Дриго Риккардо
Дри́го́ Рикка́рдо (Риккардо Джузеппе Дриго, Riccardo Giuseppe Drigo; в России известен как Ричард Евгеньевич Дриго) (30.6.1846, Падуя – 1.10.1930, там же), итальянский и российский дирижёр и композитор. В 1893 г. принял подданство Российской империи.
Биографические сведения
Сын адвоката Эудженио Дриго (1811–1868). В детстве брал уроки у пианиста А. Йорича. В 1864 г. окончил консерваторию в Венеции, где учился у Селлинга (фортепиано) и А. Буццоллы (гармония, контрапункт). С того же года пианист-репетитор в «Театро Гарибальди» в Падуе. В 1869 г. в этом театре впервые продирижировал оперой («Два медведя» К. Даль’Арджине, премьера), заменив заболевшего капельмейстера Г. Чокки. После этого дебюта Р. Дриго около 10 лет работал оперным дирижёром в Падуе, Виченце, Венеции, Флоренции и других городах Италии.
В 1878 г. в Падуе познакомился с директором российских Императорских театров бароном К. К. Кистером, который высоко оценил дирижёрское мастерство итальянца. Первый контракт императорской Итальянской оперы в Санкт-Петербурге был заключён с ним на 6 месяцев в сезон 1879/1880, затем контракты постоянно продлевали. При этом каждое лето Р. Дриго гастролировал в европейских (прежде всего итальянских) театрах.
В 1880 г. удостоен испанского ордена Карла III. В 1884 г. мэр Падуи наградил его крестом кавалера ордена Короны Италии, и с этого времени на афишах итальянских театров Р. Дриго именовался «Cav. Riccardo Drigo» (Пепельжи. 2022. С. 26).
В 1885 г. Итальянская оперная труппа в Санкт-Петербурге была упразднена, и Р. Дриго, уже размышлявший о поиске нового ангажемента, получил от директора Императорских театров И. А. Всеволожского предложение занять место капельмейстера (дирижёра) балетного оркестра в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Позднее Дриго вспоминал, что предложение стало для него неожиданностью, потому что он «не имел никакого понятия о балете и, за исключением незначительных танцев в операх, никогда ими не дирижировал» (Слонимский. 1973. С. 15). Тем не менее он согласился и занимал эту должность до своего отъезда в Италию в 1920 г.
В 1904 г., по случаю 25-летия деятельности в санкт-петербургских Императорских театрах, награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.
Летом 1914 г., после отпуска, проведённого в Италии, не смог вернуться в Россию в связи с началом Первой мировой войны и собственной серьёзной болезнью. Возвратился лишь к началу осени 1916 г. и следующие 4 года безвыездно провёл в Петрограде (ныне Санкт-Петербург), откуда с большим трудом в 1920 г. выехал в Италию.
Последние 10 лет прожил в Падуе, где умер и похоронен.
Дирижёрская деятельность
Уже в начале карьеры балетного дирижёра, несмотря на отсутствие опыта работы в балетном театре, Р. Дриго быстро освоил особенности новой должности и был высоко оценён современниками. В качестве балетного дирижёра он был обязан не только руководить оркестром, но и «исполнять все аранжировки в оркестровой музыке, в которых представляется надобность по текущему репертуару балетов, как равно и композиции отдельных номеров и вариаций» (Пепельжи. 2022. С. 28).
Как балетный капельмейстер Дриго дебютировал в Мариинском театре осенью 1886 г. балетом «Дочь фараона» Ч. Пуньи. Дирижировал многими петербургскими премьерами; среди них: «Гарлемский тюльпан» Б. А. Фитингоф-Шеля (балетмейстеры М. И. Петипа, Л. И. Иванов, 1887), «Приказ короля» Л. А. Вицентини (балетмейстер Петипа, 1887, возобновление постановки 1886), «Фиаметта» Л. Минкуса (балетмейстеры Петипа и Иванов, 1887, возобновление постановки 1864, по А. Сен-Леону), «Весталка» М. М. Иванова (балетмейстер Петипа, 1888), «Катарина, дочь разбойника» Пуньи (с добавлением музыки Дриго, балетмейстер Э. Чеккетти, 1888, возобновление постановки 1870, по Ж. Перро), «Шалость Амура» А. А. Фридмана (балетмейстер Л. И. Иванов, 1890), «Калькабрино» Минкуса (балетмейстер Петипа, 1891), «Царь Кандавл» Минкуса (балетмейстер Петипа, 1891, возобновление постановки 1868), «Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера (с добавлением музыки Дриго, балетмейстер Петипа, 1892, по Ф. Тальони), «Пахита» Минкуса (с добавлением музыки Дриго, балетмейстер Петипа, 1892), «Золушка» Фитингоф-Шеля (балетмейстеры Петипа, Чеккетти, Иванов, 1893), «Ацис и Галатея» А. В. Кадлеца (балетмейстер Л. И. Иванов, 1896), «Млада» Минкуса (балетмейстер Петипа, 1896, возобновление постановки 1879), «Синяя Борода» П. П. Шенка (балетмейстер Петипа, 1896), «Дочь микадо» В. Г. Врангеля (балетмейстер Л. И. Иванов, 1897), «Корсар» А. Адана (с добавлением музыки Ч. Пуньи, П. Г. Ольденбургского, Л. Делиба, Дриго, балетмейстер Петипа, 1899, возобновление постановки 1868), «Грациелла, или Любовная ссора» Пуньи (балетмейстер Л. И. Иванов, 1900, возобновление постановки 1860, по А. Сен-Леону), «Баядерка» Минкуса (балетмейстер Петипа, 1900).
Под музыкальным руководством Р. Дриго были поставлены балеты П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1890, балетмейстер Петипа) и «Щелкунчик» (1892, балетмейстер Л. И. Иванов), «Раймонда» А. К. Глазунова (1898, балетмейстер Петипа). Этими спектаклями Дриго бессменно дирижировал на протяжении всей своей карьеры в России.
Чайковский и Глазунов высоко ценили дарование Дриго, его большой творческий и исполнительский опыт. Известно, что именно Дриго посоветовал Петипа обратиться к Глазунову для написания партитуры балета «Четыре времени года»: «Я увлёкся работой над "Арлекинадой", а вторую программу, имевшуюся также у Петипа, порекомендовал предложить тогда ещё молодому композитору – А. К. Глазунову, развернувшему уже широко свой исключительный талант на создании "Раймонды". Программа эта была "Четыре времени года", которую, как я и был уверен, великолепно иллюстрировал своей изящной музыкой Глазунов» (цит. по: Пепельжи. 2022. С. 49). Глазунов впоследствии признавался Б. В. Асафьеву, что «кое-чему научился у Дриго и Петипа и им благодарен» (цит. по: Асафьев. 1954. С. 209).
После смерти Чайковского Дриго работал над редакцией партитуры балета «Лебединое озеро» (совместно с Петипа); для петербургской постановки (1895) добавил в неё три инструментованные фортепианные пьесы Чайковского. Кроме того, были исключены целиком два номера, из трёх изъяты отдельные разделы, в ряде номеров сокращены повторения тем. Произведённые изменения сделали музыкальную драматургию более динамичной. Вопреки сложившемуся позднее мнению, что проведённая Дриго работа оказалась «весьма ощутимым ущербом», никто из родных и друзей Чайковского, которые видели спектакль 1895 г., «ни единым словом не возразили против изменений как сценария, так и музыки, а, напротив, горячо одобрили возобновлённый спектакль, желали издания нового клавира и новой партитуры» (Слонимский. 1956. С. 136).
Постановка «Лебединого озера» М. И. Петипа и Л. И. Иванова быстро стала канонической, тем самым утвердив в театральной практике редакцию партитуры, осуществлённую Дриго.
Автор заметки в «Ежегоднике Императорских театров», посвящённой 35-летию артистической деятельности Дриго, писал: «В своем дирижерском деле он достиг полной виртуозности, заставлявшей многих балерин признавать, как много содействовал он их успеху» (Р. Е. Дриго : Юбилеи // Ежегодник императорских театров. 1914. С. 144).
Композиторское творчество
Первые сочинения (танцы, романсы) Р. Дриго создал в годы учения в консерватории. В 1864 г. в Падуе была исполнена его Месса A-dur для 2 теноров, баса и хора с органом и оркестром (Пепельжи. 2022. С. 16). Начало работы в падуанском «Театро Гарибальди», видимо, вдохновило Дриго на создание произведения для музыкальной сцены, и в 1868 г. он написал свою первую оперу «Дон Педро Португальский» (либретто С. Каммарано и А. Гаспарини, поставлена в 1868, «Театро Нуово», Падуя). 2-я опера, «Похищенная жена» («La moglie rapita», либретто Э.-Э. Голискиани), была поставлена в 1884 г. в Мариинском театре, однако особого успеха не имела (прежде всего из-за заурядного либретто и скромности постановки).
Композиторская деятельность Р. Дриго в балетном жанре началась в 1886 г., когда для новой постановки «Эсмеральды» Ч. Пуньи, подготавливаемой М. И. Петипа, он создал знаменитый «Pas de six». Первая самостоятельная балетная партитура – «Очарованный лес» (1887, балетмейстер Л. И. Иванов), который стал выпускным спектаклем Санкт-Петербургского театрального училища. Понравившийся публике балет вскоре был перенесён на сцену Мариинского театра. В 1889 г. поставлен второй балет Дриго – «Талисман» (балетмейстер Петипа). Далее последовали: «Волшебная флейта» (1893, балетмейстер Иванов); «Пробуждение Флоры» (создан по случаю свадьбы великой княжны Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, 1894, балетмейстер Петипа); ставшая частью московских коронационных торжеств «Прелестная жемчужина» (1896, Большой театр, балетмейстер Петипа); «Арлекинада» («Миллионы Арлекина»; февраль 1900, балетмейстер Петипа). Балет «Роман бутона розы и бабочки» с музыкой Дриго был полностью подготовлен Петипа, однако в предполагавшиеся сроки (1904–1905) поставлен не был, и лишь в 1919 г. спектакль в постановке А. И. Чекрыгина был осуществлён в Петроградском театре оперы и балета в бенефис автора.
По просьбам балетмейстеров и танцовщиц Дриго написал множество отдельных номеров и вариаций, которые традиционно вставлялись в шедшие на петербургской сцене балеты. Сам композитор отмечал, что «с годами этих отдельных номеров, добавленных во многие балеты, накопилось свыше восьмидесяти» (цит. по: Слонимский. 1973. С. 15).
Балетная музыка Дриго нередко отмечалась критикой – не только балетной, но и музыкальной – как интересная и неординарная. Так, по поводу «Прелестной жемчужины» критик писал: «Г. Дриго опытный балетный музыкант, написавший "Очарованный лес" и "Талисман". В узких условиях балетной красоты, его музыка, если исключить слишком тривиальный галоп да еще что-то в этом роде, довольно недурна» (П. Мариинский театр. XXIV. Бенефис Леньяни / Хроника. С.-Петербург // Русская музыкальная газета. 1900. № 5. Стб. 146).
Для западноевропейской сцены им написаны балеты: «Лазурный берег» («Côte d’Azur») – для театра Монте-Карло (единственный раз показан силами русской гастрольной труппы на благотворительном вечере в 1902, балетмейстер А. В. Ширяев), «Талисман» («Les porte-bonheur») – для театра «Ла Скала» (поставлен в 1908, балетмейстер Дж. Пратези).
В 1929 г. в падуанском «Театро Верди» (бывший «Театро Нуово») была поставлена последняя опера Дриго – «Белая гвоздика» («Il garofano bianco»).
Среди других сочинений: мессы, концертные пьесы, симфониетты.