Танец модерн
Та́нец моде́рн (англ. modern dance), одно из направлений современной хореографии, зародившееся в конце 19 – начале 20 вв.
Основные принципы: антиакадемизм (отказ от строгих канонов классического балета и ориентации на общепринятый эталон); утверждение неклассического концепта телесности («либерализация тела»); разнообразие техник и танцевальной лексики, предопределённое установкой на субъективное содержание и творческую индивидуальность. В ранний период существовали различных названия – свободный, выразительный, художественный, ритмопластический танец, танец босоножек и т. п. В 1920-х – начале 1930-х гг. (т. н. центральный период) сформировались два основных направления: немецкий экспрессионистский танец (Ausdruckstanz) и американский танец модерн. Завершает его развитие американский танцевальный авангард 1950-х гг. (поздний период). Танцу модерн присущи субъективизм (интерес к «интимному переживанию»), антибуржуазный пафос, декларация элитарности и антимиметизм, связанный с усложнением и постоянным обновлением языка. Танцующее тело становится метафорой, с одной стороны, полной свободы и самопредоставленности человека современности, с другой – его всё большей зависимости от внешних, не подчинённых его воле и пониманию сил; формирующаяся (постепенно) взамен «свободной пластики» «истерическая телесность» отражает остроту общественных и психологических проблем.
В основе танца модерн несколько составляющих: европейские телесно-оздоровительные практики (гимнастика, бодибилдинг), индийская йога, но в первую очередь – искусство телесной выразительности по системе Ф. Дельсарта. В США С. Маккей и Ж. Стеббинс дополнили его учение принципами телесной релаксации, пранаямы, а также «энергетической» техникой «собирания» отдельных частей тела (основы изложены в книге Стеббинс «Динамическое дыхание и гармоническая гимнастика. Полная система психической, эстетической и физической культуры», 1892). Ученицы Стеббинс – А. Дункан и Р. Сент-Денис, как и другие наиболее яркие представители раннего периода танца модерн (Лои Фуллер, Тед Шоун, М. Аллан), видели в нём не только возможность эстетического обновления танца, но и обновления человека и человечества в целом, возможность гармонизации тела, души, ума и отношений с окружающим миром.
Танцовщиков раннего танца модерн объединяло стремление к свободе (отрицание строгих канонов классическое танца), естественности (природной «органичности» движений), выразительности (каждое движение, жест не абстрактны, но выражают индивидуальность танцующего, воплощают определённые состояния, эмоции). Их отличали поиски глубинной связи движения с музыкой, новаторское использование не предназначенных для танца музыкальных произведений, предпочтение жанра миниатюры, отсутствие завершённых, методически проработанных техник танца.
Немецкий экспрессионистский танец бурно развивался в годы между двумя мировыми войнами. Такие его представители, как Н. Имприковен, В. Герт, А. Бербер, видели предназначение танца в непосредственной передаче субъективных впечатлений и эмоций. Со своими танцевальными пьесами они выступали в театрах, кабаре, снимались в кино.
Появлению европейского ритмопластического танца и профессионализации хореографического экспрессионизма способствовала деятельность Э. Жак-Далькроза. Ключевая фигура в этом процессе – основоположник Ausdruckstanz Р. фон Лабан. Одновременно под влиянием конструктивизма и абстракционизма возник «абстрактный танец». Наиболее известным его представителем стал О. Шлеммер (его «математические танцы» основаны на кинетике абстрактных геометрических форм в пространстве; танцовщики одевались в специальные костюмы).
Драму и современный танец соединял в своих постановках К. Йосс, заложив тем самым основы «танцтеатра» (окончательно оформился в творчестве Пины Бауш). Основанная им в 1927 г. в Эссене школа «Фолькванг» (ныне Университет искусств «Фолькванг») – одна из ведущих в Европе. Импульсивный ритм «некрасивых», гротескных движений; падения на землю или колени, подпрыгивания, приседания, ползания, содрогания, скручивания, вибрации и постоянное напряжение – хореографический почерк М. Вигман, развивавшей идеи «абсолютного танца» и новых форм работы с пространством. Танец её ученицы, Г. Палукки, напротив, отличали лёгкость, ощущение радости жизни, «энергетическое безрассудство». Палукка внесла в танец модерн технику высоких прыжков; музыка в её искусстве снова обрела важное значение.
Немецкий экспрессионистский танец оказал влияние на развитие современного танца не только в европейских странах (Австрии, Нидерландах, Швеции, Швейцарии), но и в США. Так, ученица М. Вигман, танцовщица и хореограф Х. Хольм, входит в «большую четвёрку» основателей американского танца модерн (среди её учеников, в частности, известные хореографы позднего американского танца модерн – Э. Николай и Г. Тетли). Трое других участников «большой четвёрки» – М. Грэхем, Д. Хамфри и Ч. Вейдман – окончили школу Сент-Денис и Шоуна. Грэхем создала первую самостоятельную, проработанную технику танца модерн в основе которой – принципы contraction – release (мускульного усилия, сжатия – расслабления), связь дыхания с движением, развитие движения от солнечного сплетения к периферии. Акцентируются партерная техника и работа тазобедренных суставов как зоны выражения женского либидо (танцевальная компания Грэхем в 1927–1938 была исключительно женской). Постановки Вейдмана часто сюжетны, исполнены юмора и используют пантомиму.
Техника Д. Хамфри (она первой в США стала преподавать композицию танца и изложила свой опыт в книге «Искусство танца») основана на отношении между гравитацией и человеческим телом, воплощённом в принципе fall – recovery («падение – восстановление»). Хамфри интересовал не только поиск формальных основ танца, но и то, насколько хореография в состоянии воплощать острые социальные проблемы. Х. Лимон развил её метод в сложную, детально разработанную технику, лучший его спектакль «Павана мавра» на музыку Г. Пёрселла (1949) знаменовал начало сближения театра модерн и классического балета.
Центральная тема творчества видной представительницы американского театра модерн Х. Тамирис – борьба афроамериканцев против расовой дискриминации. Хореограф Л. Хортон, как и многие пионеры танца модерн, создал свою технику танца (использовал комплексную систему упражнений, направленную на расширение диапазона движений всех частей тела). Среди его учеников – Э. Эйли.
Все основатели американского танца модерн получили возможность активно развивать и осуществлять свои идеи в рамках Летних школ танца на базе колледжа г. Беннингтон (штат Вермонт) (проводились с 1934 и стали началом истории American Dance Festival, влиятельной институции, служащей развитию и распространению американского современного танца).
В начале 1950-х гг. американский танец модерн вступил в «позднюю» фазу. Среди крупнейших представителей – Мерс Каннингем, П. Тейлор. Э. Николай считается создателем т. н. мультимедийного танца или «тотального танцтеатра». Его спектакли радикально порывали с традицией отражать личностную драму в работах хореографов предшествующего периода. Достижения постановочной техники, позволяющей на основе новейшей электронной аппаратуры добиваться невиданных ранее эффектов, дали импульс созданию мультимедийных и метафорически обобщённых постановок, в которых человеческое тело – лишь один из многих объектов.
К концу 1960-х гг. идеология танца модерн как художественной инновации полностью себя исчерпала. В то же время его образный мир, лексика и приёмы продолжали оказывать большое влияние на творчество представителей «академических» направлений (неоклассика, новый балет, современный сюжетный балет и т. д.) во всём мире, став их неотъемлемым атрибутом.