Габышев Олег Сергеевич
Га́бышев Оле́г Серге́евич, Олег Сергеевич Габышев Д’Авосса (род. 10.8.1985, Волгоград), российский артист балета, хореограф, заслуженный артист РФ (2014).
Окончив в 2003 г. Новосибирское государственное хореографическое училище (педагог А. Н. Шелемов), танцевал в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.
В 2004–2024 гг. в Академическом театре балета Бориса Эйфмана. Первые заметные партии: Двойник («Чайковский» на музыку П. И. Чайковского), Партнёр («Красная Жизель» на музыку Ж. Бизе, Чайковского, А. Г. Шнитке). Обладатель отличной академической школы, Габышев обратил на себя внимание также тонкостью нервной организации, позволяющей находить разнообразные грани в выражении душевных движений героя. Занял положение ведущего танцовщика труппы, став самым убедительным в своём поколении интерпретатором хореографии Б. Я. Эйфмана.
Первый исполнитель центральных партий в балетах Эйфмана: «Чайка» на музыку С. В. Рахманинова (2007, Треплев; номинация премию «Золотая маска», 2008), «Евгений Онегин» на музыку Чайковского и А. В. Ситковецкого (2009, Онегин; номинация на премию «Золотая маска», 2010; премия «Золотой софит», 2010), «Роден, её вечный идол» на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне (2011, Роден; премия «Золотой софит», 2012; премия «Золотая маска», 2013), «По ту сторону греха» на музыку Р. Вагнера, М. П. Мусоргского, Рахманинова (2013, Дмитрий Карамазов), «Up&Down» на музыку Дж. Гершвина, Ф. Шуберта, А. Берга (2015, Дик Дайвер; премия «Золотая маска», 2016), «Чайковский. Pro et Contra» на музыку Чайковского (2016, Чайковский), «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена, Г. Малера (2017, вторая редакция, Наследник; премия «Золотой софит», 2017), «Эффект Пигмалиона» на музыку И. Штрауса-сына (2019, Лион; премия Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства, 2019; номинация на премию «Золотая маска», 2020), «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» на музыку В. А. Моцарта, Г. Берлиоза, Ж.-Б. Люлли (2021, Мольер).
Среди других партий: Базиль («Я – Дон Кихот» на музыку Л. Минкуса), Вронский («Анна Каренина» на музыку Чайковского), Мужчина («Реквием» на музыку В. А. Моцарта).
В 2013 г. окончил магистратуру Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, получив квалификацию педагога-балетмейстера. Среди постановок: «Лень» (2013) и «Клерк» (2015; обе – на музыку А. Г. Айги), «Метель» на музыку Г. В. Свиридова и Чайковского (2018), «Личности Миллигана» Э. Ж. Низамова (2023), «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» на музыку Рахманинова (2023).
В 2023 г. снялся в главной роли в музыкальном фильме «Кошки. Зачем они нужны?» (режиссёр Мила Комракова).
Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры (2010). Молодёжная премия Правительства Санкт-Петербурга в области художественного творчества (2011). Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2011). Премия Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2015).
2-я премия среди хореографов 12-го Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (2013). Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Звезда» (2013).