Жарова Анна Александровна
Жа́рова А́нна Алекса́ндровна (род. 18.1.1979, Новосибирск), российская артистка балета, народная артистка РФ (2013).
В 1997 г. окончила Новосибирское государственное хореографическое училище (класс Т. К. Капустиной), в 2014 г. – Сибирский институт управления (филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, специальность «управление персоналом»).
С 1997 г. в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Выразительная, обладающая отличной координацией и академической выучкой, А. А. Жарова выделялась ещё в годы учёбы и быстро заняла сольное положение в труппе. Владение старинной виртуозной техникой, стилистическое чутьё и искромётную характерность продемонстрировала в партии Сванильды («Коппелия» Л. Делиба; театральная премия «Парадиз» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации, 2001). За эту же партию Жарова удостоена специального приза жюри музыкального театра Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2002), что принесло молодой артистке общероссийскую известность. В 2001 г. завоевала 3-ю премию 9-го Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве.
Среди лучших партий: Никия («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. И. Петипа в редакции В. М. Чабукиани и В. И. Пономарёва), Китри («Дон Кихот» Минкуса; премия «Парадиз», 2002; номинация на премию «Золотая маска» в категории «Балет – Современный танец / Женская роль», 2004), Фригия («Спартак» А. И. Хачатуряна), Солистка [«Не всё ли равно?» («Who cares?») на музыку Дж. Гершвина, первая исполнительница в России; номинация на премию «Золотая маска» в категории «Балет – Современный танец / Женская роль», 2010], Кармен («Кармен» на музыку Ж. Бизе; номинация на премию «Золотая маска» в категории «Балет – Современный танец / Женская роль», 2012), Солистка («Шёпот в темноте» и «Бессмертие в любви» на музыку Ф. Гласса, первая исполнительница).
В репертуаре партии: Жизель («Жизель»), Гюльнара и Па-де-труа одалисок («Корсар»; оба балета – А. Адана), Мари и Фея Драже («Щелкунчик»), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро»), Принцесса Аврора и Фея Бриллиантов («Спящая красавица»; все – П. И. Чайковского), Балерина, Пимпинелла («Петрушка», «Пульчинелла» И. Ф. Стравинского), Золушка («Золушка» С. С. Прокофьева, первая исполнительница в хореографической версии К. А. Симонова; премия «Парадиз», 2006), Ширин («Легенда о любви» А. Меликова), Дуэт («Рубины» на музыку Стравинского и «Изумруды» на музыку Ф. Пуленка из триптиха «Драгоценности»), Солистка А («Симфония для матричных принтеров» на музыку В. А. Моцарта и User), Солистка («Русские сезоны на музыку Л. А. Десятникова, первая исполнительница в версии А. М. Сигаловой; «Серенада» на музыку Чайковского, «Sonata» на музыку Д. Скарлатти, «Дороги любви» на музыку К. Вайля, Ж. Косма и Пуленка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно), Никия («Баядерка» Л. Минкуса, хореография Н. Дуато по М. И. Петипа), а также Классическое па-де-де на музыку Чайковского.
Основной репертуар Жарова подготовила с педагогом Л. И. Крупениной.
Учредитель (2013) и руководитель авторской школы балета Анны Жаровой «Жар-птица».
С 2023 г. художественный руководитель балетной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.
Премия «Балерина» Фонда поддержки и развития балета имени Игоря Зеленского (2010). Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Звезда» (2010).