалека» К. Саариахо (2021, российская премьера, режиссёр Я. Калесидис), «Евгений Онегин» (2021, режиссёр Д. Е. Волкострелов), «Черевички» Чайковского (2022, режиссёр Б. Д. Павлович).
Должность главного дирижёра в последние годы занимали П. Е. Клиничев (2010–2015), О. фон Дохнаньи (2015–2019), с 2019 г. – К. Ю. Чудовский. В числе певцов – солистов театра: Н. Ю. Бабинцева, О. В. Вутирас, Н. А. Карлова, Н. В. Мокеева, Е. С. Павлова (Дементьева), В. Д. Позолотина, Т. Л. Никанорова, О. А. Семенищева, О. Р. Стародубова (Тенякова), О. О. Бударацкий, В. М. Гордеев, Ю. А. Девин, А. А. Краснов, Е. Ю. Крюков, М. В. Коробейников, И. Р. Рахимов, А. Ю. Семенищев, Д. А. Стародубов, С. В. Осовин, А. А. Решетников, В. В. Трошин, М. О. Шлыков.
Балет
В 1931 г. завершилось формирование балетной труппы. Перед Великой Отечественной войной постановщики, и прежде всего С. Н. Сергеев, ставили классику и новые балеты советских композиторов, утверждая первенство жанра хореодрамы. Молодой Л. В. Якобсон воплотил балет «Утраченные иллюзии» Б. В. Асафьева (1936), Я. В. Романовский поставил балет Асафьева «Кавказский пленник» (1939), а перед самой войной осуществилась постановка созданного по заказу театра ещё одного балета Асафьева – «Суламифь» (1941, хореограф В. А. Кононович). В балетной труппе работали танцовщики: А. Н. Вронская, К. И. Сальникова, В. К. Мерхасина, А. П. Бабанин, А. Р. Томский, О. Н. Сталинский, В. А. Преображенский.
В годы войны в балетную труппу вошли ведущие танцовщики: К. А. Кузьмичёва, Н. Ф. Млодзинская, К. Г. Черменская, В. И. Наумкин, Н. Ф. Орешкевич. Событиями стали премьеры балетов «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (балетмейстер Н. А. Анисимова, 1943) и «Каменный цветок» уральского композитора А. Г. Фридлендера (балетмейстер К. А. Муллер, 1944).
Удачи в послевоенном балете, как и в опере, были связаны с новым репертуаром: «Берег счастья» Спадавеккиа (балетмейстер М. М. Газиев, 1953), «Левша» Б. А. Александрова (балетмейстер Я. В. Романовский, 1954), «Бесприданница» Фридлендера (балетмейстер Г. И. Язвинский, 1958). Ведущие танцовщики этого периода: С. Л. Тарановская, Н. И. Меновщикова, Ч. К. Жебраускас, В. И. Круглов.
Свердловский балет 1960–1970-х гг. – профессионально крепкая труппа, но, в отличие от оперной труппы, то и дело остающаяся без лидера, без ясной художественной программы, внятной репертуарной политики. С постановки балета «Барышня и хулиган» на музыку Д. Д. Шостаковича (1964, балетмейстер К. Ф. Боярский) началась практика переноса хорошо зарекомендовавших себя отечественных спектаклей. Свои спектакли здесь осуществили А. В. Чичинадзе («Франческа да Римини» на музыку П. И. Чайковского, 1965), Е. А. Чанга («Спартак» Хачатуряна, 1966), И. Д. Бельский («Ленинградская симфония» на музыку Шостаковича, 1968; «Щелкунчик» Чайковского, 1980), Н. Н. Боярчиков («Слуга двух господ» М. И. Чулаки, 1976), М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов («Анна Каренина» Р. К. Щедрина, 1978), Аз. М. Плисецкий, Ал. М. Плисецкий («Кармен-сюита» Бизе – Щедрина, по постановке Альберто Алонсо, 1979), Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв («Сотворение мира» А. П. Петрова, 1979; «Пушкин» Петрова, 1980; «Ромео и Джульетта» Прокофьева (афишное название «Повесть о Ромео и Джульетте», 1981). В этот период наблюдался расцвет балетной труппы; помимо Н. И. Меновщиковой (первая в истории этого театра народная артистка СССР), здесь танцевали Е. Р. Гускина, В. В. Кузнецова, М. П. Окатова Е. А. Степаненко, Н. А. Ильченко, К. П. Бруднов, А. А. Григорьев, Н. В. Остапенко, А. Ф. Фёдоров, Л. А. Воробьёва.
Балетную труппу в 1995–2002 гг. возглавлял О. В. Игнатьев; основные постановки: «Золушка» Прокофьева (1995), «На круги своя» на музыку зарубежных композиторов (1999), «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова (2000), «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига (2001). Балет «Легенда о любви» А. Меликова поставил Ю. Н. Григорович (1997). Затем постановки классических балетов осуществлял В. М. Гордеев: «Лебединое озеро» (2003) и «Щелкунчик» (2004) Чайковского, «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова и «Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера (оба – 2005). С труппой сотрудничали балетмейстеры: Ж. Г. Бар, А. Б. Петров, Л. И. Семеняка, В. М. Медведев. В труппе – танцовщики: В. Ю. Кусакин, Н. С. Иванова, М. О. Рудина, С. А. Кращенко, В. В. Механошин, Н. В. Кузнецова, Е. В. Грозных (Трубецкова), Р. И. Габдуллин. Среди постановок: «Каменный цветок» Прокофьева (2008), «Корсар» (2007) и «Жизель» (2009) Адана, «Любовь и Смерть» П. Бюль-Бюль оглы (балетмейстер Н. А. Малыгина, 2009), «Катя и Принц Сиама» П. Б. Овсянникова (балетмейстер В. М. Медведев, 2011).
В переломный период (с 2011) к управлению балетом пришёл В. В. Самодуров, после постановки «Amore Buffo» (на музыку оперы «Любовный напиток» Доницетти, 2012) занявший должность художественного руководителя труппы. Впервые за свою историю екатеринбургский балет получил руководителя петербургской школы и с опытом работы на европейской сцене, поставившего целью развитие классического балета в современном контексте. Основные постановки: «Cantus Arсticus» Э. Раутаваары (2013), «Вариации Сальери» на музыку А. Сальери (2013), «Цветоделика» на музыку Чайковского, А. Пярта, Ф. Пуленка (2014), «Занавес» на музыку О. Респиги (2015), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (2016), «Снежная королева» А. М. Васильева (2016, впервые на сцене); «Приказ короля» (2018, впервые на сцене) и «Конёк-Горбунок» А. А. Королёва (2021, хореографы Самодуров и А. А. Пимонов). В репертуаре появились «Вальпургиева ночь» (на музыку из оперы «Фауст» Гуно) в хореографии Дж. Баланчина (2019), вечера одноактных балетов – «L.A.D.» на музыку Л. А. Десятникова (2021, хореографы М. В. Петров, М. А. Севагин, А. А. Кайдановский, Самодуров), «Павильон Армиды. Венгерские танцы. Sextus Propertius» (2023, хореографы Петров, Пимонов, Самодуров). Обновилась и балетная классика, которая ставится и в концептуальном ключе, как «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля (2015, постановка С. Г. Вихарева) и «Пахита» Э. Дельдевеза и Л. Минкуса в транскрипции Ю. В. Красавина (2018, постановка Вихарева и Самодурова), и в классическом виде, как «Дон Кихот» Минкуса (2019), «Неаполь» на музыку Х. С. Паулли и Э. Хёльстеда (хореография А. Бурнонвиля), «Видение розы» К. М. фон Вебера (хореография М. М. Фокина, 2021), «Сильфида» Г. Лёвеншелля (2023).
В 2023 г. к руководству балетной труппой пришёл Максим Петров: в марте – июле главный балетмейстер ( в том числе руководил выпуском «Сильфиды»), с августа художественный руководитель. Танцовщики труппы: Е. Н. Балобанов, И. В. Булыцын, А. Н. Вешкурцев, Е. В. Воробьёва, А. С. Домке, А. Каггеджи, Е. В. Кабанова, Кувабара Мана, Е. Н. Кузнецова, А. В. Меркушев, М. С. Михеева, Нисигути Мики, Г. Э. Сагеев, Тэрада Томоха, М. И. Хушутин, Ясумура Хидэки.