Воронцова Анжелина Эрнестовна
Воронцо́ва Анжели́на Эрне́стовна (род. 17.12.1991, Воронеж), российская артистка балета, заслуженная артистка РФ (2024).
Из семьи медиков. В детстве занималась художественной гимнастикой, кандидат в мастера спорта.
В годы учёбы в Воронежском хореографическом училище (2003–2008, педагоги М. В. Леонькина, Н. Г. Валитова, Т. А. Фролова) стала лауреатом Международного юношеского конкурса классического танца «Хрустальная туфелька» (категория «соло») в Харькове (2007, 1-я премия) и 10-го конкурса артистов балета России «Арабеск» в Перми (2008, 1-я премия, приз Натальи Макаровой «Лучшей танцовщице конкурса» и приз за лучшее исполнение современной хореографии). Обратила на себя внимание прекрасными внешними и физическими данными, сценичностью, врождённой танцевальностью и отличной академической школой. По инициативе С. Ю. Филина (в то время художественного руководителя балета Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) была переведена в Московскую государственную академию хореографии (МГАХ; класс Н. В. Архиповой). В концертах академии на сцене Государственного академического Большого театра России (ГАБТ) исполнила виртуозный репертуар: Grand Pas Classique на музыку Д.-Ф.-Э. Обера (хореография В. Гзовского) и Гран-па из балета «Пахита» Л. Минкуса (постановка С. Н. Головкиной; за исполнение главной партии в 2009 удостоена премии Союза театральных деятелей Российской Федерации «Экзерсис», вручаемой лучшим выпускникам хореографических училищ).
В 2009 г. окончила МГАХ и была принята в труппу ГАБТ на положение корифейки. В том же году удостоена молодёжной премии «Триумф» и 1-й премии 11-го Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (младшая группа).
В Большом театре дебютировала как партнёрша В. В. Васильева в его постановке «Заклятие рода Эшеров» на музыку Г. Гетти (Маделина Эшер; 2009). Стала одной из первых учениц Н. М. Цискаридзе, под его руководством стремительно вошла в репертуар: 2-я вариация в Гран-па и Повелительница дриад («Дон Кихот» Минкуса), 3-я вариация в картине «Тени» («Баядерка» Минкуса), один из Трёх лебедей, Русская невеста и Сверстница Принца («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Фея Серебра и Фея Смелости («Спящая красавица» Чайковского), Генриетта («Раймонда» А. К. Глазунова), один из Вестников победы («Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева; все постановки – балетмейстер Ю. Н. Григорович), Беранже («Эсмеральда» Ч. Пуньи; балетмейстеры В. М. Медведев и Ю. П. Бурлака), одна из Солисток («Серенада» на музыку Чайковского, хореография Дж. Баланчина), Лиза («Пиковая дама» на музыку Чайковского, балетмейстер Р. Пети), Мазурка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. М. Фокина), Мирей де Пуатье («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, балетмейстер А. О. Ратманский), 1-я одалиска («Корсар» А. Адана, балетмейстеры Ратманский и Бурлака), вариация Le Travail («Коппелия» Л. Делиба, балетмейстер С. Г. Вихарев), Дуэт («Dream of Dream» на музыку С. В. Рахманинова, балетмейстер Й. Эло) и др.
Уже в первом сезоне в репертуаре Воронцовой появились главные партии в балете «Щелкунчик» Чайковского (Мари; хореография Григоровича) и в Большом классическом па из балета «Пахита» Минкуса (Балерина; балетмейстер Бурлака), позднее – в балете «Чиполлино» К. С. Хачатуряна (Магнолия; хореография Г. А. Майорова). В 2011 г. участница российской премьеры балета «Симфония псалмов» на музыку И. Ф. Стравинского (одна из Солисток; хореография И. Килиана).
Воронцова отличается особой пластической мягкостью, что позволяет ей сохранять деликатность и женственность даже в бравурных партиях.
С 2013 г. прима-балерина Михайловского театра (Санкт-Петербург). Репетиторами Воронцовой стали М. Г. Мессерер, Ж. И. Аюпова, Т. Н. Легат. Исполняет ведущие партии в балетах наследия и в советской классике: Одетта – Одиллия («Лебединое озеро» Чайковского), Сильфида («Сильфида» Г. Лёвеншелля), Китри («Дон Кихот»), Гамзатти и Никия («Баядерка», оба балета – композитор Минкус), Диана Мирей (первая исполнительница, 2013) и Жанна («Пламя Парижа» Асафьева), Лауренсия («Лауренсия» А. А. Крейна, все – балетмейстер Мессерер), Жизель («Жизель, или Вилисы» Адана, балетмейстер Н. А. Долгушин), Гюльнара и Медора («Корсар» Адана), Мария («Привал кавалерии» И. И. Армсгеймера, оба – балетмейстер П. А. Гусев), Валерия («Спартак» А. И. Хачатуряна, балетмейстер Г. А. Ковтун), Лиза («Тщетная предосторожность» Л.-Ж.-Ф. Герольда в обработке Дж. Ланчбери, хореография Ф. Аштона).
Участница премьер балетов: «Класс-концерт» на сборную музыку (2014, Солистка), «Золушка» С. С. Прокофьева (2017, Золушка), «Коппелия» Делиба (2020, Сванильда), «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина (2021, Царь-девица, все – балетмейстер Мессерер), «Чиполлино» К. С. Хачатуряна (2016, Редисочка, хореография Майорова), «Корсар» Адана (2019, Медора, балетмейстер Ф. С. Рузиматов), «Корсар» на сборную музыку (2023, Медора, балетмейстер Долгушин).
Среди партий в постановках хореографа Н. Дуато: Принцесса Аврора («Спящая красавица»), Маша («Щелкунчик»), Одетта – Одиллия («Лебединое озеро», все – композитор Чайковский), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева), Солистка («Белая тьма» на музыку К. Дженкинса и «Прелюдия» на музыку Г. Ф. Генделя, Л. ван Бетховена и Б. Бриттена), Никия («Баядерка» Минкуса), Китерия («Идальго из Ламанчи» на музыку Минкуса).
Как приглашённая солистка выступает на сценах Немецкой оперы в Берлине (Принцесса Аврора – «Спящая красавица» Чайковского в постановке Дуато), Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (Эгина – «Спартак» А. И. Хачатуряна в постановке Григоровича, Эсмеральда – «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в хореографии Пети, главная партия в балете «Бриллианты» на музыку Чайковского в хореографии Баланчина), а также Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля и др.
Концертный репертуар балерины включает па-де-де из 3-го акта балета «Лебединое озеро» Чайковского (версия Григоровича), па-де-де «Талисман» на музыку Р. Дриго (балетмейстер Гусев), номер «Павлова и Чеккетти» (дуэт из балета «Щелкунчик» Чайковского, балетмейстер Дж. Ноймайер) и др.
В 2021 г. в честь 30-летия Воронцовой Михайловский театр организовал её бенефис (режиссёр Н. М. Цискаридзе).
В 2023 г. окончила магистратуру Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (Санкт-Петербург) по специальности «педагогика балета».
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Звезда» (2013).