Нижинский Вацлав Фомич
Нижи́нский Ва́цлав Фоми́ч [17.12.1889, по другим данным, 28.2(12.3).1890, Киев – 8.4.1950, Лондон], российский артист балета, хореограф.
Сын польских танцовщиков Элеоноры Береды и Томаша (Фомы) Нижинского, брат Б. Ф. Нижинской.
В 1907 г. окончил Санкт-Петербургское театральное училище, в том же году принят в Мариинский театр. Выдающийся талант танцовщика и актёра сразу вывел Нижинского на положение премьера. В академическом репертуаре он стал партнёром М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной. Первый исполнитель главных партий в балетах: М. М. Фокина – Белый раб («Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина), Раб («Египетские ночи» А. С. Аренского), Юноша («Шопениана» на музыку Ф. Шопена); Н. Г. Легата – Ураган («Талисман» Р. Дриго).
В 1911 г. уволен из Мариинского театра за то, что самовольно надел для выступления в балете «Жизель» А. Адана новый костюм по эскизу А. Н. Бенуа.
В 1909–1913 гг. ведущий танцовщик Русских сезонов С. П. Дягилева, первый исполнитель главных партий в балетах, поставленных М. М. Фокиным: «Карнавал» на музыку Р. Шумана, «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (оба – 1910), «Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера, «Петрушка» И. Ф. Стравинского, «Нарцисс» Н. Н. Черепнина (все 1911), «Синий бог» Р. Ана, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (оба – 1912).
В 1912 г. В. Ф. Нижинский поставил для труппы Дягилева балет «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (исполнил главную партию), в 1913 г. – «Игры» на музыку Дебюсси и «Весну священную» И. Ф. Стравинского. Постановки Нижинского получили противоречивые оценки, вызвали резкие споры публики и критики, так как ломали устоявшиеся каноны академического балетного спектакля и классического танца, отрицали пластическую живопись фокинской реформы, предвосхищая будущие поиски балетного театра середины 20 в.
В 1914 г. Нижинский организовал собственную труппу, выступавшую в Лондоне. В 1916 г. вернулся в труппу Дягилева; поставил для её американских гастролей балет «Тиль Уленшпигель» на музыку Р. Штрауса.
Как танцовщик возродил искусство мужского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с выразительностью пластики и пантомимы.
В балетмейстерской деятельности опередил время, расширив лексику балетного танца и обогатив средства его образности.
В 1917 г. психическое заболевание заставило артиста покинуть сцену.
Судьбе Нижинского посвящены балеты «Нижинский, клоун божий» (балетмейстер М. Бежар), «Вацлав» (балетмейстер Дж. Ноймайер), «На Восток к Нижинскому» (балетмейстер М. Эйлам), «Нижинский» («Воспоминание юности»; режиссёр и балетмейстер Б. Манегатти), «Жизнь артиста, или Пленный фавн» (балетмейстер Н. А. Волкова), драматические спектакли, кино- и телефильмы, опера.