Крейн Александр Абрамович
Крейн Алекса́ндр Абра́мович [8(20).10.1883, Нижний Новгород – 20 или 21.4.1951, деревня Старая Руза Рузского района, ныне в составе г. Руза, Московская область], российский композитор, педагог, музыкальный критик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1934).
Его отец, Абрам (Аврахам) Гиршевич Крейн (1838–1921), – скрипач, собиратель еврейской народной музыки. Братья – музыканты: скрипач Давид Абрамович Крейн, композитор Григорий Абрамович Крейн, флейтист Фёдор Абрамович Крейн (1869–1913).
Окончил Московскую консерваторию по классу виолончели А. Э. фон Глена (1908), одновременно брал уроки композиции у Л. В. Николаева, Б. Л. Яворского и С. И. Танеева. В 1908–1909 гг. учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (класс контрапункта И. Н. Протопопова, класс музыкальной формы А. Н. Корещенко). В 1912–1917 гг. преподавал в Народной консерватории в Москве (виолончель). В 1918–1927 гг. работал секретарём секций Музыкального отдела (МУЗО) Наркомпроса. С 1922 г. входил в состав жюри Государственного музыкального издательства. Выступал как музыкальный критик.
Музыкальный стиль Крейна сформировался под влиянием творчества А. Н. Скрябина, а также еврейской синагогальной и светской музыки. В числе ранних сочинений – Две пьесы для скрипки и фортепиано ор. 1 (1901), «Лирический фрагмент» для четырёх виолончелей ор. 1а (1901).
А. А. Крейн – один из первооткрывателей еврейской темы в отечественной музыкальной культуре. К данному интонационному пласту он особенно часто обращался в 1910–1920-е гг.: в камерно-инструментальном творчестве – Поэма-квартет (1910), Еврейский каприс для скрипки и фортепиано ор. 24 (1917), Соната для фортепиано ор. 34 (1922), Еврейская мелодия для виолончели и фортепиано ор. 43 (1928), в камерно-вокальных сочинениях – Три песни гетто ор. 23 (1917), Еврейские песни ор. 29 (1918) и ор. 39 (1926), в кантате «Каддиш» ор. 33 (1922), а также в Первой симфонии ор. 35 (1925) и в музыке к театральным постановкам (сотрудничал с театрами «Габима», ГОСЕТ, с еврейскими театрами Украины и Белоруссии).
Вместе с тем во 2-й половине 1920-х – начале 1930-х гг. он сочинял характерные для того времени произведения на советскую тему для хора и оркестра, в их числе – Траурная ода памяти Ленина ор. 40 (1926), композиция «СССР – ударная бригада мирового пролетариата» ор. 48 с участием чтеца (1932). В них Крейн использовал интонации «Интернационала» и других революционных песен и маршей («Вы жертвою пали» – в «Траурной оде», немецкой песни «Rot Front» и китайского революционного марша – в композиции «СССР – ударная бригада мирового пролетариата»).
В дальнейшем обращался к музыке разных национальных традиций (испанской, кабардино-балкарской, армянской, турецкой), в претворении элементов народной музыки наследовал главным образом композиторам «Могучей кучки».
Слияние национальной и революционной тем проявилось в сочинениях для музыкального театра: опере «Загмук» (завершена в 1930) и балете «Лауренсия» (завершён в 1939). Оба произведения написаны по заказу Государственного академического Большого театра СССР (ГАБТ), сотрудничество с которым продолжилось балетом «Татьяна» (завершён в 1943). Постановка последнего в ГАБТе не состоялась, и после переработки он был осуществлён на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова под названием «Дочь народа» (1947).
Опера «Загмук» впервые поставлена в ГАБТе в 1930 г. (режиссёр Н. В. Смолич, художник П. И. Соколов). Экзотический в своей основе сюжет (борьба вавилонян с ассирийским наместником Нингир-Сиром) решён в духе времени: финальная сцена-апофеоз демонстрирует идею неизбежности будущей победы угнетённых; на фоне звучания симфонического фрагмента в спектакле был показан ряд «картин», представляющих будущие восстания (восстание Спартака, Жакерия, движение английских левеллеров, Заговор равных, Парижская коммуна, русские революции 1905 и 1917). Вокальные партии ассирийцев и Нингир-Сира относительно декламационны, в оркестре задействованы низкие тембры; для характеристики вавилонян и лирической пары (вавилонянка Ильтани и придворный ассирийский музыкант Бель-Наида) Крейн написал более мелодичные вокальные партии. В массовых сценах ассирийцы представлены оркестровыми средствами (например, хореографическая сцена в начале 3-го действия), вавилонские рабы – с помощью хоров. В опере используются лейтмотивы.
Балет «Лауренсия» впервые поставлен в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова в 1939 г., в ГАБТе – в 1956 г. Здесь композитор использовал немало цитат из испанской музыки (фолия, арагонская хота, мелодии из сборников Х. Нина и др.). Некоторые музыкальные темы повторяются на протяжении балета, однако в соответствии с преобладающим принципом сюитности они мало развиваются. «Лауренсия», в которой блистали в главных ролях М. М. Плисецкая и В. М. Чабукиани (также балетмейстер), со временем приобрела мировую известность и продолжает ставиться. В СССР фрагменты из неё часто звучали в концертах и по радио.
Среди других сочинений: 2 симфонии – ор. 35 (1925) и ор. 55 (1946), симфоническая поэма «Саломея» ор. 19 (1914), симфонические фрагменты «Роза и крест» ор. 25 (1918), Сюита на кабардино-балкарские темы (1941); камерно-инструментальные ансамбли – Элегия для квартета или струнного оркестра (1914), Поэма № 3 для скрипки и фортепиано (памяти В. П. Чкалова, 1939); более 60 песен. 2-й струнный квартет, над которым композитор работал в 1950–1951 гг., завершён В. П. Ширинским.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1940).
Скончался в Доме творчества композиторов «Руза».
Сын – писатель Александр Александрович Крон.