Конституция Российской Федерации
Конститу́ция Росси́йской Федера́ции, основной закон Российской Федерации. Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Закрепляет основы конституционного строя России, государственное устройство, порядок образования федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, их организацию, систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также процедуры внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Исторический очерк
В Российской империи первыми документами конституционного свойства (не считая Конституции Царства Польского 1815 г., носившей локальный характер) были общероссийские акты – Манифест императора Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17(30) октября 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г.
После Октябрьской революции 1917 г. в Советской республике конституционные основы общественного и государственного строя впервые в обобщённой форме закреплены 3(16) января 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и резолюции 3-го Всероссийского съезда Советов от 15(28) января 1918 г. «О Федеральных учреждениях Российской Республики».
Первая советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 г. – была принята 10 июля 5-м Всероссийским съездом Советов, 18 июля рассмотрена Президиумом ВЦИК, 19 июля вступила в действие. Сохранила в своём составе Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Носила ярко выраженный классовый характер, закрепила установление «диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком». Утвердила вхождение в состав РСФСР областных автономий на федеративных началах, принадлежность верховной власти Всероссийскому съезду Советов, а в промежутках между съездами – ВЦИК как высшему законодательному, распорядительному и контролирующему органу.
Конституция СССР 1924 г. разрабатывалась в связи с образованием СССР в декабре 1922 г. Её основой стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР 1922 г., утверждённые 1-м Всесоюзным съездом Советов (1922). Принята 2-м съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Закрепила объединение РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики в одно союзное государство, их территориальную целостность, установила единую денежную и кредитную систему, единое союзное гражданство и одновременно гражданство каждой республики. Союзным республикам гарантировалось право свободного выхода из Союза (носило декларативный характер, т. к. не был выработан механизм его реализации). Система высших органов власти отражала доктринальную установку советского руководства на отказ от принципа разделения властей. Верховным органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами Советов высшим органом власти являлся Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР), объединяющий законодательную и исполнительную функции, а в период между сессиями ЦИК – его Президиум. ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат – Союзного Совета (избирался Всесоюзным съездом Советов пропорционально населению каждой из союзных республик) и Совета Национальностей (формировался из представителей союзных и автономных республик, автономных областей). ЦИК СССР образовывал ответственное перед ним и его Президиумом правительство – Совет народных комиссаров.
В Конституции СССР 1936 г., принятой 8-м чрезвычайным съездом Советов СССР 5 декабря, говорилось о победе социализма в СССР, установлении социалистической системы хозяйства, социалистической системы собственности на средства производства в двух формах – государственной и кооперативно-колхозной. Конституция внесла изменения в систему высших и местных органов власти. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИК СССР и его Президиума предусматривалось образование Верховного Совета СССР (ВС СССР), состоявшего из двух равноправных палат (Совета Союза и Совета Национальностей) и его Президиума (избирался ВС СССР на совместном заседании обеих палат). В Конституции 1936 г. впервые декларировалось разделение органов власти на законодательные и исполнительные. Она установила принадлежность законодательной власти исключительно Верховным Советам – как Союза, так и союзных и автономных республик. Президиум ВС СССР получил право издавать только указы (силу законодательных актов приобретали после утверждения их ВС СССР). За СНК СССР закреплялась высшая исполнительная и распорядительная власть. Впервые Конституция зафиксировала место Коммунистической партии в политической системе советского общества, определила её как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».
В связи с ликвидацией «эксплуататорских классов» Конституция 1936 г. впервые в СССР провозгласила всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставила пассивное и активное избирательное право всем советским гражданам, достигшим 18 лет (кроме лиц, признанных умалишёнными). Право быть избранными в ВС СССР получили граждане с 23 лет. Согласно Конституции производственно-территориальный принцип организации выборов заменён на территориальный. Конституция, а также основанное на ней Положение о выборах в Верховный Совет СССР 1937 г. не исключали проведения выборов на альтернативной основе, но на практике действовала безальтернативная система выборов (один округ – один кандидат).
Конституция закрепила права (свободу совести, слова, собраний, союзов, право на отдых, образование, материальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности, впервые – право на труд в связи с ликвидацией хозяйственных кризисов и безработицы) и обязанности [соблюдать Конституцию СССР, законы, дисциплину труда, уважать правила социалистического общежития, беречь социалистическую собственность (покушавшиеся на неё объявлялись «врагами народа»), всеобщую воинскую обязанность] граждан. Декларировала равенство прав мужчин и женщин, равноправие всех граждан вне зависимости от национальности, неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки. Гарантировала всеобщее начальное образование. Содержала положение о том, что никто не может быть подвергнут аресту без постановления суда или без санкции прокурора.
Хотя Конституция СССР 1936 г. была одной из самых демократичных конституций в мире, многие конституционные нормы (политические права и свободы граждан, право на материальное обеспечение в старости и на отдых для миллионов колхозников, осуществление правосудия только судами) не реализовывались на практике в условиях господствовавшего в стране политического режима, массовых репрессий, проводимых особыми «тройками» во внесудебном порядке, особенно в период «большого террора».
В Конституции СССР 1977 г., принятой на внеочередной сессии ВС СССР 7 октября, указывалось, что государство диктатуры пролетариата, выполнив свои задачи, стало общенародным. Понятие «развитой социализм» («развитое социалистическое общество») определялось как закономерный этап на пути к коммунизму, как общество, в котором созданы «могучие производительные силы», «передовая наука и культура», где на основе сближения «всех классов и социальных слоёв, юридического и фактического равенства всех наций и народностей» возникла «новая историческая общность» – «советский народ». Построение бесклассового коммунистического общества закреплялось как «высшая цель» советского государства. Конституция впервые ввела понятие «политическая система» (государство, КПСС, общественные организации и трудовые коллективы; основой политической системы являются Советы). В ст. 6 было подтверждено и усилено положение о руководящей роли КПСС в политической системе, указывалось, что партия определяет «генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР». Помимо двух форм собственности, указанных в Конституции СССР 1936 г., была названа новая – собственность общественных организаций. Конституция 1977 г. подтвердила прежнюю структуру высших и местных органов власти и управления, сложившуюся в 1936 г., дала новое наименование советам – Советы народных депутатов. Срок полномочий Верховных Советов (союзного и союзных республик) был увеличен с 4 до 5 лет, а местных – с 2 до 2,5 лет. Возрастной ценз активного избирательного права в ВС СССР был снижен с 23 лет до 21 года. Впервые включено положение об адвокатуре.
В конце 1980-х гг., в ходе перестройки, в Конституцию СССР были внесены существенные изменения и дополнения, направленные на перераспределение власти от партийных структур к государственным и выборным органам власти, на действительное разделение законодательной и исполнительной власти. Вместо одного высшего органа государственной власти учреждалось два: Съезд народных депутатов (избирался по территориальным, национально-территориальным округам и от общественных организаций) и ВС СССР (выбирался Съездом народных депутатов), преобразованный в постоянно действующий орган, которому передавался ряд полномочий Президиума ВС и Совета Министров СССР (СМ СССР). Выборы становились альтернативными, с выдвижением нескольких кандидатур на один мандат. Учреждён Комитет конституционного надзора СССР, увеличен срок полномочий судей с 5 до 10 лет. Предусматривались три формы собственности: государственная, коллективная и собственность советских граждан (любое имущество потребительского и производственного назначения). Граждане получили право вести не запрещённую законом хозяйственную деятельность. В 1990 г. учреждён пост Президента СССР; упразднена норма ст. 6 о КПСС как ядре политической системы; введено положение о многопартийности. СМ СССР преобразован в Кабинет министров СССР, который был подчинён Президенту СССР. После Августовского кризиса 1991 г. 5-й Съезд народных депутатов СССР принял закон «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период» (5 сентября). Высшим органом власти объявлялся ВС, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Республик (должен был формироваться самими республиками). Конституционные вопросы подлежали рассмотрению и решению на совместных заседаниях. Во вновь созданный Государственный совет СССР вошли Президент СССР и высшие должностные лица республик. Исполнительно-распорядительными функциями наделялся Межгосударственный экономический комитет. С прекращением существования СССР 25 декабря 1991 г. Конституция СССР прекратила своё действие.
После вхождения РСФСР в состав СССР принимались отдельные республиканские конституции (1925, 1937 и 1978), из них последние две в основных пунктах повторяли союзные основные законы 1936 и 1977 гг. Во время перестройки (1985–1991) и в первые годы самостоятельного существования (1991–1993) основным законом РСФСР – РФ оставалась Конституция РСФСР 1978 г. [принята на внеочередной 7-й сессии Верховного Совета РСФСР (ВС РСФСР) 9-го созыва 12 апреля 1978], в которую в 1989–1991 гг. были внесены принципиальные изменения. Часть из них соответствовала изменениям Конституции СССР. Так, на основании Законов РСФСР от 27 октября 1989 г., 16 июня 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» принцип полновластия Советов был заменён принципом разделения законодательной и исполнительной властей. Создана двухуровневая система общероссийских представительных органов – Съезд народных депутатов, избиравшийся на основе принципа состязательности нескольких кандидатов, и постоянно действующий ВС РСФСР, избиравшийся Съездом народных депутатов и состоявший теперь из двух палат (Совета Республик и Совета Национальностей). В новой редакции ст. 6 (включена в Конституцию РСФСР 1978 при её подготовке) вместо руководящей роли Коммунистической партии предусматривались многопартийность и политический плюрализм. Другая часть поправок была направлена на обеспечение государственного суверенитета РСФСР, провозглашённого 12 июня 1990 г. Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» на территории республики признавалось верховенство Конституции РСФСР и российских законов над Конституцией СССР и союзными законами. Российские министерства и ведомства перешли под управление республиканских государственных структур, отменялось их подчинение союзным органам. Законом от 24 мая 1991 г. был учреждён пост Президента РСФСР – главы исполнительной власти и высшего должностного лица республики, избираемого на 5 лет. С согласия ВС РСФСР он назначал председателя СМ и руководил Правительством РСФСР. Повышался статус автономных республик, который теперь определялся как «республики в составе РСФСР». Законом РСФСР от 1 ноября 1991 г. был установлен новый Государственный флаг республики.
После распада СССР в российскую Конституцию были внесены изменения (на основании Закона РСФСР от 25 декабря 1991, Законов РФ от 21 апреля и 9 декабря 1992 и др.), зафиксировавшие новый статус (суверенное федеративное государство) и новое наименование государства – Российская Федерация или Россия. В качестве незыблемых основ его строя закреплялись федерализм, республиканская форма правления, разделение властей. К субъектам РФ были отнесены не только входившие в состав России республики, автономные области и автономные округа, но и территориальные образования – края, области, города федерального значения. Декларировался отказ от признания приоритета государственной собственности по сравнению с другими формами собственности. Вместо принципа планового развития экономики провозглашались ориентация на рыночные отношения, свобода экономической деятельности и добросовестная конкуренция. В текст Конституции была включена Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ, принятая ВС РСФСР 22 ноября 1991 г.
Этапы принятия Конституции РФ
Начиная с середины 1980-х гг., Конституция СССР 1977 г. и принятая на её основе Конституция РСФСР 1978 г. стали стремительно устаревать. Уже к 1989 г. юридическая конституция пришла в противоречие с фактическим общественным развитием страны. Это и предопределило необходимость проведения конституционной реформы. Поскольку РСФСР входила в состав СССР, то никакие политические и конституционные реформы на республиканском уровне не могли развиваться автономно и были самым тесным образом связаны с аналогичными процессами в союзном центре. Постоянное внесение необходимых поправок в Конституцию РСФСР 1978 г. стало всё больше напоминать латание дыр. Только в период с ноября 1991 г. по декабрь 1992 г. в её текст было внесено более 400 поправок, которые зачастую противоречили друг другу, а не снимали объективно возникшие противоречия. Такая Конституция уже не могла служить инструментом политического сдерживания, быть базой для формирования общественно-политического согласия.
Конституционная комиссия, которой было поручено разработать текст нового Основного закона, была образована ещё 1-м Съездом народных депутатов РСФСР 16 июня 1990 г. Возглавил её Б. Н. Ельцин, его заместителем стал Р. И. Хасбулатов, а секретарем комиссии – народный депутат РСФСР О. Г. Румянцев. В ноябре 1991 г. «в целях упорядочения работы над проектом» она получила статус постоянно действующего органа. Комиссия начала свою работу не с чистого листа. К тому времени уже существовали самые разные идеи и проекты. Например, был известен проект «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии», подготовленный в ноябре 1989 г. народным депутатом СССР академиком А. Д. Сахаровым. Этот документ трудно назвать конституцией в юридическом смысле, но это была цельная модель политического обновления государства. Конституционная комиссия создала несколько вариантов проекта новой конституции. Первый из них появился уже спустя 4 месяца после начала работы комиссии и предусматривал парламентскую форму правления с президентом как номинальным главой государства. После доработки проект должен был рассматриваться на 6-м Съезде народных депутатов. Однако депутаты ограничились одобрением его общей концепции, а остальные вопросы отправили на новую доработку. Фактически процесс подготовки затягивался. Камнем преткновения стало распределение полномочий ветвей власти, как на федеральном уровне, так и в отношениях центра и регионов. В качестве ответа на этот вызов стали возникать авторские варианты новой конституции. Среди них – опубликованный в апреле 1992 г. «Вариант ноль» С. М. Шахрая и появившийся чуть ранее проект С. С. Алексеева и А. А. Собчака (подготовленный от имени Российского движения демократических реформ). В целом практически все конституционные проекты напоминали друг друга в разделах, касающихся прав и свобод человека и гражданина, но заметно отличались от варианта Конституционной комиссии по части принципов разграничения компетенции между ветвями власти. Между тем противостояние президента и Верховного Совета в отсутствие новой непротиворечивой конституции привело к ситуации фактического двоевластия. 18 мая 1992 г. Президент России Б. Н. Ельцин, выступая в Барнауле, заявил, что де-факто в России существует конституционный кризис. Он считал, что новая конституция должна узаконить сильную президентскую форму правления. Верховный Совет исходил из необходимости сохранения полновластности Советов и сокращения полномочий президента.
К концу 1992 г. появился ещё один вариант «официального проекта» конституции РФ, который тоже не был принят.
Процесс разработки новой конституции, возможно, продолжался бы ещё дольше, если бы углубление конституционного кризиса не привело страну к резкому обострению политической ситуации и всенародному референдуму 25 апреля 1993 г. Б. Н. Ельцин решил выйти на референдум с собственным проектом конституции РФ, чтобы граждане голосовали не просто за доверие парламенту или главе государства, но имели возможность обсудить программу будущего государственного устройства. По его поручению такой документ подготовили С. С. Алексеев и С. М. Шахрай. 29 апреля 1993 г. Б. Н. Ельцин на совещании в Кремле с участием глав субъектов Федерации представил свой так называемый «президентский» проект конституции РФ. В тот же день Верховный Совет РФ дал Конституционной комиссии очередное поручение доработать «парламентский вариант», планируя для его принятия созвать 17 ноября 1993 г. Съезд народных депутатов.
Чтобы вывести ситуацию из тупика, Президент РФ подписал 12 мая 1993 г. Указ № 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», в котором назвал конституционный кризис главным препятствием для осуществления демократических реформ и поручил для его преодоления подготовить в июне 1993 г. проект на основе «президентского варианта». Для завершения подготовки проекта конституции было созвано Конституционное совещание, в работе которого приняли участие более 700 представителей органов власти и местного самоуправления, политических партий, общественности. Оно работало до начала июля 1993 г. За это время в его адрес поступило более 50 тыс. замечаний и предложений к проекту конституции. После их обсуждения первоначальный «президентский вариант» был дополнен целым рядом новых положений. Итоговый вариант проекта новой конституции РФ был одобрен Конституционным совещанием 12 июля 1993 г.
В конце июня 1993 г. Верховный Совет РФ принял решение активизировать работу Конституционной комиссии. Ключевой идеей Верховного Совета стало принятия конституции не только Съездом народных депутатов, но и на всенародном референдуме. Тем самым была сделана попытка перехватить инициативу у президента. В результате в конце июля 1993 г. на рассмотрение региональных парламентов были направлены сразу два проекта конституции РФ. Один – подготовленный Конституционным совещанием, другой – Конституционной комиссией. Предполагалось, что обсуждение завершится примерно к середине сентября 1993 г. Однако на практике этого не получилось – региональные депутаты в большинстве попросту устранились от их обсуждения. События сентября – октября 1993 г. стали кульминацией конституционно-политического кризиса в новой России.
На референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция РФ была принята. В голосовании на референдуме приняли участие 54,8 % зарегистрированных избирателей, за принятие Конституции проголосовало 58,4 % принявших участие в голосовании. Поскольку по условиям референдума он считался состоявшимся при участии более половины зарегистрированных избирателей, а проект считался принятым, если за него проголосуют более половины участвующих в голосовании, результаты референдума означали, что Конституция принята. То обстоятельство, что в некоторых субъектах РФ в голосовании участвовало менее половины населения, а в отдельных субъектах РФ голосования не проводилось, не отменяет факта её принятия: в акте о референдуме не было условий, относящихся к субъектам РФ, да и международная практика исходит из того, что федеральная конституция, принятая в соответствии с установленными заранее правилами, действует на территории всех субъектов, включая те, которые отклонили проект (так было при принятии Конституции США 1787 г., Основного закона Германии 1949). Конституция РФ вступила в силу со дня опубликования результатов референдума – 25 декабря 1993 г.
Содержание Конституции РФ
Конституция РФ состоит из преамбулы (введения, в котором говорится о принципах жизни и целях народа) и двух разделов: первый раздел не имеет общего заголовка и состоит из 9 глав, которые делятся на статьи; второй раздел «Заключительные и переходные положения» содержит 9 пунктов, предусматривающих необходимые меры для реализации Конституции.
Первый раздел
Первая глава Конституции «Основы конституционного строя» устанавливает, что Россия – суверенное, демократическое, правовое, социальное, федеративное и республиканское государство, содержит принципиальные положения о человеке и его правах и свободах как высшей ценности, закрепляет принципы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества. В этой же главе Конституция регулирует основы института гражданства. Прекращение гражданства допускается по взаимному согласию гражданина и государства (органов, представляющих государство), лишение гражданства запрещено. В РФ возможно двойное и множественное гражданство. В сфере экономических отношений Конституция устанавливает свободу экономической деятельности, предпринимательства (в рамках закона) и свободу труда, многообразие форм собственности и их равную защиту, свободу законной конкуренции и ограничение монополистической деятельности (возможны государственные монополии, установленные законом), единство экономического пространства и вместе с тем свободное перемещение трудовых ресурсов, товаров, финансовых средств между субъектами РФ (таможенные барьеры на административных границах между субъектами РФ запрещены). В сфере социальных отношений Конституция исходит из равноправия всех социальных слоёв общества, социального партнёрства и социальной солидарности. В области политических отношений Конституция устанавливает власть народа, которая осуществляется им непосредственно (выборы, референдум и др.), а также через органы государственной власти и местного самоуправления, закрепляет государственный суверенитет, который распространяется на всю территорию РФ и на отношения РФ с другими государствами и международными объединениями, она устанавливает характер и форму государства – важнейшего политического института общества, многопартийность, свободу создания общественных объединений и их равноправие. Вместе с тем Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В сфере духовной жизни Конституция закрепляет принцип идеологического многообразия, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Вторая глава Конституции закрепляет права и свободы человека и гражданина. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (см. Конституционные права граждан). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (см. Конституционные гарантии).
Третья глава Конституции посвящена федеративному устройству. РФ – конституционно-договорная федерация (при её переустройстве использовалась форма договора – Федеративный договор 1992, получивший закрепление в Конституции РФ). РФ состоит из равноправных субъектов РФ – республик в составе РФ, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию, действует конституционный принцип верховенства федерального права. РФ имеет свою Конституцию, свои высшие и иные федеральные органы государственной власти, субъекты РФ имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия, свои основные законы (конституции в республиках, уставы в других субъектах РФ), свои законодательные, исполнительные и некоторые судебные органы (мировые суды и конституционные или уставные суды). Народы субъектов РФ (их население, территориальные публичные коллективы субъектов РФ) обладают правом на самоопределение в рамках Федерации, субъекты РФ могут преобразовываться, объединяться и т. д. (всё это влечёт изменение административно-территориальных границ между субъектами РФ и может производиться только на двухсторонней основе – по соглашению РФ и соответствующего субъекта РФ), но государственным суверенитетом они не обладают, права выхода из РФ не имеют. Конституция разграничивает предметы ведения и полномочия между РФ и её субъектами. К исключительным полномочиям РФ, например, относятся принятие и изменение федеральной Конституции, регулирование прав и свобод человека и гражданина, оборона и безопасность, внешняя политика, федеральные энергетические системы и другое; к совместным полномочиям (в этой сфере возможно законодательное и иное регулирование Федерации и её субъектов, но верховенство имеет федеральный закон) относятся защита прав и свобод человека и гражданина, природопользование, трудовое, административное право и т. д.; «остаточные» полномочия (за вычетом двух первых групп) относятся к исключительному ведению субъектов РФ – в этой сфере закон субъекта РФ имеет верховенство, но он должен соответствовать Конституции и законам РФ, иначе он является недействующим.
Четвёртая глава Конституции посвящена правовому статусу Президента РФ. Президент – глава государства, он представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране государственного суверенитета, независимости и государственной целостности РФ. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Власть президента не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви государственной власти, но как глава государства он участвует в осуществлении законодательной власти (право вето и др.), исполнительной власти (ему непосредственно подчинены «силовые» и некоторые другие министры и т. д.), у него есть право помилования осуждённых судом преступников и смягчения наказаний – полномочия, связанные с судебной властью. Конституция закрепляет обширные полномочия президента по образцу президентской республики с некоторыми элементами парламентарной (необходимость согласия нижней палаты парламента на назначение Председателя Правительства РФ, возможность вотума недоверия правительству). Президент РФ может быть отрешён досрочно в порядке импичмента верхней палатой парламента – Советом Федерации при участии нижней палаты, которая выдвигает обвинение против президента, а также может уйти в отставку или прекратить исполнение своих полномочий по причине стойкой неспособности осуществлять их по состоянию здоровья.
В пятой главе Конституции говорится о парламенте – Федеральном Собрании РФ, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Парламент принимает законы (обыкновенные, конституционные, законы о поправках к Конституции), формирует некоторые высшие органы государства и назначает некоторых высших должностных лиц, даёт согласие (Государственная Дума) на назначение президентом Председателя Правительства (министры назначаются президентом без участия парламента). Государственная Дума вправе выразить недоверие правительству (необходимы два вотума недоверия для того, чтобы президент решал вопрос об отставке правительства или о роспуске Государственной Думы с назначением даты новых выборов). Федеральное Собрание осуществляет также некоторые другие полномочия, типичные для парламентов.
Шестая глава Конституции посвящена Правительству РФ – высшему коллегиальному органу исполнительной власти РФ, состоящему из федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, министров президент назначает самостоятельно, но их кандидатуры утверждаются Государственной Думой. Некоторые министры («силовые» и др.) подчинены только президенту (в их отношении Председатель Правительства и Правительство в целом осуществляют лишь координирующую роль). Правительство несёт ответственность перед парламентом (возможен вотум недоверия Государственной Думы) и президентом.
В седьмой главе Конституции говорится о судебной власти, о статусе судов и судей, о высших судах – Конституционном, Верховном, Высшем арбитражном, о порядке их формирования, полномочиях. В этой главе говорится также о прокуратуре, которая осуществляет надзор за соблюдением Конституции и законов, осуществляет государственное обвинение в суде и выполняет некоторые другие функции.
Восьмая глава Конституции посвящена местному самоуправлению, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Оно осуществляется в муниципальных образованиях гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но вместе с ними осуществляют единую публичную власть народа и сотрудничают в этом. Муниципальные образования имеют свою собственность, принимают ежегодный местный бюджет.
В заключительной, девятой главе говорится о поправках и пересмотре Конституции. В Конституции РФ предусматривается четыре способа её изменения: внесение поправок (для этого необходимы голоса 2/3 депутатов Государственной Думы, 3/4 членов Совета Федерации и ратификация поправок 2/3 субъектов РФ), в результате принимается закон о поправке к Конституции; включение названия нового субъекта РФ, принятого на основе добровольного присоединения или образования нового субъекта РФ (путём принятия федерального конституционного закона – 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации, это применялось неоднократно при объединении автономных округов с краями или областями, в состав которых они входили); изменение названия нового субъекта РФ, уже состоящего в Федерации (новое название принимается законодательным собранием субъекта РФ и включается в текст); пересмотр Конституции. Поскольку внесение поправок в главы 1, 2 и 9 невозможно (запрещено Конституцией), то при такой необходимости осуществляется общий пересмотр Конституции. Он производится Конституционным собранием, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо принимает новый текст Конституции 2/3 голосов, либо выносит его на референдум.
Второй раздел
Второй раздел Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» регулирует порядок реализации новых положений Конституции, действие законодательства, систему органов государства в переходный период.
Поправка к Конституции 2020 г. и включение в Конституцию наименований новых субъектов в 2022 г.
Одобренная в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г., поправка к Конституции РФ (77,92 % «за» от числа голосовавших) вносит коррективы в главы 3–8 Конституции 1993 г., определяющие федеративное устройство государства и порядок формирования и полномочия публичной власти (206 изменений, что потребует пересмотра 98 федеральных законов).
В третьей главе уточнён состав территории РФ, установлена возможность создания в государственных границах федеральных территорий и расположения федеральных органов исполнительной власти не только в столице. Конституцией провозглашены полномочия государства по защите своего суверенитета и территориальной целостности, запрет действий, направленных на отчуждение части территории, определены условия участия РФ в межгосударственных объединениях и пределы исполнения решений их органов, а также обязанности государства по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Признано правопреемство РФ в отношении СССР, в том числе на международной арене, и преемственность в развитии Российского государства. Эта преемственность выражается, в частности, в обеспечении защиты исторической правды, почитании памяти защитников Отечества, признании традиционных приоритетов государственной политики.
К исключительным полномочиям РФ дополнительно отнесены: организация публичной власти (единой системы государственной власти и местного самоуправления); установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования; федеральные программы научно-технологического развития; информационные технологии; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий и обороте цифровых данных; космическая деятельность; метрологическая служба.
Уточнён предмет совместного ведения РФ и её субъектов, к которому, в частности, добавлены: сельское хозяйство; молодёжная политика; обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья; создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; защита института брака; создание условий для достойного воспитания детей в семье и для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Государство принимает на себя гарантии в отношении устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, уважения человека труда, в том числе путём установления минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения, формирования системы пенсионного обеспечения граждан при ежегодной индексации пенсий, системы обязательного социального страхования и адресной социальной поддержки граждан при индексации социальных пособий и иных социальных выплат, защиты достоинства граждан и обеспечения сбалансированности их прав и обязанностей. Приоритетами провозглашены взаимное доверие государства и общества, экономическая, политическая и социальная солидарность, социальное партнёрство.
Конституционными нормами прямо установлены ограничения для государственных и муниципальных служащих; определены требования к высшим должностным лицам субъекта РФ, руководителям федеральных государственных органов, сенаторам, депутатам, судьям и прокурорам.
Поправки к главе четвёртой Конституции, определяющей статус Президента РФ как главы государства, дополнительно вменяют ему в обязанность поддержание гражданского мира и согласия в стране, обеспечение согласованного функционирования единой системы публичной власти, общее руководство Правительством РФ и утверждение его структуры.
Уточнены полномочия Президента РФ в отношении порядка назначения и освобождения от должности Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров и руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; Председателя, заместителей Председателя и судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и других федеральных судов; Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, иных прокуроров в соответствии с федеральным законом; в отношении порядка представления кандидатур для назначения на должность Председателя Счётной палаты, его заместителя и аудиторов; в отношении формирования Государственного Совета РФ, Совета Безопасности РФ и Администрации Президента РФ.
Изменены требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента РФ, определён статус президента, прекратившего свои полномочия, а также уточнён порядок и последствия отрешения президента от должности. Уточнены ограничения возможности Президента РФ занимать данную должность: не более двух сроков (как подряд, так и с перерывом), но при этом данное ограничение применяется к лицу, занимающему или занимавшему должность Президента РФ, без учёта числа сроков, в течение которых оно занимало и/или занимает эту должность на дату вступления в силу поправок к Конституции.
В главе пятой Конституции РФ, посвящённой Федеральному Собранию, расширен перечень вопросов, находящихся в ведении парламента РФ, усилена его роль в части формирования Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти и в части осуществления парламентского контроля, предусмотрен новый подход к формированию Совета Федерации.
Члены верхней палаты парламента официально именуются сенаторами, назначаются на 6 лет. Состав Совета Федерации претерпел изменения: пожизненными сенаторами становятся бывшие президенты РФ (вправе отказаться от этих полномочий); увеличено количество представителей, назначаемых в состав Совета Федерации Президентом РФ, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно; для сенаторов устанавливается возрастной ценз (30 лет).
К обновлённому перечню полномочий Совета Федерации относятся: лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; назначение и прекращение полномочий Председателя, заместителя и судей Конституционного Суда РФ, Председателя, заместителей и судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных случаях; назначение и прекращение полномочий Председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов Счётной палаты; проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора о состоянии законности и правопорядка в стране в рамках парламентского контроля.
К уточнённым полномочиям Государственной Думы отнесено: выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, заместителя главы Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов, Уполномоченного по правам человека; заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка; утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, за исключением министров «силового блока» и иностранных дел.
Изменены процедуры преодоления Федеральным Собранием вето Президента РФ и роспуска Государственной Думы.
В поправках к шестой главе Конституции, определяющей статус Правительства РФ, уточняется, что исполнительная власть РФ осуществляется под общим руководством Президента РФ, а Председатель Правительства РФ несёт перед Президентом РФ персональную ответственность за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий. Уточнена процедура выражения Государственной думой недоверия Правительству РФ.
Правительству РФ вменяются дополнительные полномочия: обеспечение проведения единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды; обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие её научного потенциала; обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, улучшение качества их жизни; поддержка институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики; поддержка добровольческой (волонтёрской) деятельности; содействие развитию предпринимательства и частной инициативы; осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным, создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
В седьмой главе, определяющей основы судебной власти и статус судов и судей, уточняются состав судебной системы РФ, включающей Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировых судей субъектов РФ, полномочия, порядок образования и деятельности судов.
Конституционный Суд РФ провозглашён высшим судебным органом конституционного контроля в РФ; на него, помимо функции осуществления судебной власти в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ, возлагаются дополнительные полномочия, в частности проверка по запросу Президента РФ конституционности проектов законов до их подписания Президентом РФ, а также решение вопросов, связанных с исполнением решений межгосударственных органов в их истолковании, противоречащем Конституции РФ.
В этой же главе говорится о Прокуратуре РФ как единой федеральной централизованной системе органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями и иные функции. Уточнены требования к лицам, которые могут замещать должности прокуроров: запрет иметь гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право постоянного проживания на территории иностранного государства, а также запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Изменён порядок назначения и освобождения от должности прокуроров: Генеральный прокурор, прокуроры субъектов РФ, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов РФ, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ. Иные прокуроры могут назначаться и освобождаться от должности президентом (если такой порядок предусмотрен федеральным законом), а прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ (если иное не предусмотрено федеральным законом).
Восьмая глава Конституции посвящена местному самоуправлению, входящему в единую систему публичной власти и обеспечивающему самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В формировании органов местного самоуправления могут участвовать органы государственной власти. Федеральным законом могут быть установлены особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов РФ и на других территориях.
Поправки были внесены Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», вступили в силу 4 июля 2020 г. (Указ Президента РФ от 3 июля 2020 № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесёнными в неё поправками»).
В 2022 г. по результатам проведённых с 23 по 27 сентября референдумов о вхождении в состав РФ Донецкой Народной Республики (проголосовало «за» 98,69 %), Луганской Народной Республики (проголосовало «за» 97,93 %), Запорожской (проголосовало «за» 97,81 %) и Херсонской (проголосовало «за» 96,75 %) областей, на основании федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. (№ 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Донецкой Народной Республики», № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Луганской Народной Республики», № 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Запорожской области» и № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Херсонской области») были внесены изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции. Изменения вступили в силу 5 октября 2022 г.