Компетенция (в праве)
Компете́нция (лат. competentia – согласованность частей, соразмерность, симметрия), совокупность установленных позитивным правом прав и обязанностей (полномочий) правоустановительного, правоприменительного или оперативно-хозяйственного характера организаций, их органов или их должностных лиц, обеспечивающих выполнение их задач и функций.
Компетенция является неотъемлемым компонентом публичной власти, находит своё выражение в государственном аппарате. В научной юридической литературе компетенция определяется прежде всего как элемент публично-правового статуса государственных органов и должностных лиц. Кроме того, компетенция понимается как необходимая составляющая правового статуса органов (должностных лиц), осуществляющих внутреннее оперативно-хозяйственное управление в организациях, не обладающих государственными властными полномочиями (учреждениях, предприятиях, а также иных юридических лицах).
Общая характеристика компетенции как правосубъектности организаций, их органов и должностных лиц, обладающих полномочиями властного или оперативно-хозяйственного характера, включает в себя ряд существенных свойств.
Компетенция выражает активную властно-управленческую правосубъектность. В отличие от гражданской правосубъектности, в которой права и обязанности разделены, своеобразие компетенции составляют тесно связанные права и обязанности (правообязанности), которые являются едиными и не разделимыми в силу того, что выполнение организациями, их органами и должностными лицами своих функций является одновременно их правом и обязанностью, причём во многом право является подчинённым обязанности. Например, в ч. 1 ст. 105 Конституции РФ указывается, что «федеральные законы принимаются Государственной Думой». Применительно к названному примеру это значит, что принятие федеральных законов является прежде всего публичной обязанностью Государственной Думы, от которой данный государственный орган не вправе отказаться в силу значимости осуществляемых им функций.
В содержании структуры правового отношения властные правообязанности, составляющие компетенцию, представляют собой право на собственные действия. Именно в силу властных и оперативно-хозяйственных полномочий, составляющих компетенцию, указанные субъекты права обладают уникальными возможностями. В частности, они могут своими активными действиями создавать для подчинённых им субъектов обязательные акты нормативного или индивидуального характера, а также порождать, изменять или прекращать правовые отношения. Компетенция устанавливается государством в позитивном праве (законодательстве) государства и обеспечивается государственным принуждением.
Характерным проявлением компетенции является распределение прав и обязанностей между структурными элементами самого́ государственного аппарата – государственными органами и должностными лицами, а также органами управления различных организаций (директором, советом директоров, правлением и др.). Компетенция определяет место и значение организации или должностного лица как в государственном аппарате, так и в системе органов оперативно-хозяйственного управления организаций, не обладающих властными полномочиями. Правообязанности, составляющие полномочия организаций, их органов и должностных лиц, определяются их задачами и функциями.
В юридической литературе общепризнанными структурными элементами компетенции организации, её органов или должностного лица являются предмет ведения и полномочия.
Предметом ведения является совокупность общественных отношений или вопросов, на решение которых направлены права и обязанности отдельной организации, её органов или должностного лица, определяемые стоящими перед ними задачами и функциями. В предмет ведения государственных органов (должностных лиц) входит множество вопросов социального, экономического, политического и духовного характера общества и государства. В предмет ведения органов и должностных лиц организаций, не обладающих государственными властными полномочиями, входят вопросы руководства текущей деятельностью, определения основных направлений деятельности и т. д.
Вторым структурным элементом компетенции являются властные или оперативно-хозяйственные полномочия. Полномочиями именуются конкретные права и обязанности, которыми наделяются организации, её органы или должностные лица для выполнения задач и функций, определяемых их предметом ведения. Конкретная совокупность прав и обязанностей именуется объёмом полномочий. В зависимости от разновидности субъекта, обладающего компетенцией, полномочия могут быть правотворческого, правоустановительного (правоприменительного) или оперативно-хозяйственного характера, которые проявляются в возможности принятия обязательных для исполнения актов нормативного и индивидуального характера. Правотворческими компетенциями обладают правотворческие (представительные) и исполнительные органы государства, которые принимают нормы права. Для обеспечения принятых правовых актов нормативного характера правоустановительной компетенцией наделяются исполнительные, контрольно-надзорные и судебные органы государства. В реализации своей компетенции они принимают правовые акты ненормативного (индивидуального) характера. Во исполнение стоящих перед органами и должностными лицами организаций, не обладающих государственно властными полномочиями, задач и функций данные субъекты имеют право издавать обязательные для подчинённых им лиц акты нормативного и индивидуального характера (приказы, распоряжения, положения, инструкции и др.).
Субъектами компетенции являются организации, их органы или должностные лица, которые в своей совокупности составляют существо самого государства или данных организаций. Обладатели компетенции распределяют между собой вид и объём властных полномочий. Среди организаций, их органов и должностных лиц по предмету ведения выделяется общая и специальная компетенция. Общая компетенция представляет собой наиболее широкий круг решаемых вопросов нескольких или даже всех функций организаций. К числу органов общей компетенции властных организаций относится, к примеру, Правительство РФ, Государственная Дума РФ и др., а к числу организаций, не обладающих государственно властными полномочиями – генеральный директор, директор, управляющий и др. Специальная (отраслевая) компетенция включает в себя полномочия, направленные на решение одной функции или части функции. В качестве примера специальной компетенции государственных органов можно привести Министерство транспорта, Министерство энергетики и др., а в качестве примера невластной организации – ревизионную комиссию (ревизор). Компетенция может быть постоянной и временной. Постоянной компетенцией обладают организации, их органы или должностные лица, создаваемые без ограничения сроков их действия. Временной компетенцией наделяются субъекты для решения разовых задач или выполнения временных функций.
В юридической литературе в качестве субъектов компетенции иногда указывается и само государство. При такой позиции компетенция государства представлена как неотъемлемая часть субъекта международного права, которая закрепляется международными договорами и соглашениями. Во внутригосударственных отношениях компетенция распределяется между подсистемами государственного аппарата самого государства.
Назначение компетенции состоит в распределении полномочий в структуре организаций, их органов или должностных лиц, в придании ей единого характера деятельности, субординации и координации составляющих её элементов.
Таким образом, компетенция является основополагающей характеристикой правового статуса организаций, их органов или должностных лиц, представляющей собой неразделимые права и обязанности, предназначенные для решения их задач и выполнения функций.