Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского
Пе́рмский госуда́рственный академи́ческий теа́тр о́перы и бале́та и́мени П. И. Чайко́вского, российский музыкальный театр.
Опера
Дореволюционный период
Датой основания Пермского оперно-балетного театра традиционно считается 1870 г. Эту дату связывали со знаменательной для местной музыкально-театральной культуры постановкой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» в Пермском городском театре (как выяснилось со временем, постановка состоялась ранее, в 1866, однако дату основания менять не стали).
В 1878 г. каменный Городской театр, строившийся с 1874 г., был готов к открытию. Городские власти сделали выбор в пользу труппы под руководством П. М. Медведева: 1878 год ознаменовался приездом драматического состава, в 1879 г. Медведев привёз полноценную оперную группу. В течение сезона 1879/1880 были показаны оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Рогнеда» А. Н. Серова, «Фауст» Ш. Гуно, «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Вольный стрелок» К. М. фон Вебера, «Опричник» П. И. Чайковского, «Аида» Дж. Верди и др. Публику восхищали профессиональные певцы: З. И. Эйбоженко, Е. И. Надеина, С. П. Петрова, П. И. Богатырёв, Н. К. Милославский, С. В. Гилёв и др. Отмечался высокий уровень оркестра и хора, которыми руководил У. И. Авранек.
Несмотря на успех, П. М. Медведев в 1880 г. вместе со своей труппой покинул Пермь; представления разных антреприз шли с переменным успехом. Такая ситуация не устраивала пермские власти, и в 1895 г. (благодаря влиянию мецената купца И. И. Любимова) управление театром перешло к муниципалитету. Была создана Городская театральная дирекция, председателем которой стал городской голова А. В. Синакевич, а его ближайшими помощниками – М. Я. Попов, А. Д. Городцов, А. Я. Альтшуллер. На протяжении 7 лет оперное искусство в Перми держало высокую планку, чему немало способствовали приглашённые на должности главного режиссёра и главного дирижёра Н. Н. Боголюбов и Б. С. Плотников. Среди певцов: В. Г. Эйген, А. М. Томская, Е. Г. Ковелькова, А. М. Пасхалова, А. Д. Городцов, Ю. Ф. Закржевский, А. Н. Круглов. Такой высокопрофессиональный состав позволял проводить в сезон более 100 представлений, включавших до 30 наименований спектаклей. Среди них: «Аида» Дж. Верди (ею открылся первый муниципальный сезон), «Тангейзер» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера, «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Демон» А. Г. Рубинштейна (опера поставлена через 3 года после создания), «Богема» Дж. Пуччини (поставлена через 2 года после создания).
В 1902 г. Городская театральная дирекция была упразднена и театр вновь стал антрепризным (до 1918). За это время в Перми побывали 12 оперных и 12 драматических трупп. В опере часто делалась ставка на именитых солистов: так, в разное время на сцене Пермского городского театра пели А. В. Нежданова, Н. Н. Фигнер, Н. В. Плевицкая, М. К. Максаков, Л. В. Собинов, В. Н. Петрова-Званцева, Николай Артемьевич Шевелёв (1869, по другим данным, 1874 – 1929), Александр Васильевич Смирнов (1870–1942) и другие знаменитости. Среди дирижёров выделялись Арнольд Эвальдович Маргулян (1879–1950), И. П. Палиев, А. М. Пазовский. Последним антрепренёром, проведшим сезон 1917/1918, стал Пётр Петрович Медведев (1859 – после 1926) – сын руководителя первой постоянной труппы театра.
Советский период
В связи с событиями Гражданской войны театр временно не работал, оперный сезон открылся в 1921 г. Полноценную жизнь театр возобновил лишь в 1925 г., к этому моменту сформировалась постоянная оперная труппа. 2 октября 1925 г. силами местных артистов была показана «Пиковая дама» П. И. Чайковского [режиссёр Александр Яковлевич Альтшуллер (1870–1950), дирижёр Михаил Михайлович Букша (1869–1953)]. При этом продолжали приглашать к участию в спектаклях столичных солистов; в конце 1920-х гг. здесь пели С. И. Мигай, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Фатьма Саттаровна Мухтарова (1893–1972).
В связи с объединением нескольких уральских городов в одну губернию с центром в Екатеринбурге (1923) в 1930 г. на базе Пермского городского театра была сформирована труппа 2-й Государственной оперы Урала. Под таким названием театр просуществовал чуть более года. В 1931 г. ему присвоили самостоятельный статус Пермского государственного театра оперы и балета, в 1938 г. – Пермского областного театра оперы и балета, в 1939 г. театр перешёл в республиканское подчинение.
В 1938 г. было сформировано новое постоянное руководство театра, куда вошли режиссёр А. Варламов, главный дирижёр Б. Врана, балетмейстеры Е. П. Кузнецов, Г. И. Язвинский. Критики отмечали мастерство солистов оперы А. А. Шидловского, М. Г. Шуйского, Н. Т. Измайловой, Н. Е. Куклиной. К началу сезона 1940/1941 оперная и балетная труппы имели достаточно стабильный состав, достойный репертуар и крепкий художественный уровень, что позволило коллективу выезжать на гастроли по стране.
В годы Великой Отечественной войны Пермский (в 1940–1957 – Молотовский, в связи с переименованием города) театр оперы и балета усилиями А. М. Пазовского был домом для труппы эвакуированного Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, а также Ленинградского хореографического училища. На сцене пели Г. М. Нэлепп, Ольга Афанасьевна Кашеварова (1905–1977). Репертуар был преимущественно классическим.
В 1941 г. был издан приказ о расформировании труппы театра. Некоторые артисты ушли на фронт (П. Бобылёв, Н. С. Ватрушкин, М. Сейгель, И. Я. Глебов и др.), часть артистов взяли в ленинградскую труппу (певцы М. Г. Шуйский, Н. Т. Измайлова, А. А. Шидловский, Г. Д. Прокофьева, солист балета Ю. А. Монковский), некоторые уехали в другие города. Тем не менее дирижёру и главному хормейстеру театра Леониду Николаевичу Виссонову (1876–1958; работал в театре с 1935, главный хормейстер в 1941–1958) удалось сохранить творческий костяк. В 1942–1944 гг. коллектив, названный гастрольным оперным театром, а позднее – Молотовским оперным театром, вёл «кочевой» образ жизни, выступая в областных городах: Березниках, Соликамске, Лысьве, Краснокамске и многих других. За 2,5 года труппа провела 282 концерта, дала 699 спектаклей.
В 1944 г. пермская труппа вернулась в историческое здание. 4 ноября оперой А. П. Бородина «Князь Игорь» (постановка П. С. Златогорова) пермская труппа начала театральный сезон, вступив в новый этап своей истории. Директором театра стал Савелий Григорьевич Ходес (1902–1983; возглавлял театр до 1973), главным дирижёром (сохранял этот пост до 1955) – А. А. Людмилин. В кратчайшие сроки им удалось сформировать хор, оркестр, балетную и оперную группы солистов. В последнюю вошли Агния Александровна Лазовская (1907–2000), Никифор Михайлович Бойкиня (1901–1998) и многие другие.
За достижения в области советского оперного искусства в 1946 г. Пермский театр оперы и балета первым из нестоличных награждён орденом Трудового Красного Знамени. Не последнюю роль в его получении сыграла постановка оперы М. В. Коваля «Севастопольцы» (1946, режиссёр Е. Н. Соковнин), за которую театру была присуждена Сталинская премия 2-й степени (1947, за 1946).
В 1947 г. на должность художественного руководителя принят Иосиф Исаакович Келлер (1903–1977), который работал в театре до 1977 г. (в 1947–1975 – главный режиссёр, с 1975 режиссёр-постановщик) и поставил более 50 спектаклей. В течение 10 лет мощная творческая команда единомышленников [С. Г. Ходес, А. А. Людмилин, Л. Н. Виссонов, Келлер, художник театра Борис Александрович Матрунин (1895–1959)] восстанавливала классический репертуар, обновляя афишу за счёт редко исполнявшихся в то время спектаклей. Были поставлены оперы: «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Галька» С. Монюшко, «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Бал-маскарад», «Трубадур» и «Дон Карлос» Дж. Верди и др. Кроме того, уделялось большое внимание советскому репертуару, за это десятилетие было поставлено 28 современных опер и балетов. Одним из знаковых событий была премьера оперы Т. Н. Хренникова «В бурю» (1953, режиссёр Келлер).
Коллектив постепенно обогащался новыми творческими силами: к нему присоединились дирижёры Илья Ильич (Эльяким Эльяшевич) Гольдберг (1920–1969), Александр Давидович Шморгонер (1908–1971), режиссёр Евгения Фёдоровна Минакова (1902 – дата смерти не установлена), солисты оперной труппы Матвей Матвеевич Гаврилкин (1927–2014), Тамара Валентиновна Дроздова (1928–2011), Тарас Петрович Губа (1924–1995), Владимир Владимирович Елин (1932–2019) и др. В 1954 г. состоялись первые гастроли пермского коллектива на сцене московского Большого театра. С 1950-х гг. начались зарубежные поездки артистов театра (в 1952 солистка оперы Надежда Николаевна Сильвестрова выступала в Венгрии).
В 1957–1959 гг. в театре проведена реконструкция: здание перестроено (увеличена площадь) в стиле советского неоклассицизма (архитекторы Н. Б. Кузнецов, С. Андросов и Д. Я. Киржаков), выполнена реконструкция интерьеров. Однако сцена театра практически не изменилась в размерах, она и поныне остаётся самой маленькой среди российских оперных театров.
В 1960-е гг. осуществлены постановки современных опер: «Семён Котко» С. С. Прокофьева (режиссёр Ю. А. Петров, дирижёр А. Д. Шморгонер, художник В. М. Вавра), прошла премьера оперы Р. К. Щедрина «Не только любовь» (режиссёр Петров, дирижёр Б. И. Афанасьев, художник М. А. Мукосеева).
В 1965 г. театр получил имя П. И. Чайковского, в 1969 г. – статус академического. К середине 1970-х гг. Пермский театр оперы и балета стал единственным в СССР театром, в котором были поставлены все сценические произведения Чайковского.
В эти же годы стали регулярными концерты оркестра Пермского театра оперы и балета под управлением А. Д. Шморгонера, Б. И. Афанасьева и др.
В начале 1970-х гг. театр отмечал 100-летний юбилей. Были организованы масштабные гастроли в Москве, проведена декада лучших постановок театра, учреждён Всероссийский фестиваль оперно-балетного творчества Чайковского (проводился в 1974, 1983 и 1988). Ведущими солистами пермской оперы стали Н. Ф. Абт-Нейферт, Клавдия Кузминична Кудряшова (1925–2012), Лилия Антоновна Соляник (род. 1941), также в составе труппы выделялись Майя Григорьевна Глебова (род. 1933), Эльвира Михайловна Шубина (1939–1999), Леонид Григорьевич Макаренко (1930–2019), Константин Зиновьевич Витвицкий (1923–2007), Михаил Иванович Кит (род. 1943), Александр Сергеевич Сибирцев (род. 1935), Виктор Алексеевич Суховской (род. 1945). Изменился и руководящий состав: директором стал И. Г. Иванов, главным режиссёром Л. Г. Куколев. В 1970 г. пост главного хормейстера занял В. В. Васильев. Хор театра под его руководством (1970–2005) стал самостоятельным концертным коллективом.
В 1981–1990-е гг. главным режиссёром театра был Э. Е. Пасынков, работавший сначала с Владимиром Алексеевичем Рыловым (род. 1947; главный дирижёр театра в 1980–1984), а в 1984–1989 гг. – с А. М. Анисимовым. Среди значимых постановок Пасынкова – оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» (1982, дирижёр Рылов, художники-постановщики В. А. Окунев и И. И. Пресс; единственная в России версия, идущая на протяжении двух вечеров) и «Огненный ангел» (1984, дирижёр Анисимов, российская премьера). Событием стала и российская премьера авангардной оперы Э. В. Денисова «Пена дней» (1989, режиссёр-постановщик В. Л. Голод, дирижёры Г. П. Муратов и Ю. А. Соснин, художник-сценограф В. Г. Герасименко), постановочный уровень которой композитор оценивал выше парижской (1986).
Воспитывая своего слушателя, театр планомерно включал в афишу детский репертуар, преимущественно композиторов 20 в.: оперы «Красная шапочка» И. Р. Гокиели (1966), «Любава» К. А. Кацман (1967), «Липанюшка» Ж. А. Кузнецовой (1976), «Винни-Пух и все-все-все» О. А. Петровой (1984), «Ай да Балда!» Б. П. Кравченко (1990), «Как включали ночь» С. П. Баневича (1991) и др. После постановки спектакля Б. Бриттена «Маленький трубочист, или Давайте делать оперу!» в 1987 г. при театре была создана детская студия, работающая поныне.
Современный период
В 1990–1997 гг. художественным руководителем театра был В. А. Курочкин, а в число режиссёров вошёл его ученик Г. Г. Исаакян, активно включившийся в работу и подготовивший большое количество премьер. Госпремией РФ была отмечена созданная Исаакяном «Оперная Пушкиниана» (5 русских опер по трагедиям А. С. Пушкина, дирижёр В. Г. Мюнстер), идущая в течение трёх вечеров (2000, за 1999). Вместе с Д. Ф. Черняковым Исаакян поставил оперу «Летучий голландец» Р. Вагнера. Впервые в России были показаны оперы «Лолита» Р. К. Щедрина, «Синдерелла, или Сказка о Золушке» Ж. Массне, «Христос» А. Г. Рубинштейна, «Орфей» К. Монтеверди, «Один день Ивана Денисовича» А. В. Чайковского. Вместе с Исаакяном театр и его солисты неоднократно становились лауреатами премии «Золотая маска» (1996, 2004, 2009, 2010). Он стоял у истоков международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» (2003; директор О. Р. Левенков, художественный руководитель Исаакян; с 2012 Дягилевский фестиваль).
В 1990-х гг. ведущими дирижёрами театра были В. Г. Мюнстер, В. И. Платонов. В оперном штате выделялись Т. В. Куинджи, Т. И. Полуэктова, В. И. Тюменцев, В. К. Кудашев, А. Шомахия, Г. Г. Ханеданьян и др. Свой профессиональный путь начали Н. Н. Кириллова, Н. Л. Буклага, А. Р. Хасанова, Н. Ю. Бабинцева, Э. Н. Морозов, О. Е. Иванов, С. И. Власов, поныне работающие в театре.
Тенденция приобщения маленьких зрителей к музыкально-театральному искусству сохраняется и в 21 в. Поставлены оперы «Двенадцать месяцев» С. П. Баневича (2008), «Малахитовая шкатулка» Д. А. Батина (2012), «Путешествие в страну Джамблей» П. Г. Поспелова (2014), «Приключения в оперной стране» М. А. Минкова (2000) и др.
В 2011–2019 гг. пост художественного руководителя занимал Т. Курентзис, заметно изменивший стратегию развития театра. Помимо основного оркестра, занятого в репертуарных спектаклях (главным дирижёром остался В. И. Платонов), он привлёк к новым постановкам оркестр musicAeterna. По замыслу Курентзиса, каждая постановка должна иметь своего режиссёра, дирижёра, своих (местных и приглашённых) солистов. В этом ключе поставлена трилогия из опер В. А. Моцарта на либретто Л. да Понте: «Cosi fan tutte / Так поступают все женщины» (2011), «Le nozze di Figaro / Свадьба Фигаро» (2012), «Don Giovanni / Дон Жуан» (2014) (режиссёры М. Ремус, Ф. Химмельманн, В. Карраско), «Королева индейцев» Г. Пёрселла (2013, режиссёр П. Селларс), «Носферату» Д. А. Курляндского (2014, режиссёр Т. Терзопулос), «Cantos» А. С. Сюмака (2016, режиссёр С. А. Александровский) и др. С оркестром работали дирижёры М. Ю. Емельянычев, А. И. Абашев, Ф. Ю. Леднёв. В годы работы Курентзиса к пермской оперной труппе присоединились Н. А. Кучер, З. В. Абаева, К. П. Сучков, Б. М. Рудак и др.
С 2012 г. и поныне Т. Курентзис остаётся художественным руководителем Дягилевского фестиваля (сменил Г. Г. Исаакяна).
В 2019–2022 гг. должность главного дирижёра занимал А. И. Абашев, с 2022 г. – Мигран Агаджанян (род. 1992), с ноября 2023 г. – Владимир Сергеевич Ткаченко (род. 1983). Хормейстер Евгений Евгеньевич Воробьёв (род. 1975) создал на базе хора театра коллектив Parma voices, в репертуар которого, наряду с духовной классикой, включены редко исполняющиеся образцы хоровой музыки от барокко до современности. С 2022 г. главный хормейстер театра и руководитель Parma voices – Е. Ю. Антоненко. Среди солистов оперной труппы – В. Р. Джиоева, К. Манукян, В. В. Ладюк, Э. Тувшинжаргал и др.
Среди постановок начала 2020-х гг.: «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (2021, режиссёр Ф. Григорьян, дирижёр А. И. Абашев), «Кармен» Ж. Бизе (2021, режиссёр К. Ю. Богомолов, дирижёр Ф. И. Чижевский), «Иоланта» П. И. Чайковского (2021, режиссёр М. М. Гацалов, дирижёр Абашев), «Фауст» Ш. Гуно (2021, режиссёр В. А. Бархатов), «Евгений Онегин» Чайковского (2022, режиссёр В. Наставшев, дирижёр М. П. Татарников), «Норма» В. Беллини (2022, режиссёр М. В. Петров, дирижёр М. Агаджанян), «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока с прологом В. В. Воронова (2022, режиссёр Е. Г. Сафонова, дирижёр Ф. Ю. Леднёв), «Бал-маскарад» Дж. Верди (2023, режиссёр Наставшев, дирижёр Агаджанян) и др.
Балет
Как отмечает исследователь уральского балета Л. В. Бобков, в 19 в. «на художественные пристрастия уральского зрителя повлиял тот факт, что впервые с танцевальным искусством публика встретилась в оперных постановках. И невольно определённые каноны оперного искусства предъявлялись к балетным спектаклям. Прежде всего – к содержательности, а также сюжетности сценического действия и его многоактности. Появление в оперных спектаклях развёрнутых хореографических форм, таких как "Вальпургиева ночь", "Половецкие пляски", танцы в опере "Жизнь за царя" и других, помогло преодолеть предвзятость к искусству балета. Сформировался определённый художественный критерий восприятия балета как большого, жизненно правдивого театрального действия. Выступления в операх постепенно формировали эстетику балета и принятие её зрителями» (Бобков. 2003. С. 6).
В первые годы советской власти на гастроли в Пермь приезжали петроградские артисты К. П. Маклецова (1923), М. А. Кожухова и В. И. Пономарёв (1925), москвичи В. В. Кригер и М. М. Мордкин (1924) с программами из фрагментов классических спектаклей и концертных номеров. В 1925 г. в Пермь из Москвы приехал ансамбль из 25 танцовщиков во главе с Е. М. Трутовской и А. А. Клейном. Спектакли шли на сцене Городского театра: первой 30 июня 1925 г. показали «Жизель» А. Адана, затем – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Тщетную предосторожность» П. Л. Гертеля, «Коппелию» Л. Делиба и детский спектакль-дивертисмент. Балеты шли в сопровождении фортепиано и скрипки.
Балетные спектакли вошли в репертуар во 2-й половине 1920-х гг. («Волшебная флейта» Р. Дриго, «Фея кукол» Й. Байера и др.). Стационарная балетная труппа (в основном из воспитанников балетной студии при театре) создана в 1926 г., первый спектакль – предположительно, «Жизель» А. Адана (2 февраля 1926, балетмейстер Б. В. Щербинин, Жизель – Л. С. Соколова). Балетмейстеры: А. Р. Томский, Я. В. Романовский, С. С. Чаплыгина, Г. И. Язвинский; среди солистов: А. П. Бронский, Н. М. Гончарова, Е. И. Езерский, Т. Д. Кутасова, А. Я. Туров, Е. П. Кузнецов, А. М. Замчевский. В 1935 г. при театре вновь создана балетная студия, которую возглавил А. Э. Монковский. В годы Великой Отечественной войны здесь танцевали Т. М. Вечеслова, Г. С. Уланова, Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев, А. Я. Шелест. Выдающимся событием тех лет стала премьера балета А. И. Хачатуряна «Гаянэ» (9 декабря 1942), который композитор дописывал, находясь в эвакуации в Молотове. С помощью эвакуированных из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) артистов и педагогов Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр) в начале 1940-х гг. создана третья студия, на базе которой в 1945 г. образовано хореографическое училище.
После войны театр впервые обратился к созданию оригинального репертуара, в котором преобладали спектакли на современную тему («Милица» Б. В. Асафьева, 1947; «Юность» М. И. Чулаки и «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа, оба – 1951). Благодаря выпускникам городского хореографического училища и пополнению из Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) к середине 1950-х гг. значительно вырос исполнительский уровень балетной труппы. Ведущие партии в спектаклях исполняли Л. В. Асауляк, И. А. Воронин, Н. А. Захаров, Е. В. Каменская, Т. Х. Кушаева, А. Н. Кокурина, Н. Ф. Орешкевич, М. Б. Подкина, Е. Ю. Потёмкина, Л. Г. Таубе, С. М. Тулубьева, К. А. Чудинская, Р. М. Шлямова и др. В 1954 г. театр первым из российских периферийных гастролировал в Москве, заложив традицию, продолжающуюся и в 21 в.
В 1950–1960-х гг. в репертуар вошли спектакли, разрабатывавшие эстетику драмбалета: «Бэла» (1955, по М. Ю. Лермонтову) и «Грушенька» (1957, по Н. С. Лескову) Б. П. Мошкова, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1956; все – балетмейстер Т. Е. Рамонова), «Доктор Айболит» И. В. Морозова (1950), «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига (1962; балетмейстер К. А. Есаулова) и др.
Важным этапом в развитии труппы стали 1960-е гг., когда балетмейстер М. М. Газиев создавал для неё оригинальный репертуар: «Болеро» на музыку М. Равеля, «Токката» на музыку И. С. Баха, «Седьмая симфония» на музыку С. С. Прокофьева (все – 1961), «Берег надежды» А. П. Петрова, «Шахматы» А. Блисса, «Выстрел» Н. Н. Крюкова и Г. Р. Терпиловского (все – 1963).
Эпохой профессионального и творческого подъёма оказались 1970-е гг., когда балетную труппу возглавлял (1971–1977) Н. Н. Боярчиков, стремившийся обновить и обогатить традиционные формы классического танца, применить в балете принципы современной режиссуры, акцентировать философскую природу хореографического искусства. В то же время труппа, пополняемая главным образом выпускниками Пермского хореографического училища, обрела единство выучки и стиля, что позволило ей на высоком уровне интерпретировать спектакли классического репертуара. Во главе с танцовщиками-лидерами (С. А. Александров, М. Ф. Даукаев, Н. Н. Дьяченко, Р. И. Кузьмичёва, Л. А. Кунакова, Н. В. Павлова, Ю. Н. Петухов, Г. А. Рагозина, Г. В. Судаков, Л. И. Фоминых, О. И. Ченчикова, И. А. Шаповалов, Г. А. Шляпина, К. А. Шморгонер) труппа завоевала международную репутацию, первой из нестоличных трупп начав широко гастролировать под названием Tchaikovsky Ballet (1973 – Австрия, Нидерланды, 1974 – Югославия, Италия, 1975, 1977 – Австрия, 1976 – Болгария, 1977 – Нидерланды, Бельгия, 1978 – Польша, 1979 – Австралия, Новая Зеландия, Италия, 1981 – Нидерланды, Бельгия, Люксембург, 1983 – Венгрия, 1985 – Германия, 1987 – Чехословакия, 1989 – Япония и т. д.).
Намеченную М. М. Газиевым и Н. Н. Боярчиковым линию создания оригинального репертуара продолжил Г. Д. Алексидзе. Среди его постановок: «Блудный сын» С. С. Прокофьева, «Испытание Дамиса» А. К. Глазунова (обе – 1981). Театр продолжал быть лабораторией современного балета в 1980-х гг., когда главным балетмейстером стал В. Н. Салимбаев. Хореограф большой формы, он представил собственные версии «Семи красавиц» К. Караева (1984) и «Спартака» А. И. Хачатуряна (1985), а также оригинальные постановки – «Каменный идол» Д. В. Суворова и «Холодное сердце» И. В. Ануфриева (обе – 1987). В 1989–2003 гг. художественный руководитель – К. А. Шморгонер, создавший оригинальные «Симфонические танцы» на музыку С. В. Рахманинова, «Танго» на музыку А. Пьяццоллы (оба – 1997), собственные версии классических балетов «Раймонда» Глазунова, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (обе – 1998), а также положивший начало освоению наследия Дж. Баланчина.
С 1980-х гг. театр выступал с инициативой возвращения имени С. П. Дягилева в российское культурное пространство. Он стал одним из организаторов и на протяжении многих лет активным участником международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». В рамках этого проекта балетная труппа выступала на телемосте «Пермь – Ленинград – Париж» (1989), который включал трансляцию в прямом эфире спектаклей, связанных с деятельностью Дягилева (Пермский театр представлял «Тему с вариациями» на музыку П. И. Чайковского в хореографии Баланчина). Ведущую роль в этом играл солист балета, затем директор Международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» (с 2012 – Дягилевский фестиваль) О. Р. Левенков. Он же стал проводником проекта «Баланчин в Перми». Это определило генеральную линию развития балетной труппы на рубеже тысячелетий: она была сфокусирована на освоении наследия Дж. Баланчина, Дж. Роббинса и их последователей.
В 2003–2009 гг. художественный руководитель балетной труппы – Н. Г. Ахмарова. В репертуаре появились «Вечер хореографии Джерома Роббинса» (2007) и вечер современной хореографии «Видеть музыку», куда вошли одноактные балеты Д. Ли, К. Сото и Л. Веджетти (2011), вечер одноактных балетов «В сторону Дягилева» (2011), «Медея» на музыку М. Равеля (2009, балетмейстер Ю. М. Посохов), а также «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (2005), постановку которого осуществила Н. Р. Макарова, «Корсар» А. Адана (2008, редакция В. М. Медведева). Среди солистов конца 20 – начала 21 вв.: Я. А. Араптанова, В. М. Баранов, И. Н. Билаш, А. П. Боровик, А. Б. Гуляев, Н. И. Гусева, В. Е. Дик, Н. А. Домрачева (де Фробервиль), Г. А. Еналдиев, Е. Ф. Кулагина, Н. А. Макина, Ю. К. Манжелес, Ю. А. Машкина, М. С. Меньшикова, С. С. Мершин, Н. А. Моисеева, И. А. Порошин, Р. М. Савденов, С. И. Смирнова, А. Суродеева, Н. А. Четвериков, Л. В. Шипулина.
В 2009–2020 гг. главный балетмейстер, затем художественный руководитель труппы – А. Г. Мирошниченко, он продолжил расширять репертуар Дж. Баланчина и Дж. Роббинса, одним из первых в России осуществил постановки балетов У. Форсайта («Вторая деталь» Т. Виллемса, 2012), И. Килиана («Свадебка» И. Ф. Стравинского, 2012), первым в России широко представил традицию английского балета [«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (хореография К. Макмиллана, 2013), «Конькобежцы» на музыку Дж. Мейербера (хореография Ф. Аштона) и «Зимние грёзы» на музыку П. И. Чайковского (хореография Макмиллана; оба – 2014)]. Мирошниченко произвёл значительное обновление и расширение репертуара больших классических балетов: представил классическую версию «Баядерки» Л. Минкуса (2018), собственные прочтения «Золушки» Прокофьева (2016), «Лебединого озера» (2015) и «Щелкунчика» (2017) Чайковского, «Жар-птицы» Стравинского (2017), «Шахерезады» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (2019). Важными для развития коллектива были авторские постановки Мирошниченко: «Вариации на темы рококо» на музыку Чайковского и «Шут» Прокофьева (обе – 2011), «Условно убитый» на музыку Д. Д. Шостаковича (2015). С труппой регулярно сотрудничали Н. П. Осипова (главная приглашённая балерина в 2017–2020), Д. В. Вишнёва, М. А. Александрова, В. В. Лантратов. В постоянный состав входили Р. Алгрен, Л. Гондим, Г. Лопес, М. Я. Гонзага. В 2016 г. британский журнал Dance Europe назвал пермский балет лучшей труппой года, а Мирошниченко – лучшим руководителем года.
А. А. Пимонов – художественный руководитель балета в 2020–2023 гг. Он продолжил магистральную линию предшественников по сохранению классического репертуара 19–20 вв. (картина «Польский бал» из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки, 2020, балетмейстер Е. А. Баженова; «Раймонда» А. К. Глазунова, 2023, балетмейстеры Пимонов и Е. В. Панкова) и созданию оригинальных спектаклей («Озорные песни» на музыку Ф. Пуленка, 2020; «Концерт № 5» на музыку С. С. Прокофьева, 2021; «Арктика» А. А. Светличного, 2022). В труппе (2023): П. Б. Ланцева (Булдакова), Т. Кагава, Д. Д. Куцбах, Е. А. Лебедева, К. Ю. Макурин, Б. Рэнцэндорж, А. А. Рангулова, А. В. Таранов, Т. А. Товстюк и др. Труппа ежегодно участвует в крупнейших отечественных фестивалях: Dance Open и «Дягилев. P.S.» в Санкт-Петербурге, Context. Diana Vishneva в Москве и Санкт-Петербурге, многократно становилась лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска», её представители (К. А. Барбашова и А. В. Таранов, И. Н. Билаш и Н. А. Четвериков) были в числе победителей телевизионного проекта ВГТРК «Большой балет».
В сентябре 2023 г. художественным руководителем труппы вновь стал А. Г. Мирошниченко.
С 1990 г. театр проводит балетный конкурс «Арабеск» (основан в 1988, до 1990 проводился Обществом любителей балета «Арабеск»).