Степанов Владимир Иванович
Степа́нов Влади́мир Ива́нович [17(29).6.1866, Санкт-Петербург – 16(28).1.1896, Москва], российский артист балета, педагог.
Создатель системы записи танца (система Степанова). В 1885 г. окончил балетное отделение Санкт-Петербургского Императорского театрального училища и был зачислен в штат петербургской труппы кордебалетным танцовщиком. В 1887 г. переведён в корифеи второго разряда, в 1889 г. – в корифеи первого разряда, в 1893 г. – во вторые танцовщики второго разряда. Изредка исполнял афишные партии (Соловей – «Капризы бабочки» Н. С. Кроткова).
С 1893 г. педагог Санкт-Петербургского Императорского театрального училища.
Заинтересовался проблемой записи движений человеческого тела ещё в годы учёбы. В 1889–1891 гг. слушал лекции по анатомии и антропологии в Санкт-Петербургском университете, тогда же начал работать над будущей системой. Пользовался советами и помощью российского анатома П. Ф. Лесгафта. В начале 1891 г. представил свои разработки на рассмотрение театральной Комиссии в составе М. И. Петипа, Л. И. Иванова, Е. О. Вазем, Х. П. Иогансона, П. А. Гердта, И. И. Рюмина и В. И. Лангаммера. 24 февраля (8 марта) 1891 г. Комиссия, оценив систему и первые результаты её практического применения, дала положительный отзыв.
В 1891 г. В. И. Степанов командирован в Париж для дальнейшего совершенствования и завершения работы. Руководствовался в числе прочего указаниями Ж.-М. Шарко. Опыты Степанова вызвали интерес балетмейстера Парижской оперы Й. Гансена. В 1892 г. издал в Париже книгу «Alphabet des mouvements du corps humain» («Алфавит движений человеческого тела»), в которой изложил систему: подход к анализу движения и его расчленению на отдельные элементы, репертуар знаков, принципы передачи поз и перемещений в пространстве; привёл примеры записи отдельных движений и их комбинаций. В июле 1892 г. вернулся в Санкт-Петербург, продолжил посещать лекции в Университете.
В 1893 г. провёл пробные занятия в Театральном училище. 14(26) апреля его ученицы успешно сдали экзамен на владение системой. 22 апреля (4 мая) в училище прошёл балет Ч. Пуньи «Мечта художника» в хореографии Ж. Перро, к тому времени давно выпавший из театрального репертуара. В. И. Степанов записал его по рассказу и показам Х. П. Иогансона, а его воспитанники разучили по этим записям. С 1(13) сентября 1893 г. изучение системы включено в учебный план училища как новая дисциплина «Теория и записывание танцев» (позднее – «Теория танцев»). Курс предполагал овладение навыком записывания и чтения танцевальных па, а также самостоятельное разучивание партий по записям.
20 сентября (2 октября) 1895 г. В. И. Степанов командирован в Москву, чтобы ознакомить педагогов и учеников Московского театрального училища с системой, которую предполагалось ввести в число изучаемых там предметов. Во время этой поездки у него обострился туберкулёз, которым он заболел в Париже. Умер в московской Мариинской больнице.
После смерти Степанова преподавание Теории танцев в Петербурге перешло к А. А. Горскому и Н. Г. Сергееву.
Система предназначалась для фиксации любых, а не только танцевальных движений, и была в авторском варианте чрезвычайно подробной. Позы человеческого тела фиксировались на трёхстрочном девятилинейном стане при помощи знаков (в том числе ключей), аналогичных знакам нотного письма. На верхней строке записывались положения корпуса и головы, на средней – рук, на нижней – ног. Характер перехода из позы в позу обозначался сплошными и пунктирными лигами. Ориентация тела в пространстве – через особую систему координат из восьми точек, распределённых по периметру условной окружности, в центре которой располагался исполнитель. Относительная длительность движений – по аналогии с длительностью нот. Связь с музыкой в записи танца устанавливалась через разбивку танцевальной нотации на такты и синхронную привязку к музыкальной строке.
В дальнейшем усовершенствованный и упрощённый вариант системы Степанова использовался для записи репертуарных спектаклей петербургского балета. Значительная часть нотаций, выполненных в конце 19 – начале 20 вв., дошла до 21 в. Современные хореографы опираются на эти записи при восстановлении балетов классического наследия.