Пьяццолла Астор
Пьяццо́лла А́стор, Астор Панталеон Пьяццолла (Ástor Pantaleón Piazzolla) (11.3.1921, Мар-дель-Плата – 4.7.1992, Буэнос-Айрес; похоронен на кладбище Хардин-де-Пас в г. Пилар, провинция Буэнос-Айрес), аргентинский композитор и бандонеонист. Важнейший представитель направления «новое танго» (исп. nuevo tango).
Творческий путь
Внук итальянских иммигрантов. Назван в честь Астора Болоньини – друга отца, виолончелиста Чикагского симфонического оркестра и руководителя ансамбля Quinteto Criollo Atlanta.
В 1925 г. семья переехала в Нью-Йорк. В 8 лет мальчик получил бандонеон в подарок от отца – гитариста и аккордеониста Висенте Пьяццоллы. Во время Великой депрессии семья вернулась в г. Мар-дель-Плата, где Пьяццолла учился играть на бандонеоне у братьев Либеро и Омеро Паулони (Паолини).
В 1931 г. вновь приехал с семьёй в Нью-Йорк, где посещал джазовые клубы и брал уроки у аргентинских пианистов Андреса Д'Акилы и Терига Туччи (1897–1973). Под руководством венгерского пианиста Белы Вильды (1909 – дата смерти неизвестна), ученика С. В. Рахманинова, делал переложения сочинений И. С. Баха для бандонеона. На съёмках фильма «День, когда ты меня полюбишь» («El dia que me quieras», 1935, режиссёр Дж. Рейнхардт), где Пьяццолла работал статистом, произошла его встреча с К. Гарделем – ведущим представителем предыдущего поколения аргентинского танго.
В 1937 г. семья окончательно вернулась в г. Мар-дель-Плата, где Астор продолжил обучение игре на фортепиано у Нестора Романо. В 1938 г. Пьяццолла переехал в Буэнос-Айрес. Здесь он играл в танго-оркестрах (исп. orquesta típica) Габриеля Клауси (1911–2010), Франсиско Лауро (1897–1960) и Мигеля Кало (1907–1972). В 1939–1944 гг. был бандонеонистом в оркестре Анибаля Тройло (1914–1975); хотя их взгляды на искусство танго часто не совпадали, Пьяццолла выполнил для оркестра несколько аранжировок, ставших популярными.
Стремясь улучшить свои композиторские навыки, Пьяццолла часто посещал оркестровые репетиции в театре «Колон». В 1940 г. он показал свою музыку А. Рубинштейну, который переадресовал его к композитору и дирижёру Хуану Хосе Кастро (1895–1968). Тот, в свою очередь, посоветовал Пьяццолле брать уроки у А. Хинастеры. Уроки продлились несколько лет, в частности, Пьяццолла изучал творчество И. Ф. Стравинского и Б. Бартока.
В 1946 г. Пьяццолла собрал свой первый танго-оркестр, который просуществовал до 1949 г., активно выступая в традиционных танго-кафе Буэнос-Айреса и записываясь на лейбле Odeon. В составе оркестра работали бандонеонисты Роберто ди Филиппо, Анхель Джента и Фернандо Телль; скрипачи Уго Баралис, Качо Джанни, Хуан Бибилони и Ф. Лусеро; пианист Атилио Стампоне, виолончелист Анхель Моло и контрабасист Пепе Диас.
С 1949 г. Пьяццолла работал один, посвятив себя созданию аранжировок для других коллективов и киномузыке. В частности, ему принадлежит музыка к фильмам Карлоса Торреса Риоса «В тех же цветах» («Con los mismos colores», 1949) и «Стальные болиды» («Bólidos de acero», 1950).
В 1953 г. брал уроки оркестровки у Г. Шерхена, пока тот находился в Буэнос-Айресе. В том же году за симфонию «Буэнос-Айрес» (1951) получил премию Фабиана Севицкого, включающую стипендию на обучение у Н. Буланже. В 1954 г. вместе с художницей Одеттой Марией Вольф (1923–2010; жена Пьяццоллы в 1942–1966), получившей стипендию на обучение у А. Лота, Пьяццолла на год приехал в Париж. Однажды Буланже, не вполне удовлетворённая работой Пьяццоллы в области академической музыки, попросила его сыграть на бандонеоне аргентинскую музыку, после чего убедила композитора сосредоточиться на танго.
В Париже Пьяццолла сочинил и записал некоторые из своих танго с оркестром, собранным из музыкантов Парижской оперы, и джазовыми пианистами Л. Шифрином и Марсьялем Солалем (род. 1927). Вместе с Шифриным записал альбом «Two Argentinians in Paris» («Два аргентинца в Париже»; 1955).
В 1955 г. композитор вернулся в Аргентину и основал октет Buenos Aires. К традиционному для танго составу Пьяццолла добавил виолончель и электрогитару. В результате в октет вошли: 2 бандонеониста – сам Пьяццолла и Роберто Пансера, которого позднее сменил Леопольдо Федерико; 2 скрипача – Энрике Марио Франчини и У. Баралис; виолончелист Хосе Брагато, контрабасист Альдо Николини, впоследствии уступивший место Хуану Васальо, гитарист Орасио Мальвичино и пианист А. Стампоне. Нововведения Пьяццоллы не были приняты аргентинской публикой, и в 1958 г. он переехал в Нью-Йорк, где работал на стыке танго и джаза, сотрудничая с выдающимися джазовыми музыкантами.
В 1959 г., узнав о смерти своего отца, композитор сочинил знаменитое танго «Adiós, Nonino» («Прощай, Нонино»; Нонино – прозвище Висенте, образованное от итал. nono – дедушка), которое он считал своим лучшим произведением.
Оставив попытки соединить джаз и танго, в 1960 г. Пьяццолла вернулся в Буэнос-Айрес и в последующее десятилетие завоевал признание на родине. В Буэнос-Айресе композитор основал квинтет Nuevo Tango («Новое танго»). Первый состав ансамбля: Пьяццолла (бандонеон), Хайме Госис (фортепиано), Симон Бажур (скрипка), Кичо Диас (контрабас) и О. Мальвичино (электрогитара). С квинтетом композитор впервые исполнил «Времена года в Буэнос-Айресе» и циклы пьес «Ангел» («Интродукция» – «Introducción al Ángel», 1962, «Смерть ангела» – «La Muerte del Ángel», 1962, «Милонга ангела» – «Milonga del Ángel», 1965, «Воскресение ангела» – «Resurrección del Ángel», 1965) и «Дьявол» («Романс дьявола» – «Romance del Diablo», «Танго дьявола» – «Tango del Diablo», «Да пошли мы к дьяволу» – «Vayamos al diablo»; все – 1965).
В 1967 г. Пьяццолла начал работать с поэтом О. Феррером. Результатом их сотрудничества стали танго-опера «Мария из Буэнос-Айреса», оратория «El pueblo joven» («Молодой народ», 1971), а также популярные песни, среди которых: «Balada para un loco» («Баллада для безумца»), «Chiquilín de Bachín» («Мальчишка из района Бачин»), «La bicicleta blanca» («Белый велосипед») и «Balada para mi muerte» («Баллада для моей смерти»; все 1969).
В 1970 г. Пьяццолла расформировал квинтет, а в 1971 г. собрал нонет Conjunto 9 («Ансамбль 9»). В состав группы помимо самого Пьяццоллы (бандонеон) входили: Кичо Диас (контрабас), Оскар Лопес Руис (электрогитара), Освальдо Манци (фортепиано; впоследствии его заменил Освальдо Тарантино), Антонио Агри и У. Баралис (скрипка), Нестор Паник (альт), Х. Брагато (виолончель) и Хосе Корреале (ударные). Коллектив выпустил альбом «Música popular contemporanea de la ciudad de Buenos Aires» из двух частей («Современная популярная музыка города Буэнос-Айреса», 1971, 1972) с участием певиц Амелиты Бальтар (род. 1940; первая исполнительница заглавной партии в опере «Мария из Буэнос-Айреса») и Мины Маццини (род. 1940). Вместе с ансамблем Пьяццолла записал музыку, изначально предназначенную для фильма «Последнее танго в Париже» (1972, режиссёр Б. Бертолуччи), но вошедшую в фильм «Сиятельные трупы» (1975, режиссёр Ф. Рози). В 1972 г. Пьяццолла написал «Перламутровый концерт» («Concierto de Nácar») для Conjunto 9 и симфонического оркестра.
В 1974 г. Пьяццолла отправился в Италию, подписав контракт с бизнесменом Альдо Пагани, который до конца жизни композитора оставался его менеджером и продюсером. Здесь в том же году Пьяццолла выпустил альбом «Summit» в сотрудничестве с Дж. Маллигеном, а также записал в Милане своё знаменитое «Libertango».
Под влиянием джаз-рока Пьяццолла создал группу Conjunto Electrónico («Электронный ансамбль»), для которой в 1975 г. сочинил «Suite Troileana» – сюиту памяти А. Тройло. В 1976 г. Conjunto Electrónico выступили в Карнеги-холле.
В 1978 г. Пьяццолла возродил, частично обновив состав, квинтет Tango Nuevo, с которым совершил множество успешных гастрольных поездок.
Вторая половина 1970-х гг. отмечена возвращением Пьяццоллы к работе в кино. В частности, он сочинил саундтреки к фильмам «Свет» (1976, режиссёр Ж. Моро) и «Армагеддон» (1977, режиссёр А. Жессюа). В 1980 г. он написал музыку для советского телевизионного музыкального фильма «Жиголо и жиголетта» (по одноимённому рассказу С. Моэма), главные роли в котором исполнили Е. С. Максимова и В. В. Васильев.
В 1982 г. Пьяццолла сочинил пьесу «Le Grand Tango» («Большое танго») для виолончели и фортепиано, посвящённую М. Л. Ростроповичу.
В 1984–1985 гг. композитор сотрудничал с итальянской певицей Мильвой (1939–2021, настоящее имя Мария Ильва Бьолькати). Вместе с ней и своим квинтетом он записал концертный альбом «Milva & Ástor Piazzolla – Live at the Bouffes du Nord» (1984).
Среди выдающихся музыкантов, с которыми работал Пьяццолла в эти годы, – Кронос-квартет. Коллектив провёл премьеры и записал его «Четверо для танго» («Four, for Tango») для струнного квартета (1988) и «Пять танго-ощущений» («Five Tango Sensations») для бандонеона и струнного квартета (1989).
В 1989 г. Пьяццолла основал секстет Nuevo Tango, в составе которого, помимо него самого, играли: Хулио Пане и Даниель Бинелли (бандонеон), Херардо Гандини (фортепиано), О. Мальвичино (гитара), Х. Брагато и Карлос Ноцци (виолончель), Эктор Консоле и Анхель Ридольфи (контрабас).
В 1990 г. в Париже Пьяццолла перенёс инсульт, после которого уже не смог восстановиться. Последние 2 года жизни провёл в Аргентине.
Особенности стиля
Основу творчества Пьяццоллы составляет аргентинское танго, которое композитор свободно сплавляет с другими музыкальными направлениями.
Ранние сочинения обнаруживают влияние аргентинских музыкантов, работавших в жанре танго, – скрипача и руководителя танго-оркестра Хулио де Каро (1899–1990), скрипача Эльвино Вардаро (1905–1971) и пианиста Орландо Гоньи (1914–1945). Обновление танго стало своего рода революцией и в творчестве самого композитора, и в истории жанра.
Пьяццолла превращает танго из песенно-танцевального жанра в инструментальный, обогащённый полифонией, и вносит в него элементы джаза (например, «шагающий бас» – непрерывное движение басовой линии ровными четвертями, игра off-beat – с отклонениями от основной ритмической сетки) и академической музыки (например, сложные контрапунктические линии). Вероятно, основы его стиля были заложены уже в нью-йоркские годы, когда Пьяццолла делал переложения произведений Дж. Гершвина и И. С. Баха.
Фортепиано у Пьяццоллы выполняет ритмическую функцию. Его главное нововведение в жанре танго – смещение акцентов, порождающее синкопы. В результате 8 долей сгруппированы 3+3+2, примером чего может служить «Либертанго». Это связывают как с влиянием клезмерской музыки, которую композитор слышал в Нью-Йорке, так и с его увлечением музыкой И. Ф. Стравинского (особенно «Весны священной»), Б. Бартока и Э. Вила-Лобоса. Ещё один исток этого ритма – т. н. бордонео (исп. bordoneo), ритмическая фигура, распространённая в фольклоре народов Пампы.
Пьяццолла усложняет гармонические характеристики танго. Он использует функциональную тональность, однако расширяет её, активно вводя хроматизмы и малосекундовые сопоставления трезвучий.
Комбинирование черт танго, академической музыки и джаза отразилось и в инструментовке сочинений Пьяццоллы. Например, в симфонии «Буэнос-Айрес» в классический оркестр введены 2 бандонеона (сочетание оркестра и бандонеона Пьяццолла применял уже в парижский период). В свою очередь, в состав пьес в жанре танго включены флейта, электрогитара, ударная установка и саксофон.
Сосредоточившись на ансамблевой музыке, Пьяццолла прибегал к различным составам, от струнного квартета до нонета (Conjunto 9). Сочинения, ставшие вершинами его творчества, были рассчитаны на музыкантов его ансамблей, с которыми он работал на постоянной основе. Каждому из инструменталистов он поручал виртуозное соло.
С 1960-х гг. Пьяццолла основывает форму своих композиций на чередовании быстрых и медленных разделов. Быстрые части отличаются выраженным ритмом, медленные обладают лирическим характером, часто включают соло бандонеона. Среди примеров – «Adiós, Nonino», танго из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе».
Среди произведений Пьяццоллы, помимо упомянутых выше: Концерт для бандонеона и оркестра (1983), Концерт для гитары и бандонеона со струнным оркестром «Hommage à Liège» («Посвящение Льежу, 1985), Сюита для гобоя и струнного оркестра (1950), танго для саксофона и оркестра «Фугата» (1969), оркестровая пьеса «Tangazo» (аугментатив слова «tango», 1975); «Buenos Aires Hora Cero» («Буэнос-Айрес, час ноль», для квинтета Nuevo Tango, 1963), «Amelitango» для электронного ансамбля (1973, названо по имени А. Бальтар), Танго-сюита для 2 гитар (1984); песни «Vuelvo al sur» («Возвращаюсь на юг», 1968) и «La última grela» («Последняя женщина», 1970); Пять пьес для гитары (1984); фортепианная сюита op. 2 (1943), 4 короткие пьесы op. 3 для фортепиано (1944), фортепианная соната op. 7 (1945), Три прелюдии для фортепиано (1987).
Награды
Премия «Конекс» (Premio Konex, 1985 и 1995; вручается в Аргентине представителям разных видов искусства, журналистики и спорта – всего 10 номинаций, которые ротируются циклами по 10 лет).
Память
В честь композитора названы Консерватория Буэнос-Айреса (Conservatorio Superior de Música «Ástor Piazzolla», с 2007) и аэропорт в его родном городе Мар-дель-Плата (с 2008).